Испокон веков на Русской земле 26 мая считалось особой датой. И это неспроста! Во-первых, в сей день православная церковь чтит память сразу двух святых Гликерий - мученицу Ираклийскую и праведную деву Новгородскую. А во-вторых, в это время наши предки ненадолго пересматривали своё отношение к комарам, находя положительные стороны в поведении этих нехороших зудящих насекомых.
Этому дню покровительствуют сразу две святые не случайно, здесь всё дело в их имени.
Мученица Гликерия Ираклийская
Дело в том, что первая, Гликерия Ираклийская, прославилась своими подвигами мученичества ещё на заре христианства. Родилась она в начале II века в городе Траянополе (сегодня местечко Лутра Траянопулос на северо-востоке Греции). С юных лет она уверовала в Спасителя так сильно, что решила добровольно пострадать за него. А потому в день праздника Юпитера дева явилась в храм этого божества и начертила у него на лбу христианский крест.
Сила святого знака была такова, что статуя верховного языческого божества разрушилась в одночасье.
Конечно же за такое дерзкое преступление Гликерия подвергалась жестоким истязаниям. Пытки девушки продолжались довольно долго. Но каждый день она представала перед палачами совершенно здоровой, так как ночью, в каземате, ангелы исцеляли увечья, нанесённые ей мучителями. В конце концов стойкая девушка была отдана на растерзание диким львам.
В тот же день тело Гликерии тайно похоронил епископ города Дометий, а вскоре на её могиле стали происходить невероятные исцеления. Долгое время чудотворные мощи девы-мученицы, обретённые через несколько десятилетий после кончины Гликерии, оставались одной из главных святынь Траянополя. Но сегодня, увы, древняя святыня считается утерянной.
Святая Гликерия Ираклийская была одной из самых почитаемых святых на Русской земле, а потому её имя нередко давали нашим соотечественницам при рождении.
Праведная дева Новгородская
Так же в начале XVI века была названа и новгородская девочка - дочь некого Пантелемона, старосты Людогощей улицы.
С самого детства эта барышня отличалась редким благочестием и скончалась она в ранней юности в 1522 году. Безутешные родители похоронили девушку на кладбище своего приходского храма, посвященного святым Фролу и Лавру. А спустя ровно пятьдесят лет на этом погосте произошло самое настоящее чудо. Здесь нетленные и благоухающие мощи девы Гликерии были явлены новгородскому епископу Леониду, после чего тот приказал положить их в церкви Флора и Лавра.
И как только останки девушки перенесли в храм, произошло ещё одно невероятное событие. Так, подивиться на обретённую святыню пришёл некий подьячий Богдан Сувор, который привёл с собой четырёхлетнего сына Агафона, слепого от рождения. И как только мальчик приблизился к раке с мощами святой, он тут же обрёл зрение. Весть об этом чуде быстро облетела весь город, и в честь обретения останков благочестивой девушки в Новгороде прошёл грандиозный крестный ход, по случаю которого в кремле звонили колокола всех храмов.
Говорят, что в торжественном шествии принял участие сам царь Иван Грозный, пребывавший в эти дни на родине праведной девы.
А вскоре у явленной святыни стали свершаться и другие исцеления, и уже через год после нахождения её мощей Гликерия Новгородская была канонизирована.bon weekend!
Чудотворная реликвия находилась в церкви Фрола и Лавра до 1942 года, но сегодня её нахождение неизвестно. Дело в том, что во время Великой Отечественной войны Новгород был захвачен фашистами. Оккупанты взорвали старинный храм, а его камнем замостили одну из дорог, ведущих к городу. Судьба же находящихся в церкви святынь, увы, неизвестна. Существует предположение, что мощи Гликерии успели захоронить служители церкви, и, вполне возможно, что сейчас они находятся под спудом (под землёй) на том самом месте, где когда-то стоял храм Фрола и Лавра.
Ну, а сегодня здесь расположился небольшой сквер, в центре которого возвышается памятник пионеру-герою Лёне Голикову.
Лукерья. Комарница
С течением веков на Русской земле имя греческой святой превратилось в Лукерью, так же наши предки прозвали её Комарницей. И это не случайно. Считалось, что именно на заветный праздник южный ветер с тёплых морей приносит в наши края зудящих кровососов.
Трудно поверить, но люди ждали их с нетерпением! Как ни странно, но в этот майский день считалось, что от количества комаров напрямую зависят объёмы будущего урожая.
Так, обилие сих насекомых "сообщало" крестьянам, что на лугах в скором времени вырастут богатые травы, которые обеспечат сеном на целый год, в полях уродится рожь и овёс, а в лесах по осени будет множество грибов.
Ну, а если комаров на Лукерью было немного, этот факт не сулил сельским жителям ничего хорошего, то есть о щедром хлебороде и успешном сенокосе им можно было даже не мечтать.
А вот убивать в этот день комаров не следовало, даже несмотря на их наглое поведение. Ведь считалось, что каждый прихлопнутый на Лукерьин праздник кровосос увеличивает их популяцию на целую дюжину.
Более того, нужно сказать, что в этот день назойливость комаров даже приветствовалась. Люди верили, что сии насекомые на заветный праздник высасывают из человека вместе с кровью его хвори и недуги. А потому зачастую в комнате болеющего человека на Лукерью даже не закрывали ставни на ночь, дабы обеспечить доступ зудящим лекарям.
Сегодня это кажется невероятным. Причём на "привилегированном" положении комары в русских деревнях и сёлах находились вплоть до дня летнего солнцестояния, до 21 июня, после чего они вновь получали "достойную награду" за свои поступки.
Кроме того, приветствовалось на Лукерью и обилие мошек. Множество роящихся "облачков" этих насекомых обещало нашим предкам богатый урожай лесных ягод.
Лукошница
На русской земле святая Гликерия Ираклийская в незапамятные времена получила и другое прозвище - "Лукошница". Согласно одной из версий, такое имя мученица получила потому, что в её день сельские мужики отправлялись обрабатывать дальние поля, откуда добираться домой на обед было довольно проблематично. А потому жёны относили еду своим благоверным в берестяных лукошках, и получалось так, что Лукерья "открывала" сей сезон доставки продовольствия.
Предание гласит, что испокон веков туеса и короба, сплетённые на заветный праздник, отличались особой "набористостью".
То есть отправляясь в лес с такой тарой, наши предки были уверены, что они непременно вернутся домой с полным лукошком грибов или ягод. А потому к Лукерье во многих домах люди запасались берестой, и с утра пораньше старики и подростки начинали мастерить "прибыльную" тару. Однако здесь следовало соблюдать одно условие: плести лукошки должны были исключительно мужчины. А вот женщины к этому занятию не допускались, дабы не обидеть святую.
Кроме того, Лукерью с нетерпением ждали люди страдающие зубной болью. Ведь для того чтобы избавиться от сего неприятного и мучительного недуга, в заветный майский день следовало провести специальный обряд. Для этого страдальцы отправлялись в лес, где искали большое дерево с дуплом. рядом с сим отверстием следовало найти подходящий сучок, который нужно было вырвать, трижды коснуться им больного зуба и трижды начитать на него особый старинный заговор. После чего лесной "лекарь" помещался в дупло, ну а страдалец отправлялся домой не оглядываясь.
Судя по тому, какой популярностью этот обряд пользовался в народе ещё сто лет назад, метод был весьма действенным.
Также на Лукерью было принято высаживать гречу. Правда, делалось это вовсе не для урожая крупы, а ради цвета этого растения. "Маевку" (так называлась эта культура) очень любили пчёлы и охотно собирали с неё нектар, ну а гречишный мёд испокон веков считался на Русской земле вкуснейшим полезным лакомством.
Деревенские старушки-знахарки на Лукерью отправлялись в поля собирать лекарственные травы, так как считалось, что в этот майский день все растения наливаются особой силой.