Эпона была кельтской богиней. Её имя содержит намёк на лошадь: по-кельтски "эпос" означает “лошадь. Эпона - богиня-покровительница кобыл и жеребят. Древнейшие сведения о галльской богине лошадей содержатся у Ювенала. Мы также можем найти другой текст, упоминающий Эпону у Минуция Феликса.
Известные надписи об Эпоне были раскопаны на территориях, соответствующих древней Галлии и Германии, а также в дунайских провинциях и даже в Риме.
Многие надписи часто подписаны солдатами и найдены вблизи поселений, что показывает почитание Эпоны среди воинов.
Эпона занимала важное место в галльской религии, потому что сама лошадь была важна в жизни галлов. Мы помним, как галльская конница дестабилизировала римские легионы во время завоевания. Почитание богини сохранялось в армии. И всё же многое говорит о том, что ей активно поклонялся и простой народ, особенно сельские жители. Официального культа Эпоны в крупных городах, к сожалению, почти не осталось.
Образ Эпоны в искусстве меняется в зависимости от региона и времени. За редким исключением, Эпона всегда одета, и изображается вместе с лошадьми. Иногда она изображается одна, и выглядит либо как зрелая женщина, либо, как юная девушка.
Первый тип изображения, найденный в северо-восточной Галлии и в Рейнской области, показывает богиню, сидящую на кобыле, иногда в сопровождении жеребёнка. Верхом на лошади, она может выступать в качестве погребального символа: на некоторых стелах ясно видно, что она сопровождает души в подземный мир (представление о женщине-проводнике в мир иной, согласуется с фольклором древних религий).
Фото: pbs.twimg.com
Во втором типе изображений богиня окружена лошадьми (которых она иногда кормит). Такие изображения встречаются в основном в центральной Галлии. Ещё один вариант – Эпона лежит на лошади, полуголая (как найдено в Аллере, Бургундия). Её атрибутами обычно являются рог изобилия или кол. Иногда её сопровождает собака, а иногда - боги, богини или духи (часто встречаются местные изображения Марса, Геркулеса или Сильвана).
Когда нам приходится изучать кельтское божество, часто бывает полезно сравнить его с тем, что известно о кельтской традиции, которая оставила мифологические письмена в Ирландии. Несмотря на то, что запись мифологической кельтской Ирландии (и Уэльса) началась в начале средневековья и относится в основном к Британским островам, иногда полезно попытаться установить связи со старыми кельтскими традициями, из которых пришли эти истории.
Фото: upload.wikimedia.org
Эпона часто ближе к богине Рианнон Кимрик (имя происходит от кельтского слова “Ригантона”, означающего “великая королева”), появляющейся в Мабиноги Пвилла. В этом артуровском романе говорится, что её невозможно догнать, когда она едет верхом, и о том, как она развлекала гостей в Харддлехе, пела за едой. Рианнон была замужем за Пвиллом и Манавидданом. Возможно, у неё также была функция сопровождать души умерших.
Конечно, есть сходство между Эпоной и Рианнон, например, их привязанность к лошадям, их роль сопровождения мёртвых, но есть и различия в масштабах: богиня Эпона была одинока, в то время как Рианнон, рассматриваемая как королева, была замужем. Кроме того, Эпона была особенно обожаема лаймами, в то время как Рианнон существовала в кельтской литературе (особенно в Британии). Таким образом, если между двумя персонажами есть неоспоримое сходство, было бы разумнее не отождествлять их полностью.