Единорог, мифическое существо, популяризированное в
европейском фольклоре, уже более 2000 лет пленяет человеческое воображение. Большую часть этого времени, вплоть до средневековья, люди верили, что они реальны. Корни мифа о единороге восходят, примерно к 400 году до нашей эры, когда греческий историк
Ктесий впервые упомянул нечто похожее на него, в своих трудах о регионе Индии. На протяжении веков упоминание о единороге можно встретить в трудах других выдающихся мыслителей, таких как
Аристотель,
Плиний Старшийи и даже
Юлий Цезарь, утверждавший, что подобные животные могут быть найдены в древнем и обширном Герцинском лесу Германии.
Фото: pixabay.com
Эти ранние рассказы описывают единорога как свирепое, неуловимое существо с волшебным рогом, способным исцелять многочисленные болезни.
Со временем единорог приобретает иной смысл, он воспринимается как символ чистоты, защиты и средневекового рыцарства. Дошло до того, что его стали воспринимать как аллегорию Христа.
Описание единорога входит практически во все средневековые бестиарии, он становится популярным мотивом в искусстве. Пожалуй, самым известным примером являются гобелены, которые в настоящее время хранятся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. Сегодня единорога можно встретить везде (и нигде): он остается вездесущим символом, который пронизывает популярную культуру от детских фильмов до сленга Силиконовой долины для стартапов стоимостью более миллиарда долларов. Хотя мы больше не верим в существование единорогов, миф о единороге остаётся крайне живучим.
Ранние описания однорогого зверя
Самое раннее письменное описание единорога приписывается Ктесию в 400 году до нашей эры. Греческий врач и историк, служивший при дворе Дария II (424-404 до н. э.) и Артаксеркса II (404-358 до н. э.) империи Ахеменидов, Ктесий написал "Индику", первую книгу на греческом языке о регионах Индии, Тибета и Гималаев. Сам он никогда не был в этом регионе, однако полагался на информацию, принесенную ему путешественниками по Шёлковому пути. Индика была широко популярна, её активно читали и цитировали. Ктесия нередко высмеивали за его витиеватый язык и причудливые описания. Сегодня текст Индики сохранился только в работах других авторов, включая фрагменты, обобщенные Фотием в IX веке нашей эры. Первое упоминание о единороге появляется в 25-м фрагменте:
В Индии есть дикие ослы размером с лошадей и даже больше. Их тела белые, головы темно-красные, а глаза темно-синие. У них есть рог в середине лба, который составляет один локоть в длину; основание этого рога чисто белое...верхняя часть острая и ярко - малиновая, а средняя часть черная. Говорят, что те, кто пьет из этих рогов, превращенных в сосуды для питья, не подвержены ни судорогам, ни падучей болезни. Действительно, они невосприимчивы даже к ядам, если до или после их проглатывания пьют вино, воду или что-либо еще из этих мензур…
Это красочное животное, которое описывает Ктесий, скорее всего, является причудливым описанием индийского носорога.
Рог носорога считался в Индии целебным и иногда из него изготавливали сосуды для питья, украшенные тремя цветными полосами.
Тем не менее, вера в магическую целебную силу рога единорога стала неотъемлемой частью мифа о единороге. Ктесий продолжает:
Это животное чрезвычайно быстро и мощно, так что ни одно существо, ни лошадь, ни какое-либо другое, не может обогнать его…Нет другого способа поймать их на охоте, чем это: когда они ведут своих молодых на пастбище, если они окружены многими всадниками, они отказываются бежать, таким образом, оставляя свое потомство. Они сражаются с толчками рога; они пинают, кусают и поражают с ранящей силой как лошадей, так и охотников; но они погибают под ударами стрел и дротиков, потому что их нельзя взять живыми. Мясо этого животного настолько горькое, что оно не съедобно; на него охотятся из-за его рога.
Ктесий, известный своим личным интересом к фантастике, описал очаровательное существо, не похожее ни на одно другое. Именно это определение повлияло на будущих историков и стало фундаментом, на котором строился миф о единороге.
Аристотель критиковал работу Ктесия за ее чрезмерное украшательство, но описание самого зверя он не оспаривал.
В истории животных Аристотель подтверждает существование “индийского осла”, животного, которое он описывает как имеющее один рог, выступающий из центра головы, и добавляет, что в отличие от большинства рогатых животных, индийский осел “однокопытный”, а не “парноногий”.
Единорог отдыхает в саду. Фото: pixabay.com
Юлий Цезарь, писавший около 50 г. до н. э., описывает оленя с одним рогом, намного “выше и прямее”, чем любой виденный ранее, живущий в древнем и густом Герцинском лесу Германии. Римская историк Элиан, писавший во II веке н. э., описывает единорога почти так же, как Ктесий, отмечая, что его можно найти в Индии. Элиан, однако, шкуру описывает красной, а не белой. Их рога черные, говорит он, и спираль до очень острого конца. Они нежны с другими животными, но предпочитают одиночество, и пересекается с особями своего вида только во время брачного сезона. Их почти невозможно поймать, а напиток в роге единорога приобретает целебную силу.
Эти рассказы выдающихся исторических личностей, считавшихся заслуживающими доверия и авторитетными в свое время, помогли увековечить миф о единороге на протяжении веков.
Именно Плиний Старший в I веке нашей эры наконец дал этому однорогому животному имя, под которым мы знаем его сегодня: Моноцерос или единорог.
Хотя Плиний описывает его как лошадь с одним рогом, он говорит, что у него ноги слона и хвост кабана. Единорог чрезвычайно силен и, конечно же, его невозможно взять живьём. Хотя физические описания единорога продолжали меняться в этих ранних работах, характер животного оставался неизменным. Эти ранние рассказы описывали качества, которые стали ассоциироваться с мифологическим единорогом: скорость, свирепость, непобедимость, целебные силы и неуловимость.
Единорог как религиозный символ
На протяжении последующих веков единорог приобретал религиозные черты в христианской церкви как символ чистоты и благодати, иногда используемый как аллегория Христа. В течение III-го века н. э. александрийские ученые, переводящие Ветхий Завет с иврита на греческий, заменили еврейское слово re em, что означает дикий бык, греческим словом monoceros. Благодаря этому переводу слово “единорог” появляется в некоторых английских переводах Библии, включая Библию короля Джеймса, часто со ссылками на силу и свирепость.
Единорог очищает воду. Фото: pixabay.com
Тертуллиан, карфагенский автор, писавший около 190 г. считал единорога символом Христа, а рог единорога - изображением креста. Святой Василий утверждал в III веке, что рог представляет "славу, силу и спасение" и что Иисуса следует называть Сыном Единорогов, поскольку единорог “неотразим в могуществе и непокорен для человека”. К средневековью единорог утвердился как религиозный символ и стал распространенным мотивом в средневековом искусстве. В эту эпоху единорог также стал ассоциироваться с моральными добродетелями, с особым акцентом на рыцарство, геральдику, а также целомудрие и чистоту.
Единорог в искусстве средневековья и раннего Возрождения
Средневековое увлечение единорогами было настолько велико, что бивни нарвала часто выдавались за рога единорога и продавались торговцами за баснословные суммы денег. Популярности единорога также способствовало распространение средневекового бестиария. До греческого «Физиолога» бестиарии были иллюстрированными книгами о мире природы, содержащими описания всех видов животных, растений и скал, некоторые из которых были реальными, а другие только воображаемыми, но, тем не менее, современные читатели верили, что они существуют в мире природы.
Единорог чаще всего встречается в бестиариях и других иллюстрированных рукописях XII и XIII веков и часто изображается рядом с молодой женщиной. Средневековый единорог, как полагали, был связан с чистотой и целомудрием. В то время как Ктесий и другие ранние авторы описывали единорога как практически неуловимого, позже считалось, что молодые женщины, в частности, девы были способны приручать единорогов и помогать в их поимке. Некоторые искусствоведы указывали на фаллическую природу рога единорога, когда отмечали эту конкретную ассоциацию. Эту связь можно увидеть во многих изображениях из сохранившихся бестиариев.
Единорог сдается девушке. Фото: pixabay.com
Характеристики, которые стали ассоциироваться с единорогом к позднему средневековью, очевидны в “Гобеленах ", серии из семи гобеленов размещенных в монастырях Мет, которые изображают охоту на единорога. Считается, что они были сотканы в течение десятилетнего периода с 1495 по 1505 год, они были обнаружены во владении Франсуа VI де Ларошфуко в 1680 году. Хотя каждый гобелен иногда называют разными именами, сейчас их называют так:
- Охотники входят в лес;
- Единорог очищает воду;
- Единорог пересекает ручей;
- Единорог защищается;
- Единорог сдается девушке;
- Охотники возвращаются в замок;
- Единорог отдыхает в саду.
В этой серии гобеленов мы можем увидеть целебные силы единорога, когда он очищает питьевую воду для других животных, его свирепость, когда он защищает себя от охотников, и его восприимчивость к силам молодой девушки. Хотя этот конкретный гобелен сохранился только в фрагментах, мы все еще можем видеть, что единорог послушен в присутствии молодой девушки, и не обращает внимания на охотника с рогом, который скрывается в лесу, готовый предупредить своих собратьев-охотников.
Есть некоторые предположения относительно истории. На седьмом гобелене, Единорог отдыхает в саду, это часть серии, и этот считается последним. Ранее мы видим, как единорога убивают охотники, а потом он мирно отдыхает в саду. Означает ли это, что единорога считали бессмертным существом?
Единорог защищается. Фото: pixabay.com
Второй набор гобеленов с единорогом, сотканных около 1500 г для семьи La Viste, хранится в Музее Клюни в Париже. Серия известна как дама и Единорог, серия состоит из пяти гобеленов, на каждом из которых изображен один из пяти органов чувств (осязание, слух, обоняние, зрение, вкус), и таинственный шестой гобелен под названием "Сеул Мон Дезир", или “мое единственное желание”, исследователи предполагают, что это попытка изобразить любовь или добрую волю.
Единорог стал популярным символом для семейных гербов в Европе, особенно из-за способности лечить последствия яда, вполне насущной опасности в средние века.
На гобелене, символизирующем вкус, мы видим единорога и льва с фамильным гербом Ла Виста.
Леди и Единорог: вкус. Фото: pixabay.com
Поиски древнего единорога
Как и в древние времена, встречаются люди, утверждающие что видели единорога. У современных ученых было некоторое искушение искать доказательства существования загадочного единорога в гораздо более древних образах, чем средневековые бестиарии.
Так называемая наскальная живопись “единорога”, найденная в Зале быков в палеолитической пещере Ласко, датируется, например, 17 000 годом до нашей эры.
Существует также “единорог”, который появляется на многих печатях из мыльного камня у цивилизации долины Инда (7000 - c. 600 гг. до н. э.), найденный на археологических раскопках в Южной Азии.
Печать с единорогом. Фото: pixabay.com
Возможно, эти изображения изначально относились к существу, похожему на единорога, что означало бы, что корни мифа о единороге уходят гораздо дальше, чем предполагают данные в настоящее время. Кроме того, китайский цилинь иногда сравнивают с единорогом европейского средневекового фольклора, хотя традиционно цилинь изображается с двумя рогами, и было бы трудно найти много сходства между этими двумя существами.
В любом случае, не только сам рог делает это существо таким загадочным и почитаемым. Скорее роль играют его дополнительные свойства и символика. Единорог по сей день пленяет людей своей загадкой.