С начала XVIII века в России преподобный Исаакий Далматский почитался как святой государственного значения. Однако ещё с незапамятных времён день его памяти - 12 июня - наши предки называли особым Змеиным днём, которым было связано немало интересных традиций.
Детские и юношеские годы Исаакия Далматского, увы, от нас навсегда скрыли минувшие столетия.
Известно только, что в середине IV века этот монах-отшельник поселился неподалёку от Константинополя в уединённой келье. Там он прожил несколько лет, проводя свои дни в посте и молитве.
А потом в Царьграде разразились трагические события, которые нарушили уединение будущего святого. Правивший в то время в Византии император Валент, поддавшись увещеваниям прибывших в город еретиков, подвергнул своих подданных-христиан гонениям и приказал закрыть божьи храмы.
Узнав об этом из ночного видения, Исаакий поспешил в Константинополь и попытался образумить правителя. Но его старания были тщетны. Обезумевший император, в то время отправлявшийся на войну, приказал бросить отшельника в глубокую пропасть. Отправляясь на казнь, Исаакий не испугался близкой смерти и произнёс страшное для правителя предсказание. Отшельник предрёк, что если Валент не откроет православные храмы, то его ждёт поражение и мучительная смерть от огня.
Вот только император не прислушался к пророчеству монаха. Очень скоро предсказание Исаакия исполнилось в точности. Византийские войска были наголову разбиты противником, а спасающийся бегством Валент попытался спрятаться в сарае, который и подожгли преследователи.
А вот отшельника спасли от смерти два ангела в сверкающих одеждах, и вскоре он живой и невредимый вернулся в Константинополь.
Новый император Феодосий, который в отличие от нечестивого предшественника был ревностным христианином, с большим уважением отнёсся к отшельнику.
Узнав о пророчестве и чудесном спасении Исаакия, император упросил монаха больше не покидать город, стать его помощником и советником. Ради этого новый правитель приказал построить рядом со стенами Царьграда уединённую келью, в которой отшельник и поселился. А вскоре к Исаакию примкнули и другие монахи, и спустя некоторое время возле его жилища вырос первый христианский монастырь в Константинополе, впоследствии названный Далматским.
Преподобный отшельник возглавил основную у его кельи обитель, став её первым игуменом, Скончался Исаакий Далматский 12 июня 383 года и был похоронен под алтарём храма святого Стефания, главного собора Далматского монастыря.
Несколько столетий его мощи почитались как великая святыня столицы Византии, но сегодня их судьба неизвестна. Дело в том, что данная реликвия была утеряна после разграбления Константинополя крестоносцами. К сожалению, разыскать её впоследствии так и не удалось.
Но к великому счастью для православных христиан, сохранились крохотные частицы останков преподобного. Несколько из них находятся в одном из монастырей Афона, а одна - на Русской земле! В Санкт-Петербурге, в главном соборе Александро-Невской Лавры, хранится старинная икона-реликварий, в которую заключены мощи 70 (!) угодников божьих. А в числе их есть и частица останков Исаакия Далматского.
Исаакиевский собор
Однако в Северной столице нашей страны есть и другая более известная святыня, связанная с именем благочестивого отшельника из Константинополя. Это Исаакиевский собор, который долгие годы был главным храмом Российской империи.
Дело в том, что основатель города на Неве
Пётр Великий очень чтил преподобного, и это было не случайно. Так уж получилось, что младший сын царя
Алексея Михайловича появился на свет в день памяти этого святого (30 мая по старому стилю). Потому
Пётр Алексеевич всю жизнь почитал первого игумена Далматского монастыря своим небесным покровителем. Ну и конечно же, именно Исаакию император и посвятил первый храм в отстроенном им новом городе.
Змеиный день
А вот Змеиным днём в нашей стране день памяти этого святого (соответственно, прозванного в народе Змеевиком) стал совершенно случайно. Как гласит старинное славянское предание, именно 12 июня все пресмыкающиеся гады выбираются из нор после зимней спячки и отправляются справлять свои свадьбы. Причём на сие мероприятие ужи, медянки и гадюки идут поездом, то есть друг за другом, сцепившись хвостами, а возглавляет необычную процессию многоглавый змей - царь пресмыкающегося племени.
Надо сказать, что встречи с таким "брачным кортежем" наши предки боялись как огня, ибо это не сулило человеку ничего хорошего. В лучшем случае, владыка гадов мог лишить встречного прохожего удачи на долгое время, в худшем - приказывал зажалить дерзкого до смерти.
Не случайно же до наших дней дошла старинная присказка, отражающая всю опасность заветного дня: "На Змеевика не ходи в травы, не тревожь лесные чащи, не пытай судьбу".
Причём крестьяне на Исаакия даже не выгоняли в луга скотину, боясь помешать змеиным свадьбам. Но люди с авантюрной жилкой, напротив, "ходили в травы" и устремлялись в леса 12 июня. И это было неспроста! Наши предки верили, что найденная в именно этот день сброшенная змеиная шкурка является мощным денежным талисманом, способным буквально озолотить своего владельца.
Чтобы раздобыть заветный "магнит" для денег, смельчаки отправлялись в лес, вооружившись следующими оберегами: ладанкой с частицей марьина корня (пиона уклоняющегося) и ясеневой палкой. Эти нехитрые предметы долгое время считались сильным средством защиты. Люди верили, что душистое растение способно отпугнуть пресмыкающееся, а посох из ясеня лишит змей воли и парализует их на несколько минут.
Вот только с заветной палкой ни в коем случае нельзя было нападать на змей и уж тем более лишать их жизни. Считалось, что за покалеченную и, конечно, за убитую подругу
всё змеиное племя будут страшно мстить её обидчику и к Крестовоздвиженью (православный праздник, отмечается 27 сентября) непременно погубят бедолагу.
Итак, 12 июня отправляться в лес на поиски змеиных шкурок решались немногие. А вот охотников разжиться талисманом накануне праздника находилось немало, потому кожа, сброшенная тогда ужом или гадюкой, тоже становилась волшебной. Правда, деньги она притягивать не могла, а вот залечивать нарывы вполне.
Также многие женщины считали, что отвар из змеиной шкурки, приготовленный со специальным заговором, поможет им надолго сохранить красоту и здоровье. Полученной в ходе этой процедуры жидкостью они разбавляли родниковую воду, обливались ею, а после закапывали заветную кожу в землю подальше от дома.
Кроме того, положенные у порога дома 12 июня специально заготовленные выползки уберегали живущее в нём семейство от ссор и скандалов, и под кровом этого жилища навсегда воцарялся мир и покой.
Также на Исаакия было принято высаживать бобы, которые перед процедурой посадки проходили определённую подготовку.
Считалось, чтобы получить богатый урожай уважаемой в народе культуры, зерна, приготовленные для сева, нужно было обязательно вымочить в талой воде.
Но так как к 12 июня снега уже давно не было, хозяйки отправляли детей в лесные овраги, на дне которых пока можно было найти столь необходимый для бобов ингредиент.
Ещё "героями" Змеиного дня были пионы. Предания гласят, что пресмыкающиеся хоть и
"недолюбливают" этот цветок, но всё же относятся к нему с уважением. К заветному дню пион обретает определённую силу. А потому его лепестки, разбросанные у дома 12 июня, на целый год могли избавить его владельцев от происков нечистой силы.
Кроме того, душистое растение помогало молодым красавицам обрести своё личное счастье. Считалось, если вечером накануне заветного дня барышня повесит на куст пиона свою ленту и прочтёт специальный заговор, она непременно вскоре свяжет судьбу свою с богатым и красивым кавалером.
А вот молодым людям в этот день не рекомендовалось дарить шкатулки своим возлюбленным. В противном случае у красавицы непременно заведутся тайны от своего возлюбленного, что приведёт к разрыву отношений.