Общество кельтов в Европе железного века состояло из нескольких различных иерархических групп. На вершине были правители и элитные воины, затем были религиозные лидеры, друиды, а затем специализированные ремесленники, торговцы, фермеры и рабы. Наши знания о кельтском обществе, к сожалению, фрагментарны и зависят от переписанных литературных источников и археологии. Тем не менее, есть много особенностей кельтского общества, о которых мы знаем, будь то статусные символы древних галлов или королевы - воины древней Британии.
Составные части кельтского общества
Кельты не оставили своих письменных записей, и поэтому мы вынуждены изучать записи из вторых рук классических авторов и собирать воедино черты общества из археологических останков.
Мы знаем, что большинство кельтских общин были сельскими и аграрными с чёткой иерархией, на вершине которой были короли или королевы или аристократическая группа и их родственники, чьё богатство основывалось на земельной собственности.
Ниже были различные группы, разделенные по функциям и навыкам, такие как воины, друиды, специализированные ремесленники и торговцы (включая иностранцев). Подавляющее большинство населения составляли низкоквалифицированные ремесленники и земледельцы; в самом низу общества находились рабы. За исключением рабов, нет никаких доказательств каких-либо препятствий для ребёнка одной из этих групп в конечном итоге войти в другую группу, если они приобрели необходимое богатство (через доблесть на войне, например) или получали необходимое образование или стадию ученичество.
В кельтском обществе существовала обязательная система, в которой могущественные люди обязывались заботиться о других - то есть обеспечивать пищу, кров, юридическую и военную защиту - в обмен на какую-то услугу, во многом похожую на отношения лорда и вассала средневекового феодализма. Для кельтов таким человеком был амбактус, и в результате были установлены узы верности своему господину и более широкому правящему классу и статус-кво.
Некоторые лорды управляли тысячами родственников, слуг и вассалов. Однако это обобщения, как и в других областях кельтской культуры. Важно подчеркнуть, что были большие различия как в период железного века в Европе, так и с точки зрения географии. Короче говоря, кельтские общества в одной части Европы в 700 году до нашей эры, возможно, сильно отличались от обществ в другой части континента, не говоря уже о кельтских обществах в 400 г.
Правители
Кельтские общины делились на племена во главе с монархом или небольшой аристократической группой. У некоторых племен, например, в современной Бельгии, возможно, было два монарха, правящих одновременно. Со временем эта система монархии уступила место более сложному правительству, состоящему из конфедераций племенных вождей и отдельных племен, управляемых советами старейшин.
Точно так же некоторые племена становились клиентами более сильных племен и поэтому были обязаны платить товары или предоставлять заложников (как правило, молодых мужчин, которые выступали в качестве вассалов). Эта сеть союзов в Галлии и в других местах была ещё сложнее, когда римляне проявили больший интерес к расширению своей империи, а ранее обездоленные племена встали на сторону захватчиков, чтобы продолжить свои собственные дела против традиционных племенных врагов.
Верцингеторикс. Фото: www.worldhistory.org
Правители и вожди племён должны были дарить подарки своим последователям, и, в основном из военной добычи, они распределялись в соответствии с рангом в сообществе. Лидеры также должны были обеспечивать пиры. На этих мероприятиях социальный статус был привязан к расположению сидений, как прокомментировал греческий автор Посейдоний (около 135-51 до н. э.) в своих Историях:
...они сидят в кругу с самым влиятельным человеком в центре, будь то величайший в военном мастерстве, знатности семьи или богатстве. Рядом с ним сидит хозяин и по обе стороны от них остальные в порядке различия.
Посуда была ещё одним способом показать социальный статус, особенно чашки для питья, сосуды для подачи вина и котлы для подачи пищи.
Многие из этих предметов были импортированы из соседних культур, и поэтому хозяин мог показать своё богатство и превосходное мастерство этих редких и экзотических изделий. Использование этих предметов иногда предписывалось социальным статусом присутствующих.
Некоторые кружки, например, были предназначены для общего питья, где порядок пьющих был чётко определён. Даже сама еда была частью социального статуса, поскольку только самым старшим гостям разрешались лучшие куски мяса, например. Лучшим мясом был кусок, отрезанный от бедра, и предназначался для величайшего воина. Если другой воин чувствовал, что он выше, он мог потребовать этот кусок мяса для себя и таким образом вызвать лидера на бой.
Кельтские сосуды для подачи вина. Фото: www.worldhistory.org
Даже после смерти кельтские правители пользовались большим уважением. Могилы кельтской элиты часто имеют ряд особенно хорошо сделанных, дорогих и редких товаров, похороненных вместе с мёртвыми, случай, возможно, заметного потребления и предназначенный для демонстрации богатства и власти умерших и, что более важно, тех, кто почтил их кончину и, возможно, унаследовал их титул и власть. Действительно, родство было неотъемлемой частью кельтского общества, поскольку были сформированы расширенные семьи, которые могли проследить свою родословную до единого предка.
Воины
О том, что воины пользовались высоким статусом в кельтском обществе, свидетельствует количество богов в древнем кельтском пантеоне, связанных с войной, и большое количество оружия и доспехов, найденных в гробницах. Мужество и доблесть в битве высоко ценились.
Кельтские воины в Галлии выбеливали свои волосы при помощи извести растворённой в воде, в то время как в Британии они рисовали узоры на телах. Некоторые классические авторы также комментируют странный факт, что кельтские воины могли вступать в бой голыми. Все эти привычки предполагают, прежде всего, что воины стремились идентифицировать себя как часть одной и той же социальной группы. Многие кельтские воины носили
ожерелье торк - знаменитая статуя Умирающего Галла из Капитолийских музеев в Риме носит его - и это, вероятно, было символом статуса и ранга в сообществе.
Умирающий галл. Фото: www.worldhistory.org
Другим очень заметным показателем статуса было использование сильно украшенных доспехов, щитов и оружия. Только самые богатые воины могли позволить себе такие предметы, украшенные драгоценными материалами, такими как золото, серебро, слоновая кость, полудрагоценные камни, эмаль и кусочки цветного стекла.
Точно так же только богатые могли владеть колесницами, лошадьми и нанимать слуг для помощи в битве - количество их стало вопросом престижа для элиты. Еще один знак отличия воинской элиты отмечал Посейдоний: «Знатные люди бреют щеки, но позволяют усам расти свободно, чтобы они закрывали рот". Наконец, важна была родословная, и воины часто выкрикивали имена своих предков перед битвой.
Друиды
Религиозными лидерами кельтских общин были
друиды, которые считались посредниками между человечеством и богами. Как отметил
Юлий Цезарь (около 100-44 до н. э.):
Друиды совершают богослужения, регулируют общественные и частные жертвоприношения и правят всеми религиозными вопросами. Большое количество молодых людей стекаются к ним для обучения, и они в большом почете у людей.
О высоком статусе друидов в кельтском обществе свидетельствует их освобождение от воинских повинностей и налогов. Друиды, возможно, подчёркивали свой высокий статус, нося характерные длинные белые одежды и, возможно, также необычные головные уборы с рогами оленя или лани.
Хотя Цезарь упоминает главного друида, избираемого на один год в Галлии, неизвестно, существовали ли какие-либо другие уровни иерархии среди самих друидов.
Известные своей великой мудростью и знанием традиций, друиды были хранилищами истории сообщества, и это они передавали новичкам, которые тратили около 20 лет на приобретение навыков. Обучение осуществлялось устно, и это, возможно, отражало желание сохранить знания друидов исключительно для посвящённых, а не из-за отсутствия грамотности.
Друиды давали советы правителям, председательствовали в судах, обсуждали общественные конфликты и делали лекарственные снадобья. Они также могли быть обязаны накладывать табу (или, менее точно, заклинания) на людей, обеспечивая соблюдение правил общества. Эти правила могли быть вполне мирскими, такими как не есть мясо определенного животного, но несоблюдение их приводило к исключению из религиозных церемоний сообщества. Неспособность участвовать в ритуалах делала этого человека нечистым и посторонним в сообществе.
Британский друид. Фото: www.worldhistory.org
Друиды были настолько важны для кельтского общества, что римляне в конечном итоге считали их врагами государства. Возможно, не случайно, что регионы, которые наиболее сильно сопротивлялись римскому контролю, также были отмечены центрами друидов. Несколько римских императоров предприняли попытки полностью уничтожить друидов, в частности, Тиберий (р. 14-37 н. э.) и Клавдий (р. 41-54 н. э.). В 59 г. центр друидов в Англси, Уэльс, подвергся систематическому нападению римской армии, и друидизм был запрещён.
Провидцы, барды и ремесленники
Фигура, похожая на друида, была провидцем, который предсказывал будущие события, интерпретируя природные явления или такие вещи, как полёты определённых птиц и внутренности принесённых в жертву животных (и людей). Эти фигуры называются vates греческим писателем Страбоном.
Третьей фигурой, замеченной в Ирландии, был фили или учёный поэт-историк.
Помимо сочинения панегириков и инвектив, фили также передавали устно следующему поколению фольклор сообщества, и они были каким-то образом связаны с кодексами законов и пророчествами.
Были ли друиды, провидцы и фили были ли полностью отдельные люди или это могло сочетаться в одном человеке, до сих пор много обсуждается учеными. Была и другая фигура, связанная с правосудием, упомянутая Юлием Цезарем. Это Вергобрет, который избирался аристократией на один год и служил высшим магистратом с абсолютной властью над всеми в плане применения закона.
Барды, с их историями, поэзией и искусством игры на арфе, были очень почитаемы в кельтской культуре, хотя древние кельты ставили их ниже друидов и вейтов по социальному статусу. В Ирландии барды имели более низкий социальный статус, чем фили. Барды не наносили вреда своей репутации, воспевая дифирамбы людям высокого статуса на кельтских пирах.
Хотя ремесленники, такие как плотники, гончары и ткачи, были необходимы для повседневной жизни, мы очень мало знаем о них в кельтском обществе. Единственная группа, о которой мы что-то знаем, — это кузнецы. Кузнецы были необходимы для работы с железом, которое требует высокого уровня технических навыков по сравнению с некоторыми другими металлами. Железо использовалось для таких необходимых предметов, как сельскохозяйственные орудия, оружие и кухонные принадлежности.
Подвес для приготовления пищи. Фото: www.worldhistory.org
Неудивительно, что для рабочего, который превращал металл с помощью огня, кузнецы фигурируют в кельтской мифологии некоторым богам были даны навыки ковки и обработки металлов, такие как Гоибниу в средневековой ирландской мифологии, который был основан на более раннем древнем кельтском боге кузнецов с неизвестным именем. В гэльской Шотландии кузнецам приписывали целительные силы, и всё, что им нужно было сделать, это держать свой молот над страдальцем.
Женщины
Количество женских богинь и их роль позволяют предположить, что кельтские женщины пользовались более высоким социальным статусом, чем в некоторых других современных культурах, но, к сожалению, существует очень мало прямых доказательств роли женщин в древнем кельтском обществе.
Речные источники были особенно важны в кельтской религии, и многие из них были даны женские персонификации. Например, Секвана ассоциировалась с рекой Сеной и с исцелением. У богини было важное святилище у истока Сены недалеко от Дижона, где ей посвящалось много обетных жертвоприношений; храм богини там все ещё был силён в римский период.
Любопытно различие между кельтской и средиземноморской культурами в том, что в первой многие женские боги были связаны с исцелением, в то время как во второй это были мужские боги, такие как Аполлон и Асклепий.
О том, что женщины могли править самостоятельно, свидетельствуют два случая в Британии. Первый -
Картимандуа, правитель племени бригантов на севере Англии. В середине I-го века Картимандуя упоминается в римских записях, как сдавшая беглого принца римлянам. Второй случай -
Боудикка, королева племени Ицени, которая возглавила восстание нескольких племён против римской оккупации в 60 г. Первоначально успешный и захватив римский Лондон и Колчестер среди других цитаделей, восстание было подавлено, и Боудикка либо покончила с собой, либо умерла от болезни в 61 г.
Британская женщина-воин. Фото: www.worldhistory.org
Возможно, были и другие женщины-воины. Конечно, кельтский пантеон включал женщин, таких как ирландско-кельтское трио богинь войны, известных как Морригна: Бадб, Маха и
Морриган. Кроме того, в ирландской средневековой мифологии несколько мужских героев, в частности
Кухулин, научились использовать оружие у женщин-мастеров, таких как Скатах и Айфе, что свидетельствует о давней традиции сильной женской роли в кельтской войне.
Доказательств того, что женщины были друидами в древности, мало, но нет никаких доказательств того, что им была запрещена эта роль. Упоминание о женщинах как друидах происходит из источников поздней античности или средневековья, и тогда они упоминаются только в Галлии и Ирландии. Однако, как отмечает историк Кьяра Томмази, эти источники "имеют сомнительную надежность и, вероятно, должны быть отклонены".
Ещё одним показателем статуса женщин являются захоронения.
Захоронение близ Шатийон-сюр-Сен на северо-востоке Франции датируется концом VI или началом V века до нашей эры, и это показывает, что некоторым кельтским женщинам при погребении уделялось столько же уважения и внимания, сколько и мужчинам.
Погибшей была женщиной в возрасте около 35 лет, и её поместили на четырёхколесную повозку. Богатства, похороненные вместе с ней, включают массивный бронзовый кратер, привезённый из Средиземноморья, большой золотой шейный торк, ожерелье из янтаря из Прибалтики бронзовые и бурые браслеты, а также брошь с экзотическим коралловым декором. Все эти предметы вместе иллюстрируют, что кем бы ни была эта женщина, древние кельты были готовы посвятить много времени и богатства её погребению, предполагая, что она была человеком значительной важности в сообществе, в котором она жила.
Реконструкция могилы Виксы.Фото: www.worldhistory.org
Об обычных женщинах информация скудна и, возможно, не совсем надёжна. Классические авторы, которые, вероятно, не до конца понимали иностранные обычаи, с которыми они сталкивались, отмечали, что кельтские женщины были красивыми и такими же высокими и мужественными, как кельтские мужчины. Отмечается, что кельтские женщины неразборчивы в связях и жёны делят ложе со всеми мужчинами рода. Юлий Цезарь заметил, что кельтские женщины в Галлии приносили своим мужьям приданое и что это могло быть унаследовано женщиной, если её партнёр умер до неё. Римский полководец также отмечал, что мужья имеют власть над жизнью и смертью своих жён и их детей. Женщины часто вступали в брак с разными племенами, чтобы укрепить союзы и создать прочные связи между ними.
Дети
Согласно Юлию Цезарю, дети в Галлии находились под присмотром своих отцов, хотя для мальчика, который ещё не достиг зрелости, было своего рода табу сидеть на публике со своим отцом. Этот комментарий Цезаря, возможно, действительно связан с практикой, согласно которой некоторые дети, возможно, были отданы приёмным родителям, чтобы укрепить связи между семьями и улучшить перспективы ребёнка, воспитывая их аристократическими родителями.
Это, безусловно, имело место в средневековой Ирландии, но вымерла ли эта практика в древнем кельтском обществе ко времени Цезаря, до сих пор достоверно неизвестно. Другой тип воспитания заключался в том, чтобы брать детей вновь завоёванных племён в качестве заложников и воспитывать их в семьях завоевателей. Это обеспечило соответствие ведущих завоеванных семей и помогло связать два племени в будущих поколениях.
Любопытно, что археологические раскопки кельтских стоянок обнаружили относительно мало детских могил, и это может быть объяснено отсутствием формального захоронения. Детство, вероятно, закончилось примерно в возрасте 14 лет как для мальчиков, так и для девочек. Мальчики теперь клялись в верности старшему мужчине в системе клиентов, упомянутой выше, в то время как девочки были готовы выйти замуж.
Иностранцы и рабы
Иностранные торговцы и ремесленники, похоже, приветствовались в кельтских общинах. Детальный анализ человеческих останков показал, что не несколько человек в одном захоронении родились за сотни миль. Эволюция кельтских произведений искусства, таких как изысканные броши и торки, также показывает, что иностранные ремесленники переехали и принесли с собой новые навыки, такие как гравировка и эмалирование.
Рабы были низшим классом в кельтских общинах и были как мужчинами, так и женщинами. Рабы использовались в кельтском обществе и как предмет торговли, в последнем случае источником были захваченные в плен на войне или люди, которые не могли заплатить свои долги. Интересно, что кельтское слово для рабыни - cumal - стало использоваться как термин для денежной единицы.