Лепреконы - персонажи ирландского фольклора, которые охраняют спрятанные сокровища. Считающиеся маленькими и невероятно проворными мужскими особями фей или гоблинов. Живя уединённой жизнью, лепрекон может быть источником зла для неосторожных, они печально известны тем, что лепреконов чрезвычайно трудно поймать или заманить в ловушку.
Поймав лепрекона не стоит расслабляться, его всегда нужно держать в поле зрения, иначе они не выдадут местонахождение своего сокровища, обычно горшка с золотыми монетами.
Лепреконы имеют много общих черт с более древними существами ирландско-кельтского фольклора и более широкой европейской мифологии, но с XIX века они заняли доминирующее положение, став самым узнаваемым символом ирландского народа.
Варианты названий
Имя лепрекон - это современное англицизированное слово, основанное на различных вариантах написания более старого термина, используемого в различных регионах Ирландии. Например, в Ольстере первоначальным термином был лучраман, в Коннахте луракан, в Лейнстере лупрачан (среди прочих) и в Мюнстере лургадан (опять же, это лишь один из вариантов). Все эти слова сами по себе произошли от средневекового ирландского lurchopan, что означает "маленькое тело".
Лепреконы были частью ирландской устной традиции задолго до того, как в эпоху Высокого Средневековья фольклор был записан в форме эпических поэм. Одним из многих показателей этого являются географические названия. Например, Нокналурикаун в графстве Уотерфорд получил своё название от "холма лепреконов", а Поулалуперкадаун в графстве Керри означает "бассейн лепреконов". Хотя лепреконы стали популярны и общеизвестны в XIX веке, они уходят гораздо дальше, чем было принято считаь, и, безусловно, их происхождение и основные характеристики можно проследить до подобных сверхъестественных фигур в древнем кельтском и средневековом ирландском фольклоре.
Происхождение: Луг и Водные духи
По мнению некоторых учёных, слово лепрекон происходит от древнего ирландско-кельтского бога и культурного героя
Луга. Первоначально Луг был богом солнца и света, а затем стал великим воином-правителем древней Ирландии. Рост Луга буквально уменьшался с течением времени по мере того, как христианизация Европы набирала обороты. В конце концов, он был преобразован в Лу-хромайна, что означает "сутулый Лу", поскольку теперь он обитал в подземном мире сидха где все остальные боги были низведены до того, как люди забыли свои традиции и приняли новые религии. Таким образом, Луг становится своего рода волшебным мастером, и с этого момента Луг стал "лепреконом", миниатюрным сказочным гоблином в средневековом фольклоре.
У лепреконов есть ещё один древний источник вдохновения - маленькие водяные духи из кельтской мифологии.
Эти эльфы или феи, известные как лучурп или лучорпайн, впервые появляются в ирландской литературе в "Эхтра Фергуса майк Лети" ("Приключение Фергуса, сына Лете"), которое датируется VIII веком.
Несколько озорных эльфов захватывают героя Фергуса, пока он спит, забирают у него меч и пытаются перенести его по воде. Фергус просыпается, когда один из его пальцев касается поверхности воды, и ему удаётся схватить трёх спрайтов. Спрайты выторговывают свободу, обещая научить Фергуса плавать так же хорошо, как и они.
Кларакан и Фар Дарриг
Другими возможными источниками вдохновения для лепреконов являются ужасные монстры лупраканиг, которые появляются в XII веке в Лебор Габала (“Книга вторжений"). Затем есть клуракан (или клурикаун), мужские духи, встречающиеся в более широком европейском фольклоре, которые, как говорят, обитают в подвалах. Живя в одиночестве и часто одеваясь в красивую красную одежду, кларакан иногда носит с собой кошелёк, полный серебряных монет.
Фото: pinimg.com
Клуракан небольшого роста, но отличается крайней несдержанностью во вредных привычках: курить и пить. Говорят, что он довольно ленив, и часто выбирает в качестве места жительства хорошо укомплектованный винный погреб, и хоть и сам будет наслаждаться лучшими винами, он, по крайней мере, отпугивает вороватых слуг. Клуракан имеет
сходство с домовым из фольклора более широкого круга народов, который живёт в сараях и занимается домашними делами по ночам, хотя, если им пренебрегать, он может разбить тарелки и пролить молоко.
Ещё один предшественник - фар дарриг, уродливая маленькая фея с морщинистым старческим лицом. В некоторых регионах Ирландии он очень высокий, но в регионах, где его считают маленьким, он может менять свой размер по желанию. Он очень любит розыгрыши, но некоторые из них могут быть смертельными, и поэтому его можно считать злым лепреконом. Единственная хорошая черта фар даррига заключается в том, что он может, если пожелает, освободить людей, оказавшихся в ловушке в волшебной стране.
Наконец, муросы из фольклора кельтской Галисии и Астурии (обе в Испании) охраняют гробницы и связаны со скрытыми сокровищами. Как мы увидим, лепреконы позаимствовали черты всех этих существ в их стремлении к доминированию в ирландской мифологии и фольклоре в качестве любимой всеми феи.
Характеристики
Как и их более древние аналоги в кельтской мифологии, лепреконы считались миниатюрными и невероятно ловкими. Это феи мужского пола или гоблины, они обычно ведут уединённый образ жизни и появляются в историях как хранители спрятанных сокровищ. В других случаях они являются полезными духами в доме. Одетые в зелёное или красное, лепреконы обычно старые, морщинистые и уродливые.
В отличие от современных представлений о жизнерадостном лепреконе, более традиционная версия часто бывает немного суровой, мрачной и угрюмой. Как историк кельтской мифологии, Дж. Макиллоп отмечает: "Уродливый и низкорослый, с лицом, похожим на сушёное яблоко, лепрекон может быть ворчливым, придурковатым и сквернословить". Он также связан с ремёслами, особенно сапожным делом.
Фото: wikimedia.org
Сегодня лепрекона часто представляют в виде маленького человечка, сидящего на поганке, с рыжей бородой и зелёной шляпой происходит из сочетания элементов, встречающихся в более широком европейском фольклоре, и не является частью традиционного ирландского персонажа.
Большинство историй с участием лепрекона следуют знакомой схеме. Человек шпионит за тем, кто занят ремонтом обуви, и требует сказать, где находится его маленький горшочек с золотом (иногда называемый кувшином с золотом в честь глиняного горшка) или золотые монеты. Всё, что нужно сделать человеку, - это постоянно следить за лепреконом, и ему дадут золото. Однако в этом и заключается проблема. Ибо лепреконы проворны, несмотря на свой возраст, они склонны к озорным проделкам.
Лепрекон будет пытаться любыми способами отвлечь своего похитителя, но любимые методы включают в себя игру на человеческой жадности и их доверчивости.
Хитрый лепрекон так успешно цепляется за своё золото, что человек, который пытался его заполучить, в конце концов, обычно винит только себя за собственную глупость в том, что не смог получить заветный горшок с золотом.
Современность
После средневекового периода лепреконы стали любимцами многих писателей, которые возвысили их до такой степени, что в настоящее время мало кто из фей и гоблинов может похвастаться той же популярностью, несмотря на то, что их много и часто гораздо более замечательных, чем лепреконов. В частности, Т. Крофтон Крокер в своих сказочных легендах и традициях Южной Ирландии (впервые опубликованных в 1825 г.) и других работах добился того, что лепреконы затмили всех других сказочных персонажей-гоблинов в ирландском фольклоре.
Ком продолжал нарастать с такими авторами, как Уильям Аллингем, пишущий его знаменитое стихотворение "Лепракон" около 1870 г. Даже Голливуд включился в действие с мюзиклом 1968 года "Радуга Финиана" с Фредом Астером в главной роли. Фильм сам по себе был адаптацией успешного сценического мюзикла, но, несмотря на то, что он был номинирован на несколько премий "Оскар" и "Золотой глобус", джекпот победителя оказался таким же неуловимым, как и собственный золотой горшок лепрекона.