Котёл из Гундеструпа — позолоченная серебряная чаша, найденная в Гундеструпе в Дании в 1891 году. Вероятно, он был сделан на Балканах, предположительно, в I веке до нашей эры, и демонстрирует явное влияние
кельтского искусства и мифологии, и в то же время содержит ближневосточные мотивы. Рельефные панели на котле изображают сцены с богами, животных, воинов и ритуалы жертвоприношения, многие из которых продолжают озадачивать историков относительно их точного значения.
Котёл является одним из замечательных образцов древнего европейского искусства и сейчас является частью коллекции Национального музея Дании в Копенгагене.
Котлы в кельтской культуре
Котёл был неотъемлемой частью древних кельтских пиршеств и занимал особое место в мифологии, где он наделялся магическими свойствами, он ассоциировался с изобилием, возрождением и плодородием. У
бога-воина Дагды был самый известный котёл в кельтском мире, и он считался одним из четырёх сокровищ Туата Де Дананн, дохристианских ирландских богов или сверхъестественной расы. Котёл Дагды был особенным, потому что мог приготовить неограниченное количество еды и накормить всех последователей.
Историк Б. Канлифф резюмирует использование более обычных котлов на кельтских пиршествах:
В центре пира должен был быть общий котёл, сделанный из бронзовых листов, склёпанных вместе, с выпрямленным краем, чтобы в него можно было вставить два больших кольца, к которым были прикреплены цепи или верёвки, чтобы котёл можно было подвешивать над огнём на брёвнах. Для удаления костей из тушёного мяса использовались бронзовые крючки для мяса.
Помимо своих прямых функций, котлы могли быть очень декоративными и использоваться для демонстрации богатства хозяина. Нет лучшего сохранившегося примера, чем котёл из Гундеструпа.
Происхождение и свойства
Котёл Гундеструп был обнаружен рабочими, добывавшими торф в болоте недалеко от Гундеструпа, Северная Ютландия, Дания, 28 мая 1891 года. Котёл стал одной из величайших находок древнеевропейского искусства. Детали декоративных рельефов на котле показывают явное кельтское влияние, но некоторые мотивы, особенно экзотические животные (львы или леопарды, слоны и грифоны), также предполагают ближневосточное влияние, поэтому учёные обычно приписывают его изготовление народам, жившим в районе Нижнего Дуная, в частности, в Дакии или Фракии (нынешние Румыния и Болгария). Использование серебра - ещё одна связь с регионом Нижнего Дуная, поскольку оно редко встречается в кельтском искусстве, но не во фракийском. Как отмечают историки Дж. Фарли и Ф. Хантер, котёл «не кельтский или, по крайней мере, не только кельтский» Этот предмет средневекового искусства продолжает интриговать исследователей и любителей истории.
Котёл, вероятно, попал в Данию с помощью торговцев, был подарен или взят в качестве военной добычи. Его конечный пункт назначения — торфяное болото, вероятно, потому, что он был принесён в жертву по обету, что является обычной практикой в кельтской религии. Однако котёл был разобран на составные части и, возможно, перенесён в болото из другого захоронения. Котёл датируется периодом с III века до н.э. по I век до н.э., более точно сказать трудно.
Фото: www.worldhistory.org
Котёл имеет высоту 35,5 см и диаметр 69 см. Он может вместить 107 литров и весит чуть более 9 кг. Котёл изготовлен из серебра (96% чистоты), которое изначально было частично позолочено. Котёл составной. Внизу простая чаша, сделанная из цельного листа серебра. Стороны состоят из пяти внутренних изогнутых прямоугольных частей и восьми внешних изогнутых квадратных частей (одна отсутствует). Эти панели имеют высоту 21 см. Глаза фигур на внешних панелях изначально были сделаны с использованием стеклянных вставок, но теперь они пустые. Боковые панели увенчаны двумя трубчатыми секциями, образующими закруглённый край для подвесов котла. Все 12 боковых частей украшены горельефом, воссоздающими сцены, значение которых до сих пор широко обсуждается учёными.
Хотя основание котла выполнено из цельного листа серебра, на дне есть медальон с рельефным изображением. Считается, что мастерство изготовления этой панели выше, чем у других панелей, поэтому, вероятно, она была добавлена позже. Кроме того, на основании видны некоторые повреждения, поэтому медальон мог быть сделан, чтобы скрыть дефект. Медальон диаметром 25 см.
Фото: www.worldhistory.org
На нём изображён бык, который кажется мёртвым, а сверху женская фигура, размахивающая мечом. Предположительно, это изображение ритуального жертвоприношения или охоты. Быки были могущественными тотемами в кельтской культуре и одними из животных, приносимых в жертву богам. В сцене также есть три других животных среди листвы; возможно, это ящерица и две охотничьи собаки.
Панель воинов
На одной внутренней боковой панели изображён двойной ряд воинов, на верхнем уровне изображена кавалерия, а на нижнем - пехота. Всадники облачены в туники и шлемы, типичные для кельтских воинов, конические и с гребнем в виде животного или рогов. Эти тотемы, например, изображение медведя, кабана или оленя, считались защитными и способными дать владельцу те же положительные качества, которыми обладало животное. Лошади носят доспехи на крупе. Пехота держит в руках типичные кельтские щиты большой продолговатой формы. Справа на панели стоят трое воинов, трубящих в боевые рожки, в шлемах, туниках и бриджах.
Этот инструмент, известный как карникс, на конце имеет форму животного, он использовался для создания шума и организации войск в бою.
Фигура слева от сцены более загадочна. Гораздо больше, чем воины, это, вероятно, бог, стоящий рядом с чем-то, похожим на котёл. Большая фигура отправляет одного из воинов в котёл, возможно, сцена представляет собой переход в Иной мир воинов, павших в битве. В качестве альтернативы сцена может представлять кельтскую веру в реинкарнацию. Пехота марширует к фигуре бога, который окунает их в свой волшебный котёл, и таким образом они становятся кавалерией с более высоким статусом.
Фото: www.worldhistory.org
Третья интерпретация заключается в том, что фигура представляет Тевтата, кельтского бога, защищавшего племя. Тевтат был особенно популярен в Галлии, римские писатели описывали, как этому богу приносили в жертву людей, путём утопления в кадке с водой.
Крылатые грифоны
На этой панели изображён бог-мужчина, держащий колесо, устройство, часто представляющее солнце в кельтском искусстве. Воин в шлеме также держит это колесо. С обеих сторон изображены леопарды, а внизу три крылатых грифона (львы с птичьими головами) и змея с бараньими рогами.
Фото: www.worldhistory.org
Панно Богиня
На этой панели женщина-богиня с колесом по обе стороны от неё. Возможно, это Медб, главная кельтская богиня земли, плодородия и правления. Фигура носит какой-то шлем и окружена экзотическими существами, которые кажутся слонами, крылатыми грифонами и представителями кашачьих. По обе стороны от Медбд есть то, что похоже на острова, напоминающие какую-то карту, но есть вероятность, что это кровь, подобные «островки» есть и на панели с быками.
Панель с быками
Четвертая внутренняя панель показывает сцену с тремя воинами, которые собираются принести в жертву трёх быков своими мечами. Быки намного крупнее воинов, что позволяет предположить, что они представляют собой сверхъестественные версии животных. Воинам помогают три охотничьих собаки, а в верхней части сцены изображено трио пятнистых кошек.
Фото: www.worldhistory.org
Панно с рогатой фигурой
Сидящего бога с оленьими рогами часто отождествляют с
Цернунносом, древним кельтским богом, олицетворявшим природу, флору и фауну, а также плодородие. Цернуннос часто изображается в кельтском искусстве с рогами и торком, как здесь. Фигура держит дополнительный торк и очень длинную змею с бараньей головой, которые, вероятно, означают силу и изобилие. Слева от него олени, а справа пять странных животных и маленькая фигурка верхом на чем-то, что может быть дельфином.
Фото: www.worldhistory.org
Внешние панели
Внешние панели квадратные и меньше внутренних. На каждой панели изображено лицо человека, держащего руки вверх или скрещенными. Некоторые из этих фигур бородатые и в шлемах, трое явно женщины. Большинство носят торк на шее. Некоторые из фигурок держат в руках фигурку человека или животного, у других дополнительные фигурки парят в пространстве между поднятыми руками и головой основной фигуры. На одной панели большее божество окружено божеством немного меньшего размера.
На всех других панелях тот факт, что центральная фигура намного больше других фигур, предполагает, что это бог, а периферийные фигуры - люди.
Животные изображены как настоящие, так и вымышленные, это собаки, орлы, кабаны и крылатые существа.
Миниатюрная женщина ухаживает за волосами женского божества. В другой сцене человек борется со львом или леопардом. На другой панели маленькие человеческие фигурки сами держат животное, что может указывать на жертвоприношение, принесённое богу. Значение многих других фигур и животных широко обсуждается учёными. Как заметил один историк, котёл из Гундеструп а— это «Розеттский камень» кельтской мифологии, но, в отличие от египетской плиты с тройным текстом, котёл ещё предстоит расшифровать.