Платье и внешний вид в Греции бронзового века (3100 - 1100 года до нашей эры) сыграли роль в определении гендерных ролей и способствовали созданию идеала красоты, который до сих пор отражается в современных стандартах. Минойцы превратили остров Крит в средиземноморский центр и доминировали в эгейской культуре примерно до 1450 г. до н. э., когда микенская цивилизация с материковой Греции достигла пика и вырвала контроль.
Фрески и статуэтки, обнаруженные в эту эпоху, показывают сказочно красивое общество, которое выражало себя через моду, причёски и аксессуары.
Минойские и микенские женщины стремились к узкой талии, чтобы достичь воплощения женской эстетики. В то же время мода микенских мужчин выражала их воинственный темперамент, в отличие от их минойских собратьев, которые были воплощением блеска и великолепия.
Минойские женщины
Женщины широко представлены среди археологических находок из Кносса, Акротирии других минойских центров. Одним из самых красивых примеров является статуэтка змеиной богини, которая изображает архетип минойской одежды. Эта женщина носит многослойную юбку с воланами, ниспадающею на землю. Лиф с короткими рукавами и зубчатым вырезом, показывает и подчёркивает грудь.
Этот же стиль одежды отражён и на многочисленных фресках, яркие многоцветные ткани встречаются повсеместно. Смелые основные цвета – красный, жёлтый и синий ? доминируют в схеме рисунка. Чтобы получить эти оттенки, минойцы использовали доступные им природные красители. Шафран – теперь самая дорогая специя в мире – использовался для создания жёлтого цвета, а из морских улиток мурекс создали насыщенный пурпурный цвет.
Фигурка минойской богини со змеями. Фото: www.worldhistory.org
Один из самых интересных элементов женской - использование корсетов или плотных толстых поясов для создания фигуры песочные часы. Произведения искусства показывают, что осиная талия была сильно идеализирована в минойской культуре, и для достижения этой цели, женщинам приходилось идти на жертвы. Корсеты, конечно, входили и выходили из моды в течение тысяч лет с момента их раннего критского использования. Минойские женщины также носили украшения, чтобы обрамить свою красоту. Серьги, кольца, ожерелья и браслеты были популярны в качестве украшений. Золотые и стеклянные бусины нашивали на одежду, чтобы придать образу больше шика и блеска.
Минойская дама, Фреска, Акротири. Фото: www.worldhistory.org
На фресках женщины с чёрными волосами, заплетёнными в длинные жгуты или пряди. Их кожа, напротив, обычно бледно-белая, можно предположить, что идеальные женщины должны были проводить значительное время в помещении. Значит, идеальной красоты женщина должна постоянно находиться дома и здесь выполнять свои домашние обязанности.
Микенские женщины
Микенская мода находилась под сильным влиянием своего минойского предшественника. Материковые греческие женщины приняли подобную волнистую юбку и силуэт. Однако примечательно, что в определённые моменты микенской истории предпочитался более консервативный закрытый лиф, а иногда и просто туника, свободная или подпоясанная. Они носили вязаные шали или плащи поверх своих платьев и закрепляли свои сложные, закрученные причёски шпильками из слоновой кости.
Микенская фреска. Фото: www.worldhistory.org
Микенские женщины часто изображаются с отличительным аксессуаром: поло. Поло - это круглая цилиндрическая корона, по форме почти похожая на колесо. Такой короной могли себя украсить только могущественные женщины, подобное украшение встречается и на изображениях богинь.
Минойские мужчины
Минойские мужчины предпочитали сводить одежду к минимуму и обычно изображались с голым торсом. Как и женщины, они не стеснялись и любили демонстрировать свои верхние части тела, радовали глаз хорошо развитой мускулатурой развитой в популярных видах спорта: игры с быками и кулачные бои. Были популярны разнообразные набедренные повязки, особенно в сочетании с декоративным гульфиком. Одежда мужчин так же была разноцветной, любимые сочетания: жёлтый, синий и белый.
Минойские мужчины изображены в шляпах с длинными яркими перьями, выступающими из их центра, в качестве украшений они использовали ожерелья, браслеты и декоративные полосы, которые надевали на бицепсы. Особое значение имели рисунки на золотых перстнях-печатках. Они служили печатями, фактически доисторической подписью или маркером идентичности, который можно было впечатать в глину. На фреске боксёры Акротири изображены два боксирующих мальчика, однако только мальчик слева носит украшения, это может указать на то, что только состоятельные и знатные люди могли позволить себе подобные предметы роскоши.
Боксеры Фреска, Акротири. Фото: www.worldhistory.org
Минойские мужчины на фресках чисто выбриты, и, судя по обсидиановым бритвенным лезвиям, обнаруженным в могилах раннего бронзового века, опрятный и презентабельный внешний вид был очень важен. Минойские мужчины обычно изображаются с несколькими длинными черными локонами, а остальные волосы коротко подстрижены. В отличие от женщин, они изображены с красновато-коричневой кожей, похожей на фрески в Египте. Чтобы приобрести этот более тёмный тон, идеальный мужчина потратил бы значительное количество времени, занимаясь такими видами активного отдыха, как охота, рыбалка и лёгкая атлетика.
Минойская фреска "Процессия" из Кносса. Фото: www.worldhistory.org
Исключением является знаменитая фреска царя-жреца. Судя по гульфику, набедренной повязке и мускулистому торсу это определённо мужчина. Тем не менее, его кожа имеет розоватый оттенок, намного бледнее, чем кожа типичного мужчины, но все же темнее, чем у женщины. Учёные утверждают, что это может указывать на человека из семьи с высоким статусом, которому не нужно было работать на открытом воздухе.
Микенские мужчины
Микенским мужчинам нравилось прикрываться чуть больше, чем минойцам. Килты, туники и плащи стали модными и, по-видимому, менее декоративны. Микенцы были известны своей военной доблестью на Эгейское море, и, следовательно, боевые доспехи были важной частью мужского гардероба. Их шлемы состояли из кожаной или войлочной шапки (иногда украшенной плюмажем), которая была усилена бивнями кабана. Усилия по созданию одного шлема были бы огромными, включая охоту на десятки кабанов.
Микенский шлем из бивня кабана. Фото: www.worldhistory.org
Микенские бронзовые доспехи. Фото: www.worldhistory.org
Доспехи из Дендры демонстрирует полную броню, включая шлем, бронзовый нагрудник, многослойный килт и наплечники, которые были бы закреплены кожаными ремнями. В общей сложности доспехи весили целых 15 кг, что означает, Что серьёзна боевая подготовка в микенской армии была суровой необходимостью. Бронзовые поножи защищали голень, а кожаные килты или корсеты, украшенные металлическими заклёпками, изображены на вазе
Сравнение
Развитие мужской одежды от минойского до микенского периода отражает растущую распространённость войны и военного дела. Это не означает, что минойцы не участвовали в войнах. Их положение в Эгейском море делало их главной мишенью, а это означало, что они почти наверняка были искусны в защите, но в Микенах война стала одной из главных составляющих общества. Об этом свидетельствует концентрация оружия и военной техники в могилах микенского вала. Эти мужчины ясно дали понять, что хотят, чтобы их помнили как воинов и бойцов, оставив после себя наследие силы, влияния и власти.
Микенские воины. Фото: www.worldhistory.org
Существует очень мало различий между стилями моды минойских и микенских женщин, что говорит о том, что женская роль оставалась относительно одинаковой на протяжении всего бронзового века, поскольку не было необходимости существенно изменять линии силуэта. Тем не менее, в течение минойского периода женщины были центром религии; представлены как богини и жрицы на переднем планов ритуалов и церемоний. Их одежда более сложная и запутанная, и утверждается, что это указывает на то, что они играли более важную роль в религии бронзового века (и, возможно, даже в политике), чем микенские женщины, которые часто изображаются с детьми и, следовательно, большими семейными и материнскими обязанностями.
Наследие
Увлекательно то, что эти предметы одежды способны оживить греческие мифы. Бронзовый век также известен как героический век, потому что считалось, что это время, когда герои из мифов бродили по Земле. Когда мы смотрим на фрески, легко представить себе красочное минойское платье Ариадны, которое она носила, когда давала свою волшебную нить Тесею, чтобы провести его через лабиринт, или великолепные микенские доспехи Агамемнона, когда он вёл свои войска в битву против троянцев.
Фреска минойской женщины, Кносс. Фото: www.worldhistory.org
Между c. 1250 - c. 1100 до н. э. серия землетрясений, засух, голода, войн и вторжения таинственных морских народов, о которых мы мало знаем, привела к краху цивилизации бронзового века. Эта серия катастроф обрушила некоторые из величайших цивилизаций, которые когда - либо знал мир, и ознаменовала греческие тёмные века (c. 1100 - c. 750 гг. до н.э.), в которых стили бронзового века были в конечном итоге заменены пеплосом и хитоном, одеждой, которую в наши дни мы чаще всего ассоциируем с
Древней Грецией. В культурных центрах, таких как Афины, одежда стала более консервативной для женщин, в то время как для мужчин нагота идеализировалась и нормализовалась в определённых социальных условиях, сигнализируя о расширении гендерного разрыва.
Спустя 3000 лет после краха бронзового века стили и стандарты красоты все ещё находят отклик у современной аудитории. Фигура песочные часы у женщин и мускулистые тела у мужчин все ещё считаются неким идеалом, а платья с узкой талией часто появляются в медиа. Несмотря на то, что нас разделяет невероятно огромный промежуток времени, интересно осознать, что наши далёкие предки разделяли эстетические вкусы современных людей.