Кошки сопровождали жизнь человека на протяжении тысячелетий и, хотя они не всегда ценились так высоко, как в настоящее время, играли важную роль в ряде культур. Очень часто загадочный кот вызывал недоверие у различных цивилизаций, но всегда умудрялся доказать свою ценность.
Хотя общепризнано, что кошки были впервые одомашнены в Египте 4000 лет назад, их история жизни среди людей уходит гораздо глубже.
В настоящее время известно, что дикие кошки (Felis silvestris) обитали на территории
Месопотамии более 100000 лет назад и были одомашнены примерно 12000 лет до н. э. примерно в то же время, что и собаки, овцы и козы. Археологические раскопки за последние десять лет показали, что ближневосточная дикая кошка является ближайшим родственником современной домашней кошки и была выведена фермерами Месопотамии, скорее всего, для борьбы с мышами, привлечёнными урожаем зерна.
В исследовании использовались образцы ДНК 979 диких и домашних кошек, чтобы собрать воедино генеалогическое древо кошек. Учёные искали маркеры в митохондриальной ДНК - типе генетического материала, передаваемого от матерей котятам, который может выявить, когда линии диких и домашних кошек были наиболее тесно связаны. Этот проект возглавлял доктор Эндрю Китченер, зоолог из Национальных музеев Шотландии, который пишет: "Это показывает, что происхождение домашних кошек было не в Древнем Египте - что является преобладающим мнением, - а в Месопотамии и это произошло гораздо раньше, чем считалось. Последний общий предок диких кошек и одомашненных жил более 100000 лет назад”
Выводы доктора Китченера основаны на доказательствах одомашнивания кошек, предоставленных открытием в 1983 г. скелета кошки в могиле, датируемой 9500 г. до н. э. на острове Кипр.
Эта находка, сделанная археологом Аленом ле Брюном, была важна, потому что на Кипре никогда не было диких кошек, и маловероятно, что поселенцы привезли бы дикую кошку на остров на лодке.
Кошки в Древнем Египте
Связь кошки с Древним Египтом, понятна в том смысле, что египетская культура славилась своей преданностью кошке. Вывоз кошек из Египта был настолько строго запрещён, что для решения этого вопроса была создана отдельная государственная канцелярия. Правительственные агенты были отправлены в другие страны, чтобы найти и вернуть кошек, которые были вывезены контрабандой.
Чётко установлено, что к 450 г. до н. э. в Египте за убийство кошки наказанием была смерть (вероятнее всего, этот закон действовал и прежде, только был неписаным правилом). Богиня Бастет, обычно изображаемая в виде кошки или женщины с кошачьей головой, была одним из самых популярных божеств египетского пантеона. Она была хранительницей домашнего очага и уюта, защитницей женских тайн, защитницей от злых духов и болезней и богиней кошек.
Её ритуальным центром был город Бубастис (“Дом Бастет”), в котором, согласно Геродоту (484-425 до н. э.), в её честь в центре города был построен огромный храмовый комплекс. Геродот также рассказывает, что египтяне так заботились о своих кошках, что ставили их безопасность выше человеческой жизни и собственности. Когда загорался дом, египтяне больше заботились о спасении кошек, чем о чём-либо другом, часто возвращаясь в горящее здание или образуя периметр вокруг огня, чтобы держать кошек на безопасном расстоянии.
Мумии кошек из Египта. Фото: cat4you.ru
Когда умирает кошка, Геродот пишет: “Все обитатели дома бреют брови [в знак глубокого траура]. Умерших кошек доставляют в Бубастис, где их бальзамируют и хоронят в священных сосудах”. Период траура считался завершённым, когда у людей снова отрастали брови. Мумифицированные кошки были найдены в Бубастисе и других местах по всему Египту, иногда похороненные вместе со своими владельцами или рядом с ними, о чём свидетельствуют опознавательные печати на мумиях.
Однако величайшим примером египетской преданности кошке является битва при Пелусии (525 г. до н. э.), в которой Камбиз II Персидский разбил силы египетского фараона Псаметика III. Зная о любви египтянина к кошкам, Камбиз приказал своим людям собрать различных животных, в основном кошек, и прогнать животных перед войсками вторжения в укреплённый город Пелузий на Ниле.
Персидские солдаты рисовали изображения кошек на своих щитах и, возможно, держали кошек на руках, когда маршировали за стеной животных. Египтяне, не желая защищаться из страха причинить вред кошкам (и, возможно, понести смертную казнь, если они убьют одну из них), и деморализованные, увидев изображение Бастет на вражеских щитах, сдали город и позволили Египту пасть перед персами.
Историк Полиен (II век н. э.) пишет, что после капитуляции Камбиз с триумфом проехал по городу и с презрением швырнул кошек в лица побеждённых египтян.
Египтяне также несут ответственность за название "Кот" в том, что он происходит из Северной Африки слово для животного, “quattah”, и, так как кот был так тесно связан с Египтом, почти в каждой европейской стране работают вариации этого слова: французский язык, общаться; шведский, Катт; немецкий, Катце, итальянский, Гатто, испанский, Гато и так далее . Разговорное английское - "pussy" - также ассоциируется с Египтом в том смысле, что оно происходит от слова Пушт, другого названия Бастет.
Кошки в Индии
Кошки упоминаются в двух великих литературных эпосах Древней Индии, "Махабхарате" и "Рамаяне " (оба около V – IV века до н. э.). В Махабхарате известный отрывок касается кота Ломасы и мыши Палиты, которые помогают друг другу спастись от смерти и подробно обсуждают природу отношений, особенно тех, в которых одна из сторон сильнее или могущественнее другой. В Рамаяне бог Индра переодевается котом после того, как соблазнил прекрасную служанку Ахалью, чтобы сбежать от её мужа.
Как и везде, кошки в Индии оказались особенно полезными для контроля над популяциями менее желанных существ, таких как мыши, крысы и змеи, и поэтому их почитали в домах, на фермах и во дворцах по всей стране.
То, что кошка рассматривалась как нечто большее, чем просто метод борьбы с вредителями, подтверждается уважением, которое уделяется кошачьим в литературе Индии. Знаменитая история Кота в сапогах (наиболее известная по французской версии
Шарля Перро, 1628-1703 гг.) взята из гораздо более древней индийской народной сказки в Панчатантре с V - го века до н. э. (хотя персонаж хозяина кошки в более старой сказке имеет совершенно иную личность, чем в рассказе Перро). Уважение, с которым относились к кошкам, также очевидно у индийской богини кошек Састт, которая играла ту же роль, что и Бастет, и была столь же почитаема.
Персидский кот
Персидская сказка утверждает, что кошка была создана волшебным образом. Великий персидский герой Рустум, отправившийся в поход, однажды ночью спас волшебника от шайки воров. Рустум предложил пожилому мужчине гостеприимство своей палатки, и, когда они сидели снаружи под звёздами, наслаждаясь теплом костра, волшебник спросил Рустума, что он желает в качестве подарка в обмен на спасение жизни. Рустум сказал, что ему ничего не нужно, так как всё, чего он мог желать, у него уже было перед ним в тепле и уюте огня, запахе дыма и красоте звёзд над головой. Затем волшебник взял пригоршню дыма, добавил пламени и сбил две самые яркие звезды, размял их вместе в своих руках и подул на них. Когда он протянул руки к Рустуму, воин увидел маленького дымчато-серого котёнка с глазами, яркими, как звезды, и крошечным язычком, который метался, как кончик пламени. Таким образом, в знак благодарности Рустуму была создана первая персидская кошка.
Фото: anifood.ru
Пророк Мухаммед тоже очень любил кошек. Согласно легенде, на лбу полосатой кошки был сделан, когда пророк благословил свою любимую кошку, положив руку ей на голову. Эта кошка, Меузза, также фигурирует в другой известной истории, в которой Мухаммед, призванный на молитву, обнаружил кошку, спящую у него на руке. Чтобы не беспокоить кошку, Мухаммед отрезал рукав от своего халата и оставил Меуззу спать. Статус кошки, таким образом, был ещё больше усилен ассоциацией с фигурой божества.
Кошки в Китае и Японии
Это было также верно в Китае, где богиня Ли Шоу была изображена в виде кошки, и ей приносились прошения и жертвы для борьбы с вредителями и для плодородия. Она тоже была очень популярной богиней, которая, как считалось, олицетворяла важность кошек в первые дни творения. Древнекитайский миф повествует о том, что в начале мира боги назначили кошек следить за работой своего нового творения и, чтобы общение было понятным, наделили кошек способностью говорить. Кошки, однако, были больше заинтересованы в том, чтобы спать под вишнёвыми деревьями и играть с опадающими цветами, чем в мирской задаче уделять внимание функционированию мира.
Трижды боги приходили проверить, насколько хорошо кошки выполняют свою работу, и все три раза были разочарованы, обнаружив своих кошачьих надзирателей спящими или играющими. Во время третьего визита бога кошки объяснили, что они не заинтересованы в управлении миром, и выдвинули на эту должность людей.
Затем способность говорить была отнята у кошек и передана людям, но, поскольку люди, казалось, были неспособны понимать слова богов, кошкам по-прежнему была поручена важная задача - следить за временем и, таким образом, поддерживать порядок.
Считалось, что можно определить время суток, глядя в глаза кошки, и это убеждение до сих пор сохраняется в Китае.
В Японии знаменитое изображение "Манящей кошки" (фигура кошки манеки неко с поднятой лапой) представляет богиню милосердия. Легенда гласит, что кошка, сидевшая снаружи храма Готоку-дзи, подняла лапу в знак признательности проходившему мимо императору. Привлечённый жестом кошки, император вошёл в храм, и мгновение спустя молния ударила в то самое место, где он стоял. Поэтому кот спас ему жизнь и был удостоен больших почестей.
Фото: wakagi.fr
Считается, что изображение Манящей кошки приносит удачу, когда её дарят в подарок, и остаётся очень популярным подарком в Японии. Кошка регулярно считалась хранительницей домашнего очага и считалась особым защитником ценных книг. Кошки часто размещались в частных пагодах в Японии и считались настолько ценными, что к X веку н. э. только знать могла позволить себе иметь одну из них.
Кошки в Греции и Риме
Хотя кошки содержались людьми в Греции и Риме, уважение к животному как к охотнику в этих культурах было не столь велико из-за греческой и римской практики содержания одомашненных ласк для борьбы с вредителями.
Римляне рассматривали кошку как символ независимости, а не как полезное существо.
Кошки содержались в качестве домашних животных как греками, так и римлянами и высоко ценились.
Эпитафия первого века н. э., изображающая молодую девушку, держащую кошку, является одним из самых ранних свидетельств существования кошек в Риме, а в Греции драматург
Аристофан (около 446-386 гг. до н. э.) часто изображал кошек в своих произведениях для комического эффекта (придумав фразу" Кошка сделала это” при назначении вины). Однако среди древних цивилизаций кошка, вероятно, была наименее популярна среди греков из-за её связи в некоторых мифах с богиней смерти, тьмы и ведьм
Гекатой, которая чаще ассоциируется с собакой (как и её римская ипостась, Морта). Гораздо более позднее развитие греческой оценки кошки подтверждается легендой о том, что кошка защитила младенца Иисуса от грызунов и змей, и поэтому ей отводятся лучшие места в греческом доме, но изначально они, похоже, не были высоко оценены.
Считается, что кошки были завезены в Европу финикийскими торговцами, которые контрабандой вывезли их из Египта.
Как известно, финикийцы вели обширную торговлю со всеми известными цивилизациями, в то время кошки могли быть распространены по всему региону. Хорошо задокументировано, что кошек держали на кораблях для борьбы с паразитами в эпоху открытий XV века н. э., и, скорее всего, они служили той же цели для финикийцев. Если финикийцы действительно привезли кошку в Европу, что кажется весьма вероятным, они, возможно, также ввели греческую ассоциацию кошки с Гекатой. Как отмечалось выше, Геката регулярно ассоциировалась с собаками, но одна история, которая была довольно популярна, связывает тёмную богиню с кошкой.
Мозаика Пампеи. Фото: pbs.twimg.com
Греческий миф, который предполагает эту связь, является хорошо известной историей о Геркулесе (римском Геракле) и касается Галинтии, служанки матери Геракла, принцессы Алкмены. Бог Зевс соблазнил Алкмену, и она забеременела Гераклом. Жена Зевса, Гера, была остановлена в попытке убить Алкмену и Геракла благодаря уму Галинтия. Разъяренная Гера превратила Галинтия в кошку и отправила её в подземный мир, чтобы вечно служить Гекате. Эта история была популяризирована латинским писателем Антонином Лебералисом (II век н. э.) в его "Метаморфозе"., пересказ старых сказок, который был достаточно популярен, чтобы постоянно его переписывать вплоть до IX века н. э. и пользовался широкой читательской аудиторией, по крайней мере, до XVI Таким образом, этот миф ассоциировал кошек с тьмой, трансформацией, подземным миром и колдовством, и со временем эти ассоциации оказались бы очень неудачными для кошки.
Кошки как демонические фигуры
Хотя кошки, по-видимому, поначалу пользовались своим древним высоким положением в европейских странах (например, в скандинавской мифологии великая богиня Фрейя изображена в колеснице, запряжённой кошками, и в Ирландии и шотландские кошки изображаются как волшебные создания в положительном ключе).
Христианская церковь, следуя своему обычному курсу демонизации важных языческих символов, использовала ранее существовавшую связь между кошкой и колдовством, чтобы ассоциировать кошек со злом, олицетворяемым в Дьяволе.
Средневековый писатель Уолтер Мап (ок. 1140-1210 гг.) в своей работе связывал кошку с демоническими силами (хотя, возможно, Карта была стиричной), и есть записи о ритуальном убийстве кошек в Кембридже, Англия, в начале 13 века н. э.
Фото: pibig.info
Однако репутация кошки приняла более серьёзный оборот после того, как папа
Григорий IX (1227-1241 гг.) издал свою папскую буллу, известную как Vox in Rama в 1233 г., осуждая кошек как зло в союзе с сатаной, кошки - и особенно
чёрные кошки - были демонизированы до такой степени, что их регулярно убивали по всей Европе. Не следует предполагать, что простые люди прочитали бы манифест и откликнулись на него, и даже не то, что булла была широко распространена (она была выпущена только
Генриху III, графу
Сайну, в Германии), но мнение церкви о кошках, безусловно, просочилось бы с самых высоких уровней до мирян конгрегаций.
Долгое время утверждалось, что смерть стольких кошек позволила популяциям мышей и крыс процветать и что блохи, которых несли эти паразиты, вызвали бубонную чуму 1348 г. Хотя эта теория оспаривалась, нет никаких сомнений в том, что сокращение популяции кошек приведёт к увеличению числа мышей и крыс, и установлено, что такое сокращение численности кошек наблюдалось до 1348 г.
Несмотря на то, что недавние исследования пришли к выводу, что чума распространилась через взаимодействие с человеком (а не через взаимодействие с грызунами), крысы, мыши и паразиты являлись переносчиками. Люди того времени, однако, понятия не имели, откуда взялась чума (бактерия Yersinia pestis, вызывающая чуму, не была изолирована до 1894 г.) и не видели корреляции между количеством грызунов, кошек и болезнью; поэтому кошек продолжали подозревать во всевозможных проявлениях недоброжелательности и опасных свойствах.
Поскольку кошка считалась злом, писатели того времени приписывали ей всевозможные пугающие силы. Говорили, что её зубы ядовиты, её плоть ядовита, её волосы смертельны (вызывая удушье, если несколько случайно проглотили), а его дыхание заразно, разрушая человеческие лёгкие и вызывая чахотку. Ещё в 1658 году
Эдвард Топсел в своей серьёзной работе по естественной истории писал: "
Знакомые ведьм чаще всего появляются в форме кошек, что является аргументом в пользу того, что этот зверь опасен для души и тела".
Жители европейских стран, считая кошку злом, избегали не только этого животного, но и любого, кто, казалось, чрезмерно любил кошку.
Пожилые женщины, которые ухаживали за кошками, были особенно подвержены наказанию за колдовство просто на том основании, что их в этом обвиняли.
Викторианская эпоха и кошачья амнистия
Кошки пережили эти безумные суеверия лучше, чем многие из их человеческих спутников, и в эпоху Просвещения XVIII века были возведены в статус изнеженных домашних животных. Это было обусловлено духом эпохи и новой парадигмой разума, преобладающей над суевериями. Власть церкви в диктовке общественного мнения была нарушена
протестантской реформацией (1517-1648 гг. н. э.), и в Эпоху Просвещения люди могли выбирать, во что верить в отношении кошек или любого другого предмета.
В викторианскую эпоху (1837-1901 гг.) кошки снова были возведены в прежнее высокое положение, которым они пользовались в Древнем Египте. Королева Великобритании Виктория, которая всегда держала собак в качестве домашних животных, заинтересовалась кошками благодаря многочисленным историям об археологических находках в Египте, регулярно публикуемым в Англии. Многие из этих историй включали описания египетского почитания кошек, изображения статуй Бастет и ассоциации кошек с богами и монархией.
Интерес королевы к кошке побудил её приобрести двух голубых персов, к которым она относилась как к членам своего двора.
Эта история была освещена в газетах того времени, и, поскольку королева Виктория была очень популярным монархом, всё больше и больше людей стали заводить домашних кошек.
Эта тенденция распространилась на Соединённые Штаты и была поддержана самым популярным в то время журналом в Америке "Женская книга Годи". Издаваемое
Луисом А. Годи из Филадельфии с 1830 по 1878 год, это ежемесячное периодическое издание содержало рассказы, статьи, стихи и гравюры и, возможно, наиболее известно тем, что помогло институционализировать практику семейной рождественской ёлки в Америке (хотя оно также выступало за права женщин, образование, празднование Дня рождения и было одним из первых, опубликовавшим работу
Эдгара Аллена По).
Фото: pinimg.com
В 1836 г.. блестящий редактор и писательница Сара Джозефа Хейл присоединилась к Godey's и значительно повысила его репутацию и тираж. В статье 1860 года Хейл написала, что кошки предназначены не только для пожилых женщин или монархов и что каждый должен чувствовать себя комфортно, принимая “любовь и добродетель” кошки. Популярность кошек в Соединённых Штатах заметно возросла после статьи Годи. Кошки впервые приехали в Северную Америку, примерно в 1749 г. из Англии, чтобы помочь контролировать популяцию мышей и крыс.
Популярность кошек
Многие писатели того времени владели кошками и восхищались ими.
Чарльз Диккенс был так предан своим кошкам, что впускал их в свой кабинет и регулярно позволял своему любимцу (известному как Хозяйский кот) гасить свечу на письменном столе Диккенса, даже когда автор работал. Очевидно, кошке хотелось, чтобы внимание хозяина была направленно на неё, а не на страницы.
Марк Твен,
Уильям Вордсворт,
Джон Китс и
Томас Харди были большими поклонниками кошек, и
Льюис Кэрролл, конечно же, создал один из самых стойких образов кошки через Чеширского кота в приключениях
Алисы в Стране чудес.
Первая крупная выставка кошек была проведена в Хрустальном дворце в Лондоне в 1871 году, и оценка кошки была поднята до такого уровня, что впервые кошкам были даны “особые стандарты и классы”, которые до сих пор используются для классификации кошек в наши дни.
Выставки кошек стали все более популярными после этого события, и интерес к разведению и демонстрации кошек распространился по всей Европе и Северной Америке.
Первая выставка кошек в Америке (в 1895 г.) была настолько популярна, что проходила в большом зале Мэдисон-сквер-Гарден на Манхэттене. От агентов по борьбе с вредителями до божественных или полу божественных существ, воплощений зла и, наконец, домашних животных, кошки были близкими спутниками людей на протяжении веков. Сегодня они по-прежнему являются ценными компаньонами для людей во всем мире, и в этом эти люди продолжают наследие древних в своей преданности кошке.