Религия древних кельтов в Европе железного века остаётся неисследованной из-за отсутствия письменных источников у самих кельтов. На основании археологических находок, записей греко-римских авторов нам удалось восстановить ряд ключевых богов, священных мест и культовых практик. В разных регионах и в разных веках существовали некоторые различия, но есть некие общие черты, о которых и пойдёт речь.
Кельтские
жрецы-друиды считали все знания священными и принципиально не вели записи, передавая знания ученикам из уст в уста. В нашем распоряжении нет священных текстов, гимнов или молитв. Мы не знаем, как мир воспринимали сами кельты, откуда вели свою родословную, как представляли сотворение мира, какие имели жизненные идеалы и принципы. Однако, по обрывочным источникам, кое-что всё же удалось восстановить.
Кельтские боги
В пантеоне кельтов насчитывается более 400 богов, возможно, они не были столь очеловечены, как, к примеру, греческие боги. Богов много, не всем им поклонялись на одной и той же территории. Кельтская группа состоит из множества племён, и каждое племя, скорее всего, почитала тех или иных богов в разной степени.
Люди в раннем железном веке были подвержены взаимовлиянию. Так религия соседних народов постепенно приникала к кельтам.
Язычество всегда позволяло быть гибким в выборе богов. В период, когда кельтов захватили римляне, именно их влияние проявляется наиболее ярко.
Боги наделяются новыми функциями, отождествляются с римскими, или заимствуются, порой, получая новые имена.
Фото: i.etsystatic.com
Трудно сказать, за что отвечал тот или иной бог, но выявить значение конкретного божества для кельтов немного проще. Обетные надписи, ритуалы и погребальные практики указывают на то, что боги, как считалось, каким-то образом контролировали человечество или, по крайней мере, оказывали сильное влияние на благосостояние людей. Им часто давались всеобъемлющие силы и множество ассоциаций, многие из которых пересекались с другими богами, и это точка различия между кельтской религией и религиями современных средиземноморских культур.
Кельтские боги были связаны с природой, они управляли силами такими, как солнце, молния, война, реки, а также с отдельными племенами, поселениями и семьями. Одним из самых почитаемых богов был
Лугус (который в средние века стал более известен как Луг).
Юлий Цезарь (около 100-44 до н. э.) описывает его как верховного кельтского бога, но учёные не все согласны с этим. Он представляет солнце и свет и считался премудрым и всевидящим божеством. Лугус дал своё имя многим местам, таким как Лугдунум, современный Лион во Франции.
Бог, которого чаще всего изображают в кельтском искусстве - это
Цернуннос, часто описываемый просто как "рогатый бог". Обычно изображается сидящим со скрещёнными ногами и с оленьими рогами на голове, он остаётся загадочной фигурой. Самое знаменитое изображение бога на
котле из Гундеструпа (примерно, I-й век до нашей эры), где он носит
торки, ещё один распространённый символ.
Другие главные боги: Секвана, богиня исцеления, особенно почитаемая у истоков реки Сены в центральной Франции. Бригантия была важной богиней в Британии, которую римляне приравнивали к Нике/Победе. Богиня Эпона почиталась по всей Европе и ассоциируется с лошадьми, Эсусс со своим молотоподобным посохом, возможно, был покровителем ремёсел, а Рен - богом реки Рейн.
Несколько богов рассматривались как трио, возможно, представляющее три аспекта одного и того же божества, примером являются три богини-матери, Матроны, которые представляют по отдельности похожие концепции силы, власти и плодородия. Из многих местных и региональных богов многие были связаны с теми вещами, которые имели первостепенное значение для повседневного древнего кельтского общества, это война, суверенитет, племенная идентичность, исцеление и защита конкретных групп, таких как матери, дети, рыбаки и так далее.
Поиск ежедневной пищи был постоянной заботой, и многие божества связаны с охотой и с определёнными животными, особенно с лесными, например, с кабаном и оленем.
Помимо богов, мы встречаем культ почитания животных. В особенности это бык, кабан, олень и лошадь. Многие из этих животных считались тотемами с защитными качествами, и поэтому они часто появляются в рисунках на оружии и доспехах. Ещё одним источником защиты были амулеты, считавшиеся защищающими как живых, так и умерших в их путешествии в Потусторонний мир. Считалось, что амулеты защищают от опасностей (в отличие от талисманов, приносящих удачу) и встречаются, в частности, в могилах детей и женщин. Амулеты могли принимать необычные формы, к примеру, миниатюрные колёса, обувь, ноги и топоры.
Друиды
Религиозными лидерами общины, и теми, кто связывает мир людей и богов были кельтские друиды. Они отличались великой мудростью и знанием традиций. Жрецы не только совершали религиозные обряды, к примеру, жертвоприношения, их знания имели практическую значимость для народа. Используя свои глубокие познания, они могли предсказать погоду и другие природные явления. К друидам шли в случае тяжёлой болезни или ранения. С помощью целебных снадобий из трав они помогали людям выжить в нелёгкое время.
Друиды были хранителями истории, они же следили за соблюдением правил при помощи наложения гейсси или табу. Это выглядело как магическое заклинание, которое накладывалось на нарушителей правил, но учитывая, что люди действительно верили этому действу, это работало. Нет свидетельства, что друидами могли стать женщины, но и запретов тоже негде не встречалось.
Фото: ds02.infourok.ru
Таким образом, друиды пользовались высоким статусом в кельтском обществе и, возможно, подчёркивали свою уникальную роль, нося длинные белые одежды и, возможно, необычные головные уборы, такие как шлемы с прикреплёнными рогами лани или оленя.
Чтобы стать полноправным друидом, требовалось много усилий, около 20 лет обучения. Акцент на устной передаче информации и обусловил отсутствие письменных кельтских источников.
Есть мнение, что друиды считали, что запись обесценивает информацию и лишает её сакрального смысла.
Римские писатели, например, часто неверно истолковывали роль друидов и иногда возлагали гадательные обязанности на отдельный класс людей, провидцев, которые интерпретируют полёты определённых птиц. Другой фигурой, которую иногда отождествляют с друидами, является фили или учёный поэт-историк древней Ирландии. Вопрос о том, были ли друиды, провидцы и фили отдельными классами, или один человек мог сочетать в себе все эти функции до сих пор вызывает споры среди исследователей.
У друидов были свои священные места, где они собирались на ежегодные мероприятия. Юлий Цезарь (100-44 до н. э.) упоминает в своих записках о галльской войне такое место в регионе племени Карнутов в центральной Франции (вокруг современного Орлеана), и мы также знаем, что Мона (Англси, Уэльс) считалась священным островом для друидов до середины I-го века нашей эры.
Священные места, Святилища и Храмы
Реки, озёра и болота считались священными для кельтов, потому что вода считалась проводником в потусторонний мир. Истоки и места слияния нескольких рек считались особенно священными. На вершинах холмов, в горах и священных рощах деревьев (неметон), особенно дубов, проводились ритуалы и церемонии. Даже отдельные деревья, особенно большие дубы, могли считаться священными, и старейшины общины собирались под их сенью. Все эти места считались потенциальными местами встречи между физическим и сверхъестественным мирами.
Такие священные места часто были каким-то образом обособлены. В густонаселённых районах это могли быть места, огороженные валом, и даже имели специальные ворота. Кельты, вероятно, также использовали мегалитические сооружения, которые были созданы веками ранее, но затем они разработали свою собственную уникальную религиозную архитектуру.
Основным типом кельтского священного места была квадратная или прямоугольная область, расчищенная от всего лишнего и окружённая земляным валом. . Они иногда известны как Viereckschanzen. По периметру пространства располагались вал, внешний ров и одни ворота (чаще всего с восточной стороны). Голое священное пространство часто имело деревянные столбы, вбитые в землю, предположительно для поддержки ряда крытых конструкций и/или для вырезания символов и изображений. В некоторых были вырыты глубокие шахты, где помещались обетные подношения. Глиняные черепки в этих валах чаще всего датируются II-м и I-м веками до нашей эры.
Каменные храмы впервые появились у кельтов в IV веке до нашей эры. Обычно монументальные дверные проёмы украшались рельефами и рисунками, крыша была сделана из соломы или переплетённых ветвей, которые затем покрывались глиной и известью. Для кельтов голова считалась домом души и поэтому неудивительно, что маски были обычным украшением храмов использовали и настоящие человеческие головы снятые с человеческих жертв.
После римского завоевания кельтские храмы часто перенимали конструктивные особенности классической римской архитектуры.
Священные места украшали статуями, часто это были деревянные фигуры с металлическими торсами. До римского завоевания каменных изваяний у кельтов не было. После появились колонны с изображениями богов и растительным орнаментом.
Ритуалы, подношения и жертвоприношения
Ритуалы проводились в соответствии с определённым графиком, основанным на годовых циклах, астрономии и, в частности, фазах Луны. Богам возносились молитвы и заклинания. Жертвоприношения совершались в священных местах, чтобы поблагодарить или умилостивить богов, сделав их благосклонными и избежать возможных бедствий: голода, засухи или неудачной войны.
Роль подношения играли продукты питания, драгоценности и украшения, дорогое оружие и доспехи, особенно снятые с поверженного врага, тонкостенные глиняные сосуды. Когда речь шла о болезни, в подношение могли принести уменьшенную фигурку, символизирующую больного или даже мини копию поражённой части тела.
Часто драгоценные предметы сгибались или ломались, прежде чем их приносили в жертву богам. Если священное место было связанно с водой, подношение бросали прямо в воду. Раскопки в Англси, например, обнаружили массу мечей, наконечников щитов, наконечников копий, котлов, декоративных металлических деталей для снаряжения для верховой езды и колесниц, рабских цепей, которые включают ошейники, и большое количество костей животных.
Среди животных чаще приносили в жертву волов, быков, собак и лошадей. Их или сжигали или закапывали целиком. Встречаются свидетельства о том, что часть жертвенного животного съедались на ритуальном пире, а остальное отдавалось богу. Людей тоже приносили в жертву, но это скорее было крайней мерой, нежели постоянной практикой, и применялось только в крайних мерах, вроде стихийных бедствий или военных неудач. В жертву чаще приносили военнопленных.
Фото: www.worldhistory.org
Пример такой жертвы (хотя не все учёные с этим согласны) - Человек Линдоутруп, обнаруженный в Линдоу-Мосс, болоте близ Чешира в Англии. Человек Линдоу жил не позднее рубежа I-го и II-го веков нашей эры, и у него было хорошее здоровье. На останках обнаружены следы ритуального тройного убийства: удар по голове, удушение и перерезанное горло. Труп был помещён в воду на некоторое время, а затем похоронен.
Римские писатели зафиксировали несколько специфичных обрядов жертвоприношения, которые предназначались определённым богам. Жертв для Тевтата топили; для Эсуса подвешивали к дереву и отрезали конечности; а для Тараниса их помещали в дупло или деревянный сосуд и сжигали заживо. Самый сложный из обряд (согласно Страбону, около 64 г. до н. э. - 24 г. н. э.) состоял в том, чтобы построить гигантскую человеческую фигуру из соломы и дерева, заполнить её скотом, дикими животными и людьми, а затем поджечь всё это.
Как человеческие, так и животные жертвоприношения также использовались для предсказания будущих событий. Жертвы были тщательно изучены, когда они умирали, и их предсмертные муки, направление текущей крови и даже их внутренности были исследованы на предмет особых признаков.
Ещё один тип жертвоприношения, который привёл в восторг бесстрашных археологов - любителей, - это захоронение сокровищ: драгоценных кладов, захороненных в неглубоких ямах. Как правило, несколько предметов были связаны вместе, к примеру сломанные или целые торки, ожерелья и монеты.
В особых местах регулярно закапывали сокровища в качестве подношений богам. Эти места считались священными, и никто из местных никогда не решился бы там копать, в вот наши современники не относятся к этим обетным кладам столь щепетильно. Например, на месте Халлатона в Англии археологи обнаружили более 5000 монет, захороненных в 16 разных местах.
Погребальный обряд
Археологические данные убедительно свидетельствуют о том, что кельты верили в загробную жизнь. Захоронения правителей и знатных людей (как мужчин, так и женщин) часто сопровождается их личным имуществом, оружием, доспехами, инструментами, посудой и принадлежностями для кельтских праздников, настольными играми, дополнительной одеждой, продуктами питания и драгоценными предметами, такими как тонкая импортная керамика или бронзовый сосуд и золото, Ювелирные изделия.
Умершего, если он был достаточно знатен, часто помещали в обшитую деревом комнату глубоко внутри большого земляного холма. Во внутренней камере труп часто укладывали на четырёхколёсную повозку (обычно разобранную) или скамью и одевали во все лучшие наряды. Захоронения в курганах могли быть для одного человека или нескольких, захороненных там позже. Несколько курганов были обнаружены в непосредственной близости друг от друга в крупных кельтских поселениях. Погребения в плоских могилах постепенно вытеснили курганы.
Захоронение предметов вместе с умершим указывает на веру в то, что эти вещи понадобятся им либо в пути, либо по достижении конечного пункта назначения, либо и то, и другое. Наши знания ограничены, но Потусторонний мир, возможно, рассматривался своеобразным отражением нашего мира, но без всех негативных факторов, таких как болезни, боль и печаль. Безусловно, такова была точка зрения кельтов в средневековой Европе. Благодаря подобным представлениям кельты спокойно относились к смерти.
Фото: www.worldhistory.org
Со II века до н.э. обряд захоронения постепенно вытесняется кремацией, вероятно, под влиянием средиземноморских культур. Иногда кремированные останки затем хоронили. Ещё одной альтернативой была экскарнация - труп оставляли на некоторое время под воздействием стихий, а кости затем либо хоронили, либо хранили для будущих религиозных церемоний.
Упадок
С I-го века до нашей эры и завоевания Галлии Римская империя сначала заняла менее агрессивную позицию относительно кельтской религии, удовлетворившись разграблением кельтских храмов их сокровищ. Статуи римских богов появились в кельтских храмах и святилищах, но некоторые кельтские божества были заимствованы и римлянами, особенно членами римской армии некоторые святилища были расширены.
Затем, в течение I-го века нашей эры, когда римляне стремились ужесточить свою власть над завоёванными народами, были приняты меры по искоренению культурных лидеров, особенно друидов.
Друидизм был запрещён, и такие важные святилища, как Англси, были атакованы и разрушены. Затем, в поздней античности, было что-то вроде возрождения кельтской религии, когда Римская империя пришла в упадок, а христианство ещё не укрепило свою власть над европейскими религиозными практиками.
Некоторые из древних кельтских богов выжили и превратились в новые версии в непокорённой Ирландии и Шотландии, а также в некоторых частях Уэльса, но им, похоже, не поклонялись напрямую как таковым, и они в значительной степени стали очеловеченными героями в эпических поэмах. Древние языческие боги, сделанные мягкими в безобидной средневековой литературе, стал приемлемым лицом религии, ныне утраченной. В конечном счёте, кельтская религия стала жертвой военных и культурных завоеваний, религия, которая никогда не могла быть возрождена в своём первоначальном виде, несмотря на все попытки начиная с XIX века, по причине полного отсутствия исходных письменных источников.