Воины кельтской Европы были одними из самых выдающихся бойцов древнего мира. Кельтские воины с их высоким ростом, длинными волосами и усами, частой наготой, раскрашенными и татуированными телами и пристрастием собирать вражеские головы в бою представляли собой устрашающее зрелище. Воины сражались в пешем строю, верхом и на колесницах.
Интересная особенность, среди кельтских воинов нередки были и женщины, порой они даже вели в бой.
«Варвары» древности
Из письменных источников больше всего мы узнаём о кельтах из греческих и римских источников. Классические авторы часто называли народы, живущие за пределами их географического контроля и знаний, «варварами». Греки называли кельтов кельтами или галатами, а римляне — кельтами или галлами. Это были народы, говорящие на кельтском языке и населявшие Западную и Центральную Европу от Иберии до Дуная на протяжении I-го тысячелетия до нашей эры и несколько столетий I-го тысячелетия нашей эры.
Самоидентификация кельтов была иной. Они не считали себя единой общностью, и нередко враждовали между собой. Кельт, в первую очередь считал себя частью племени, или племенного объединения в период войны. Любое обобщение будет условным, и стоит учитывать, что различия в культуре между племенами всё же были, в том числе, в военном деле.
Ещё одна проблема в изучении кельтов — отсутствие письменных источников, созданных ими самими. Эти племена передавали свою историю и культуру из уст в уста, особенно через
учёных друидов. Следовательно, помимо скудных кратких надписей и находок археологов, приходится полагаться только на греко-римские источники, относительно войны и образа жизни в целом.
Римляне победили, римские источники, к примеру, «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря, бесценны, но он не ставил задачи сохранить для потомков. Эти классические писатели также не были свободны от предубеждений, непонимания и увековечивания стереотипов. Тем не менее, классические авторы бесценны, и кельты были им хорошо известны не только как враги, но и позже как наёмники в пунических, греческих и римских армиях.
Идеология
Судя по тому, что мы знаем о кельтской религии, эти народы действительно были, как писали римляне, немного помешаны на войне. Хотя значение ранних кельтских богов остаётся неясным, многие из великих богов и богинь, как видно, например, из ирландско-кельтской литературы Средневековья (в которой собраны более ранние устные традиции), представлялись героями-воинами. Примеры
Луг и
Дагда. Это вряд ли уникально и встречается в пантеонах многих других древних культур. Значение, придаваемое военным делам, также проявляется в кельтском инвентаре, который включает оружие, доспехи и колесницы.
Войны начинали для приобретения богатства, престижа, власти, земли и мести. Были также специальные рейды, направленные на захват крупного рогатого скота и рабов, которых затем можно было обменять на предметы роскоши, такие как драгоценности и вино.
Престиж был важной частью кельтского общества, и уважение, завоёванное в битвах, позволяло воину занимать лучшее место на пирах и получать лучшие куски мяса.
Кроме того, ожидалось, что лидеры будут щедры по отношению к своим последователям, а чтобы получить больше благ для распределения приходилось снова идти воевать.
Брош с изображением кельтского воина. Фото: www.worldhistory.org
Кельтские воины были известны своей необычайной храбростью в бою, и это можно объяснить несколькими фактами. Прежде всего, система чести кельтской культуры означала, что храбрость была главной добродетелью. Кроме того, у кельтов существовала вера в загробную жизнь в Потустороннем мире, которая считалась такой же, но без болезней, боли и печали.
Наконец, возможно, в некоторых кельтских армиях были женщины-воины, хотя древние писатели уделяют им мало внимания. Конечно, среди кельтских богов были женщины, такие как ирландско-кельтское трио богинь войны, известное как Морригна: Бадб, Маха и
Морриган. Кроме того, в кельтской мифологии несколько героев-мужчин, в частности
Кухулин, научились использовать оружие у женщин-мастеров, таких как Скатах и Айфе. В Британии были королевы - воины, к примеру Боудикка. Но всё же, неизвестно, обучались женщины вместе с мужчинами, или нет, много ли их было, и как часто они участвовали в сражениях.
Внешний вид
Некоторые кельтские воины вступали в бой обнажёнными — группа, которую римские писатели называли gaestae — учёные спорят, зачем это было нужно. Возможно, этим они хотели показать, что отдают себя в руки богов, и полностью доверяют их воле и защите. Наготу могли использовать, как способ напугать или обескуражить врага, или выставить напоказ свои родовые и статусные украшения. Нагота могла иметь практическое значение, к примеру, отсутствие одежды помогало двигаться максимально раскованно, без ограничений.
Однако не все кельтские воины были нудистами. Многие носили грубые туники, бриджи и плащи, часто с характерным клетчатым рисунком, который был предшественником более позднего тартана, традиционного для Шотландии и Ирландии. Эти воины с более высоким статусом носили украшения из золота, бронзы или железа на шее и запястьях. Многие кельтские воины носили торки — такое на знаменитой статуи Умирающий галл в Капитолийском музее в Риме — и они, вероятно, были символом статуса и положения в обществе. Торки, вероятно, также имели духовную символику, но враги кельтов с радостью собирали их в качестве военных трофеев.
Фото: pinimg.com
Другие важные символы, которые часто носили в качестве герба на шлемах или в качестве рисунков на доспехах и щитах, включали солнечный диск или колесо, оленя, лошадь, собаку, ворона, быка и кабана. Возможно, считалось, что, надев такое изображение, воин проявит такие же положительные качества в бою. Кельтские воины в Галлии отбеливали свои длинные волосы известью. В Британии они носили татуировки и рисунки (особенно спирали), нарисованные на теле вайдой, синей краской. Как и в случае с изображениями животных, они, вероятно, должны были защитить своего владельца.
Броня и щиты
Кельты чаще всего использовали большие, овальные или прямоугольные щиты изготовленные из дерева и кожи с металлическими пряжками и умпоном для дополнительной прочности. Знаменитый бронзовый щит Баттерси, который был извлечён из Темзы и другие подобные ему, были слишком хрупкими, чтобы применять их в реальном бою, это скорее церемониальный щит, или изготовленный для принесения в жертву по обету. Только богатые воины с высоким статусом носили доспехи из кожи и металла. Доспехи обычно состояли только из нагрудников или кольчужного жилета.
Фото: www.worldhistory.org
Шлемы изготавливались из бронзы, железа или кожи, а иногда к ним прикрепляли рога, перья или головы животных. Сохранившиеся образцы часто конические, иногда со скулами или пиком, как современная бейсболка. Один экстравагантный сохранившийся с III-го века до нашей эры шлем из Чумешти в Румынии, на верху которого сидит птица с подвижными крыльями, которые хлопали бы, когда воин бросался в бой.
Оружие
Кельты были искусными кузнецами, и производили сильное и эффективное оружие. Юноши начали тренироваться как воины с 14 лет, присоединяясь к более опытным воинам. Оружие часто было довольно тяжёлым, и частые упражнения хорошо развивали мускулатуру.
Главным оружием воинов более высокого статуса был железный меч с прямым лезвием длиной до 90 сантиметров. Кельтские воины использовали свои мечи, чтобы рубить и колоть. Меч носили в металлических, деревянных или кожаных ножнах, подвешенных к поясу или, в случае северной Британии, через спину. Рукоять и ножны меча часто украшались золотом, серебром, слоновой костью, полудрагоценными камнями, эмалью и кусочками цветного стекла. Лезвие меча часто украшали гравировкой, изображая животных.
Кельтский меч с антропоморфной рукоятью. Фото: www.worldhistory.org
Дополнительным оружием были простые деревянные копья и копья с железными наконечниками, которые могли быть прямыми или скошенными, с зубчатой или зазубренной режущей кромкой. Более сложные наконечники копий были разработаны так, чтобы наносить максимальный урон не только при проникновении, но и при извлечении из раны. Использовались луки и стрелы, а также кожаные пращи для стрельбы небольшими каменными или глиняными шариками, скорее всего, дальнее оружие использовалось только при обороне, например, при защите поселения. Оружием последней надежды был кинжал с длинным широким лезвием, который до поры до времени хранился в ножнах.
Тактика
Ещё до начала битвы кельты любили выкрикивать имя своего рода и племени и бросать оскорбления в адрес своих противников. Затем возможно предложение поединка. Как и внешний вид это могло быть использовано для устрашения врага.
Конечно, по сравнению с более дисциплинированными и организованными войсками греческой и римской армий, кельтские орды, кричащие, прыгающие и бьющие щитами, должны были вызывать тревогу.
Однако кельты не были просто разъярённой неорганизованной толпой. Воины группировались по племенам, и каждое из них несло своё знамя, к примеру, тотемное животное. Вероятно, существовала строгая иерархия племён, основанная на чести. Так же известно, что в бой не бросали все силы разом, часто оставляли резерв, который затем вступал в бой и оказывал помощь в наиболее слабых позициях.
Фото: www.worldhistory.org
Большая часть воинов сражалась на ногах, но у некоторых были лошади, и вплоть до I века до нашей эры использовались двухколёсные колесницы, в которых находились воин и возница. Колесницы делались из дерева с кожаным или плетёным полом и бортами, чтобы сделать их легче и быстрее. Они были прикреплены к паре лошадей с помощью одного шеста. Кроме того, богатого воина сопровождало некоторое количество слуг и вассалов, размер этой свиты был вопросом престижа. Эти слуги были бы под рукой в бою, чтобы, например, заменить уставшую или раненую лошадь своего хозяина, или подать оружие.
И колесницы, и лошади, вероятно, предназначались для засад и стычек или для преследования врага, бегущего с поля боя. В открытом бою колесницы использовали как пьедестал для лучников и пращников на начальном этапе боя. Затем, начинался пеший бой.
К III веку в континентальной Европе колесницы полностью заменили конной кавалерией, на Британских островах их использовали ещё около 200 лет.
Армией командовали предводители, но они не оставались в тылу, а всегда сражались в первой линией, чтобы вдохновлять воинов своим примером. Лидеры часто совершали ритуальное самоубийство в случае неудачи. Управлять войском помогали звуковые сигналы с помощью боевых рогов. Этот инструмент, известный как карникс, на конце труба украшена изображением головы животных. У этих длинных труб иногда есть трещотка во рту железной головы, которая усиливает звук инструмента.
В начале битвы бросали копья, затем противник вступал в бой с ручными короткими копьями и мечами. Когда кельты сражались с кельтами, битва быстро сводилась к парным поединкам. Обычным явлением было брать голову побеждённого воина, поскольку считалось, что в ней содержится душа. Головы особо почитаемых врагов бальзамировали кедровым маслом и выставляли на обозрение.
Когда кельты столкнулись с более организованными армиями, такими как греки и римляне, проявлялись недостатки стратегии. Греческая фаланга — сплочённая линия воинов, защищающих друг друга щитами и ощетинившихся копьями, — или построения римских легионов, где щиты использовались для создания непроницаемой стены из движущихся людей, обычно не ломались, и поэтому личные преимущества кельтского воина потерпели неудачу против организованной командной работы врага.
Умирающий галл, скульптура. Фото: www.worldhistory.org
Кельты действительно выиграли несколько знаменитых сражений в древности. Победа удавалась, когда быстрая атака разбивала чёткие строевые порядки римлян, или кельты успешно использовали особенности окружающей среды, лучше знакомой им, как коренному населению, и устраивали засады. Но в отдалённой перспективе дисциплина и отточенная тактика победила храбрых кельтских воинов.