Энлиль (также известный как Эллиль и Нунамнир) был шумерским богом воздуха в
месопотамском пантеоне, но был более могущественным, чем любые другие стихийные божества, и в конечном итоге почитался как Царь богов. Он фигурирует в ряде важных месопотамских текстов как величайший из богов после своего отца.
Он был сыном бога небес Ану (также известного как Ан) и вместе с Ану и Энки (богом мудрости) образовал триаду, которая управляла небесами, землей и подземным миром или, поочередно, вселенной, небом, атмосферой и землей.
После Ану Энлиль был самым могущественным из месопотамских богов, хранителем Скрижалей судьбы, которые содержали судьбы богов и человечества, и считался непреодолимой силой, чьи решения не могли быть подвергнуты сомнению.
Город Ниппур был центральным местом поклонения Энлиля в храме, известном как "Горный дом", но он также почитался в Вавилоне и других городах. Он был единственным богом с прямым доступом к Ану, который контролировал вселенную, и был очень уважаем за эту должность, но в то же время его решения кажутся окончательными без учета Ану, и поэтому может показаться неясным, каково было влияние Ану на Энлиля.
Из некоторых древних текстов ясно, что Энки задумал создание человеческих существ и богов. Неясно, кто его родители: Ану и Урас (небо и земля) или, согласно Вавилонской "Энума Элиш", Апсу и Тиамат (пресной и соленой воде) или их детьми Аншар и Кишар (также небо и Земля).
Учёный Стивен Бертман пытается прояснить позицию Энлиля, написав:
Если Ану был небесным председателем правления, то Энлиль был генеральным директором или главным исполнительным директором небесной корпорации. Его космическая штаб-квартира была основана в Ниппуре. Его исполнительным помощником был его сын Нуска. Энлиль/Эллиль был семьянином, женатым на Нинлиль (также называемой Суд), и вместе с ней он вырастил выводок, в который вошли - среди прочих - бог луны Нанна/Син, бог солнца Уту-Шамаш, бог погоды Ишкур/Адад и богиня любви Инанна/Иштар.
Хотя это объяснение может несколько прояснить ситуацию, Энлиля также иногда называют сыном Энки и Нинки (мужская и женская эпостась Земли, а не Энки, бога мудрости), в то время как Энки, бог мудрости, считается братом-близнецом Ишкура/Адада, что делает его, очевидно, ещё одним сыном Энлиля, которым он не был.
Кроме того, хотя Инанна часто изображается как дочь Энки, она также упоминается как ребёнок Энлиля. Все эти кажущиеся противоречия проистекают из долгой истории Месопотамии и различных культур, которые приняли шумерских богов и сделали их своими собственными с дополнениями и изменениями в своих историях. Иногда эти изменения расширяют или продолжают старые истории, но часто разные писцы в разные эпохи просто переписывали сказки в соответствии со своими целями.
Поклонение Энлилю датируется Ранним династическим периодом I (2900-2700 до н. э.) в Ниппуре и прочно со времен Аккадской империи (2334 - 2083 до н. э.), пока он не был поглощён и ассимилирован богом Мардуком во время правления Хаммурапи в Вавилоне (1792-1750 до н. э.). Однако даже после этого времени он продолжал широко почитаться по всей Месопотамии, и поэтому неудивительно, что разные истории из разных регионов и разных эпох изображают его с разными характеристиками и деталями. Его значение как верховного бога на протяжении сотен лет отражается в роли, которую он играет в месопотамских мифах.
Энлиль и Нинлиль
В раннем мифе, известном как Энлиль и Нинлиль, Энлиль рассматривается как молодой бог, живущий в городе Ниппур до сотворения людей. В этой истории Ниппур - городской центр богов, управляемый божественным законом. Нинлиль (также известная как Сюд) - молодая и красивая богиня, которую привлекает Энлиль, как и она его. Мать Нинлиль, Нисаба (богиня письма и писец богов), предостерегает её от купания в реке, предупреждая её об опасности потерять девственность. Нинлиль игнорирует этот совет, однако идёт к реке и соблазняется Энлилем. Она забеременела и родила бога Луны Нанну. Затем Энлиль должен пойти к Нисабу и попросить руки её дочери.
После этого, когда Энлиль шёл по городу, другие боги схватили его за ритуальную нечистоту и изгнали из города в подземный мир. Однако обвинение против него, похоже, не имеет ничего общего с соблазнением Нинлиль. Нинлиль также арестована и сослана, и следует за ним из ворот, но на некотором расстоянии позади. Энлиль обращается к каждому из хранителей врат или важных персон подземного мира, проинструктировав их не говорить Нинлиль, куда он ушёл, если она спросит.
Фото: www.legurme.eu
Затем он маскируется под каждого из них, и когда Нинлиль подходит и спрашивает, куда ушёл Энлиль, он говорит, что не скажет ей. Нинлиль предлагает ему свою любовь ради информации, и он соглашается, хотя каждый раз, когда это происходит, он ничего ей не говорит. Таким образом, они порождают божеств Нергала, Ниназу и Энбилулу, богов войны, исцеления и каналов соответственно. Однако в других мифах эти три бога имеют разных родителей, и особенно Ниназу более известен как сын Гулы, богини исцеления. Бог-герой Нинурта также иногда представлен как один из их детей, хотя в самых известных мифах он является сыном Нинхурсаг и Энлиля.
История заканчивается восхвалением Энлиля за его мужественность, и считается, что миф празднует плодородие земли. Два молодых божества, вопреки законам, которые должны были бы держать их порознь, объединяются, чтобы произвести жизнь, и даже когда они изгнаны в подземный мир, они не могут быть разделены и продолжают творческий акт. Энлиль как мятежник, который бросает вызов законам богов, чтобы преследовать свои собственные желания, превращается в других мифах в авторитет, обладающий силой божественного закона и чьи суждения не могут быть подвергнуты сомнению.
Энлиль и птица Анзу
В вавилонском мифе об Анзу (начало 2-го тысячелетия до н. э.) Энлиль рассматривается как верховный бог, который держит Скрижали судьбы, священные предметы, которые узаконили правление верховного бога и держали судьбы богов и человечества. Ученый Э. А. Уоллис Бадж приводит одну из версий мифа:
Птица Зу [также известная как Анзу], символ шторма и бури, была богом зла, который вёл войну против Энлиля, обладателя "Скрижалей судьбы", посредством которых он правил небом и землей. Зу возжелал эту табличку и решил взять ее и править вместо него. Однажды утром, когда Энлиль снял свою корону, положил ее на подставку и умылся чистой водой, Зу выхватил у него Табличку и улетел с ней в горы. Ану призвал богов выступить против Зу и забрать у него Скрижаль, но все они отказались, и дела неба и земли пришли в беспорядок.
В этой конкретной версии мифа герой Лугальбанда возвращает скрижали, в то время как в других героями являются Нинурта или Мардук. Однако в каждой версии Энлиль показан как законный царь богов, уполномоченный действовать Скрижалями Судьбы и полностью поддерживаемый верховным богом Ану. В этом свете Энлиль рассматривался как воплощение царской власти, выступающий посредником между высшими силами и миром смертных. Тем не менее, даже Энлиль мог потерять терпение, как записано в мифе о Великом потопе, известном как Атрахасис.
Атрахасис
В Атрахасисе (около XVII века до нашей эры) старшие боги живут праздной жизнью, заставляя младших богов выполнять всю работу по поддержанию вселенной. У младших богов нет времени для себя, и поэтому Энки предлагает им создать меньших существ, которые будут работать на них. Когда они не могут найти подходящего материала, чтобы сделать этих новых существ, бог Ве-ллу (также известный как Ллавела) добровольно приносит себя в жертву и умирает. Затем богиня-мать Нинхурсаг замешивает его плоть, кровь и разум в глину, чтобы создать 14 человеческих существ: семь мужчин и семь женщин.
Эти новые существа помещаются на землю и поначалу действуют именно так, как надеялись боги; они выполняют всю работу по поддержанию земли и совершают поклонение и жертвоприношения богам в благодарность за свою жизнь. Однако эти существа оказываются исключительно плодовитыми, и вскоре их становятся сотни, а затем тысячи, и они продолжают размножаться и начинают становиться всё громче и громче и создают всё больше и больше конфликтов между собой.
Скрижаль Атрахасиса III. Фото: www.worldhistory.org
Энлиль, наконец, не может больше терпеть шум и решает уменьшить их популяцию. Он насылает на людей засуху, мор и голод, но каждый раз они обращаются за помощью к своему создателю Энки, и он тайно сообщает им, что нужно сделать, чтобы спастись и вернуть равновесие на землю. Энлиль не может понять, что происходит, так как каким-то образом всё, что он посылает против этих существ, кажется, просто помогает им размножаться более обильно, и поэтому он решает уничтожить их всех великим потопом.
Он убеждает других богов в необходимости своего плана и приводит его в действие. Энки не согласен, но ничего не может сделать, чтобы изменить указ Энлиля. Энки отправляется на землю, чтобы шепнуть мудрецу Атрахасису о том, что грядет, и велит ему построить ковчег и погрузить в него по два вида животных, чтобы спасти их и себя. Атрахасис делает, как ему говорят, наступает потоп, и жизнь на земле уничтожается.
Энлиль почти мгновенно сожалеет о своем решении, и боги оплакивают уход своих созданий, но никто из них ничего не может поделать с ситуацией.
Энки велит Атрахасису открыть ковчег и принести жертву богам, что тот и делает. Сладкий запах жертвоприношения достигает небес, и Энлиль, хотя только что бул расстроен потопом, приходит в ярость, что человек каким-то образом выжил. Он обращается к Энки, который всё объясняет и приглашает богов присоединиться к нему в принятии жертвы.
Пока они едят, Энки предлагает новый план, по которому они создадут новых существ, которые будут менее плодовитыми и будут иметь более короткую продолжительность жизни, и Энлиль соглашается. Люди отныне могут быть бесплодными, смертными и постоянно вынуждены терпеть разные бедствия. Хотя Энки считается творцом, поскольку человечество было его идеей, ничто не могло двигаться вперёд без согласия Энлиля, и поэтому он считался великим отцом мужчин и женщин.
Поклонение и слияние с Мардуком
Энлилю продолжали поклоняться вплоть до правления Хаммурапи, когда верховным стал вавилонский бог Мардук, сын Энки. Мардук, герой Энума Элиш, был представлен как побеждающий силы хаоса, создающий людей и землю, на которой они жили, и устанавливающий закон и сельское хозяйство. Самые важные качества Энлиля (и некоторые из качеств Энки) были впитаны в Мардука, который затем стал царём богов не только для вавилонян, но и как сын Ассура для ассирийцев.
С раннего династического периода до правления Хаммурапи Энлилю поклонялись в храме в Ниппуре, самом важном религиозном месте в южной Месопотамии, кроме Эриду (связанного с Энки). По словам учёного Джереми Блэка, Энлиль был настолько могущественным и внушающим благоговейный трепет, что "другие боги могли даже не смотреть на его великолепие" . Из Ниппура его поклонение распространилось на север до Аккада и по всему Шумерус храмами в Кише, Лагаше, Вавилоне и других городах. Поклонение Энлилю, как и другим месопотамским богам, сосредоточилось на храме и храмовом комплексе, который служил нескольким целям для общины.
Не было храмовых служб, как их понимаются сегодня, но храм по - прежнему был неотъемлемой частью каждого города.
Люди поклонялись Энлилю, принося подношения с мольбами или в благодарность за дары, а о статуе бога и внутреннем святилище заботился верховный жрец. Как было принято во всей Месопотамии и Египте, никто, кроме верховного жреца, не мог войти в присутствие бога или общаться с ним в храме, и большинство людей взаимодействовали со своими божествами через частные ритуалы дома или общественные праздники.
Как только Энлиль был поглощён Мардуком, его поклонение уменьшилось, но он всё ещё почитался в святилищах во многих городах, и даже в Вавилоне понимали, что Энлиль и Ану охотно даровали Мардуку свою силу и благословения. Храмы Энлиля всё ещё действовали во времена Неоассирийской империи (912-612 до н. э.), когда верховными божествами считались боги Ассур, Мардук и Набу. По словам учёного Адама Стоуна, "сила Энлиля была ясно помнена, ибо даже [эти боги] назывались" ассирийским Энлилем " или "Энлилем богов".
После падения Ассирийской империи в 612 году до нашей эры Энлиля постигла участь многих месопотамских богов, связанных с ассирийским правлением: его статуи были разрушены, а храмы разграблены. Боги, которым удалось превзойти свою связь с Ассирией в сознании людей, как Мардук, жили дальше, и, передавая качества Энлиля младшему богу, Энлиль выжил под этим именем до 141 года до нашей эры, к этому времени почитание Мардука уменьшилось, и Энлиль был забыт.