Цернуннос (Цернун, Кернунос, Cernunnos) древний кельтский бог, олицетворявший природу, флору и фауну, а также плодородие. Он часто изображается в кельтском искусстве с оленьими рогами и торком на шее. О нем известно мало подробностей, но есть несколько знаменитых изображений бога в кельтском искусстве, включая наскальную живопись Валь Камоника,
котёл Гундеструп, бронзовую фигуру божества из Буре и памятник Наутэ Паризиачи.
Цернуннос, возможно, был одним из источников вдохновения для изображений сатаны в христианском мировоззрении и фигур героев в средневековой литературе Уэльса и Ирландии.
Имя и ассоциации
Значение имени Цернуннос неясно, общепринятая интерпретация, связывающая это имя с кельтским словом «рог», оспаривается учёными. То, что кельтский рогатый бог был известен под этим именем, подтверждается только одним случаем, надписью и изображением на памятнике Наутае Паризиаки I века. Верно и то, что были и другие кельтские боги с рогами, значение и область поклонения которым неизвестны.
Цернуннос был, пожалуй, самым важным божеством кельтской религии, если учесть, как часто его изображали в древнем кельтском искусстве от Ирландии до Румынии. Известный как «рогатый», он олицетворял природу, фрукты, зерно, животных, плодородие и процветание. Возможно, он также считался божеством-предком. Однако кельты оставили очень мало письменных свидетельств, поэтому неясно, как поклонялись конкретным кельтским богам или даже что именно они представляли.
Юлий Цезарь (ум. 44 г. до н. э.) рассказал о кельтских богах в своей книге «Записки о Гальской войне», но там он сравнивает их с римскими богами. Цезарь приравнивает Цернунноса к Диспатеру, римскому богу смерти и подземного мира, который, возможно, является аспектом Плутона.
Фото: www.worldhistory.org
Другие древние авторы и само
кельтское искусство свидетельствуют о принесении в жертву животных, и даже возможно, военнопленных. Подношения по обету делались в виде еды, драгоценных промышленных товаров, к примеру, богато украшенные металлические котлы, изысканная керамика и небольшие памятники, колонный и рельефные таблички.
Важно напомнить, что о Цернунне известно так мало, что, велика вероятность ошибки, и возможно, что мы неверно интерпретируем полученные крупицы информации.
Как отмечает историк Дж. МакКиллоп: «наши знания о Цернунносе настолько скудны, что он может быть вовсе не божеством, а шаманоподобным жрецом с рогами, прикреплёнными к голове»
В искусстве
Рогатый бог Цернуннос — одна из наиболее легко идентифицируемых и распространённых фигур в кельтском искусстве. Он часто носит оленьи рога или рога другого зверя и может иметь копыта. Олень для древних кельтов является владыкой леса и символизирует силу, скорость и мужество. Рога, которые сбрасываются ежегодно, олицетворяли регенерацию, из них часто вырезали фаллические амулетах. Частая поза Цернунноса, сидя со скрещёнными ногами, некоторые интерпретировали это как отражение кельтской традиции сидеть так за обедом.
Иногда изображение этого бога имеют отверстие в голове, возможно, это место предназначалось для крепления настоящих оленьих рогов. Одним из самых ранних изображений рогатой фигуры является наскальный рисунок из Валь-Камоники на севере Италии. На нем изображена высокая фигура с оленьими рогами, держащая торки. Считается, что это изображение датируется V веком до нашей эры. Фигура сопровождается изображениями солнца, подтверждающими утверждения некоторых учёных о том, что Цернуннос был солнечным божеством.
Фото: www.worldhistory.org
Цернуннос есть и на рельефной панели знаменитого котла из Гундеструп. Этот серебряный и частично позолоченный котёл был обнаружен в Дании в 1891 году, но, вероятно, был сделан на Балканах, возможно, в I веке до нашей эры. Он показывает явное влияние кельтского искусства и мифологии, даже если другие мотивы кажутся ближневосточными. На одной рельефной панели изображён сидящий бог со скрещёнными ногами и оленьими рогами, которого часто называют Цернунносом. Фигура носит торк на шее и держит ещё один в руке. В другой руке - длинная змея с бараньей головой. И торк, и змея, вероятно, означают силу и изобилие. Цернунноса окружают олень (у которого, что любопытно, рога точно такой же формы, как у Цернунноса), лань, пять странных животных и маленькая фигурка верхом на чем-то, что напоминает дельфина.
На другом возможном изображении Цернунноса, на этот раз в виде бронзовой фигуры I века до н. э., найденной в реке Юин в Буре недалеко от Парижа в 1845 году, он носит толстый торк на шее. Фигура снова сидит со скрещёнными ногами, а его странно укороченные ноги заканчиваются копытами. Волосы у фигуры римские. Глаза сделаны из стеклянных вставок, но сохранилась только один из них. Фигурка небольшая, всего 42 сантиметра в высоту, и сейчас выставлена в Археологическом музее Шато-де-Сен-Жермен-ан-Ле, Ивелин, Франция.
Фото: www.worldhistory.org
Цернуннос появляется на галло-римском памятнике Nautae Parisiaci I века н.э. Название памятника переводится как «моряки города Парижа» и взято из вотивной надписи, которая указывает, кто посвятил колонну Юпитеру и когда: правление римского императора Тиберия (14-37 гг. н. э.). Найденный по частям под парижским собором Нотр-Дам, памятник когда-то состоял примерно из восьми блоков, сложенных друг на друга, чтобы создать колонну. К сожалению, не хватает трёх блоков. Блоки имеют рельефные панели на каждой стороне, а на одном изображён Цернуннос, имя которого указано в надписи.
Бог изображён с бородой, оленьими рогами и оленьими ушами. С каждого из его рогов свисает факел. Нижняя часть панели отсутствует, так что бог вполне мог находиться в своей привычной сидячей позе со скрещёнными ногами.
Присутствие Цернунноса на монументе, посвящённом Юпитеру, любопытно и есть вероятность, что скульпторы размести на колонне двух богов из разных народов, но с одинаковыми функциями.
Между тем, на других панелях изображены различные греко-римские божества, в том числе Юпитер, Марс и Венера. Сейчас памятник выставлен в Музее Клюни в Париже.
Фото: www.worldhistory.org
Барельеф из Реймса на севере Франции, также относящийся к I веку н.э. и иллюстрирующий влияние контактов с римлянами на кельтскую религию и искусство. Цернуннос снова показан со скрещёнными под ним ногами. Он сидит на каком-то пьедестале, у него также есть борода и рога. Есть знакомый олень, на этот раз рядом с быком, и оба этих животных едят из переполненного мешка изобилия, который держит в руках бог. Это вполне может быть ещё одной римской ассоциацией с богом Плутоном, который мог олицетворять богатство. По обе стороны от Цернунна стоят фигуры двух греко-римских богов. Аполлон находится слева, а Меркурий - справа, идентифицированы они лирой и кадуцеем соответственно. Рельеф сейчас находится в музее Сен-Реми в Реймсе.
Наследие
Поклонение Цернунну как главному богу и его изображение с рогами вполне могло быть одним из источников вдохновения для образов, связанных с фигурой сатаны в христианской религии. Другим ответвлением культуры был Корнели, псевдосвятой в фольклоре Бретани, которого иногда считают покровителем рогатых существ. Цернуннос фигурирует в литературных традициях как Уэльса, так и Ирландии, и культурный герой Коналл Сернах из Ольстерского цикла, составленного в средние века, но основанного на более старых устных традициях, может быть для него эвфемизмом.