Церковь в это время была единственной религиозной властью в Европе, а также обладала значительной политической силой. Вечное предназначение человека определялось тем, насколько хорошо он следовал Церковным заповедям, и поскольку рай, чистилище и ад понимались как абсолюты после смерти, люди следовали церковным учениям, чтобы избежать вечной боли и страданий. Однако Церковь отошла от своих ранних духовных установок и стала более активно участвовать в мирских делах к временам Средневековья.
Инакомыслие ещё в 7 веке было осуждено как ересь и замалчивалось, но по мере того, как одно движение подавлялось, его место занимало другое. Джон Уиклифф был английским священником и теологом, которому посчастливилось заручиться поддержкой могущественных дворян защитивших его, и хотя Церковь в конце концов осудила его как еретика и сожгла его работы, многие из них уже были скопированы и распространились в Богемии.
Гус был священником в Праге, когда его познакомили с работами Уиклифа, и начал свой собственный вызов политике Церкви, особенно осуждая продажу индульгенций, которые, как утверждала Церковь, сократят время пребывания в чистилище или освободят душу любимого человека. Он предстал перед церковным судом под обещанием безопасного прохода, но затем был предан, заключён в тюрьму и казнён. Его последователи, известные как гуситы, остались верны его видению, что привело к гуситским войнам с 1419 по 1434 год между их войсками и сторонниками церкви, которые в конечном итоге победили.
Тем не менее, гуситы не были полностью разгромлены и сохранили так называемую "гуситскую ересь".
Хотя взгляды Гуса напрямую не вдохновляли более поздние учения Мартина Лютера (1483-1546 гг.), Лютер принял учение Гуса после того, как начал своё собственное реформаторское движение в Германии.
Сегодня Гус признан, наряду с Уиклиффом, как протореформатор; тот, кто выступал за церковную реформу до протестантской реформации 1517-1648 годов.
Ранние годы и образование
Ян Гус родился в Гусинце, Богемия (современная Чешская Республика) около 1369 года, хотя некоторые учёные утверждают, что 1372 или 1373 г. Его фамилия неизвестна, так как его называли "Ян, сын Михалува" (Ян, сын Михаила), имя его отца. О его отце ничего не известно, но считается, что он, скорее всего, был крестьянином-фермером или рабочим, поскольку семья принадлежала к низшему классу, и позже Гус описывает свою раннюю жизнь как бедную. Читать его научила мать, используя Богемскую Библию, а также отправила его и брата учиться на духовника, чтобы они могли жить лучше. Были ли у него другие братья и сестры, неясно.
Гус описывает свою раннюю жизнь в тяжёлых трудах, жизнь в простом деревянном домике с соломенной крышей и земляным полом, на котором семья спала вместе с животными. Он не упоминает род занятий своего отца, но рассказывает, как он помогал своей матери в пахоте, посадке и уборке урожая. Неясно, было ли сельское хозяйство основным занятием семьи или отец Гуса работал в другом месте.
В возрасте девяти или десяти лет Гуса отправили в ближайшую церковь (или, что более вероятно, в монастырь) изучать латынь. Не приводится никаких причин для его ухода из дома, но, скорее всего, это было по настоянию его матери, которая надеялась, что оба её сына станут священниками и смогут избежать жизни средневекового крестьянина. Он был способным учеником, который произвёл впечатление на своих учителей, и они рекомендовали его для получения высшего образования в Праге, где он получил степень бакалавра искусств в 1393 году и степень магистра в 1396 году.
Уиклифф и Гус
С работами Джона Уиклиффа Гуса познакомил его друг Иеромонах Пражский (р. 1379-1416), учившийся в Оксфордском университете (где преподавал Уиклифф) он скопировал некоторые из его трудов. Уиклифф бросил вызов авторитету папы, раскритиковал роскошь, невежество и жадность духовенства, выступил против обоснованности продажи индульгенций и призвал вернуться к простоте и бедности раннего христианства, как описано в библейской Книге Деяний.
Фото: www.worldhistory.org
Средневековая церковь, утверждал он, сбилась с пути в 8 веке, когда приняла подделку, известную как Пожертвование Константина, как действительную. Пожертвование Константина было документом, утверждающим, что около 315-317 гг. римский император Константин Великий даровал высшую власть Церкви в мирских делах после того, как он был излечен от проказы папой Сильвестром I. Папа Сильвестр I, согласно истории, затем вернул дар, позволив Константину царствовать, но Церковь утверждала, что это создало прецедент, что только по милости Церкви монарх в любой стране правил, и поэтому Церковь могла вмешиваться в политические и военные дела. Уиклифф осудил Пожертвование Константина, жадность Церкви к земле и одержимость мирской властью.
Гус не только полностью согласился с Уиклиффом, но и использовал те же слова и аргументы в своём собственном вызове Церкви. Учёный Дэвид С. Шафф комментирует: "Мало того, что у него есть общие основные принципы с Уиклиффом, а также многие из его цитат из Отцов и канонического права и его доказательств из Священного Писания, [но] Гус заимствовал абзац за абзацем у своего предшественника и перенёс их часто с небольшими словесными изменениями на свои собственные страницы."
Тем не менее, как отмечает Шафф, Гус не просто занимался плагиатом Уиклиффа, но использовал его аргументы и примеры в качестве основы для своих собственных. Неизвестно, начал ли Гус уже сомневаться в авторитете Церкви до того, как его познакомили с работами Уиклиффа, но, вероятно, так оно и было, и его собственные трудности в согласовании церковной политики и доктрины с Писаниями привели его к принятию взглядов Уиклиффа.
Гус все ещё был на хорошем счёту в церкви в 1402 году, когда он был назначен ректором Пражского университета и священником Вифлеемской часовни, но вскоре это изменилось.
Вифлеемская часовня была основана в 1391 году с условием, что все обряды будут проводиться на чешском языке, а не на латыни католической церкви. Часовня могла вместить более 3000 прихожан, и Гус привлёк аудиторию, которая в конечном итоге переполнит здание и разнесёт его неортодоксальные учения по всему региону. Используя богемскую Библию и проповедуя на народном языке, Гус установил близкие отношения со своей аудиторией, и то, чему он учил, противоречило политике Церкви.
Конфликт с Церковью
Церковь в это время была разделена расколом (1378-1417), во время которого в Риме было два папы – папа Урбан VI и антипапа Климента VII в Авиньоне, Франция, которого к 1408 году сменили Григорий XII в Риме и Бенедикт XIII в Авиньоне. В своих проповедях, произносимых дважды по воскресеньям, Гус осудил политику, создавшую эту ситуацию, и коррупцию церковной иерархии, которая это допустила. Его критика Церкви собрала значительную толпу на обеих службах и привлекла внимание архиепископа Збинека Зайица (1376-1411 гг. н. э.), который, возможно, сочувствовал проповедям Гуса, по крайней мере, открыто не порицал.
Король Богемии Вацлав IV (р. в Богемии 1378-1419, король Германии 1376-1400), с другой стороны, определённо сочувствовал, поскольку его супруга королева София регулярно посещала богослужения Гуса и восхищалась им.
Обеспокоенный возможным вмешательством Григория XII в его политические цели, Вацлав IV постановил, что духовенство в Богемии должно оставаться нейтральным, не поддерживая ни одного папу как законного.
Гус и его чешские последователи согласились с этим, в то время как немецкое духовенство и прочие не согласились. Указ Вацлава IV о Кутна-Горе 1409 г. затем предоставил право голоса в университете чешскому духовенству, что привело к отъезду немцев и фактически предоставило чешским последователям Гуса и самому Гусу полную свободу проповедовать и учить всему, чему они хотели.
В попытке уничтожить раскол духовенство Пизы избрало третьего папу, Александра V, который был признан истинным папой Гусом, его последователями и Вацлавом IV. Александр V, обеспокоенный ересью в Богемии, приказал сжечь работы Уиклифа (что было осуществлено архиепископом Зайицем), но не выступил против Гуса. Александр V умер в 1410 году, и его сменил папа Иоанн XXIII, который разослал духовенство продавать индульгенции (в Богемии и других местах), чтобы собрать деньги для своего крестового похода против Неаполя. Гус яростно выступал против продажи индульгенций (как это сделал Уиклифф) как противоречащих библейскому учению.
Фото: www.worldhistory.org
Гус также выступал за практику утраквизма, в которой и хлеб, и вино раздавались прихожанам во время празднования Евхаристии во время мессы, и критиковал нынешнюю практику священников, предлагающих мирянам хлеб, но оставляющих вино только для себя. Гус также осудил папу за его крестовый поход, заявив, что ни один христианин не должен пропагандировать или поощрять насилие, и меньше всего глава Церкви. Проповеди Гуса продолжали пользоваться популярностью у людей, которые отвергали продажу индульгенций и сжигали папские указы; в 1411 году трое последователей Гуса, бросивших вызов Церкви, – Худек, Криделко и Поляк – были казнены как еретики.
Вместо того, чтобы признать вердикт Церкви, гуситы взяли трупы трёх мужчин, уже признанных мучениками (коими они являются сегодня), подготовили их к христианскому погребению и пронесли по улицам от городской площади до Вифлеемской часовни. Сам Гус совершил заупокойную службу, используя обряды, предназначенные для мучеников веры, а не для мирян. Он назвал этих троих ценными сокровищами, которые отдали свои жизни во имя истины, и опроверг утверждение Церкви о ереси.
Осуждение и казнь
Теперь в Богемии совершенно чётко были проведены границы между последователями Гуса (гуситами) и католиками. Гус стал голосом чешского народа, отделив чешское христианство от католической церкви как более чистую форму религии. Ученый Диармайд Маккалох комментирует: «В своих проповедях, вскоре ставших чрезвычайно популярными в городе, Гус затронул тему церковной реформы, и его восторженная поддержка чешскими дворянами [была значительной]. Движение Гуса стало утверждением чешской идентичности против немецкоговорящих в Богемской церкви и содружестве, и оно по-прежнему поддерживалось во всех слоях общества, от университета до деревни.»
Как и в случае с Уиклиффом в Англии, богемские дворяне, такие как Вацлав IV, признавали, что любая утраченная Церковью власть значила больше для них самих, и поэтому в их интересах было поддержать Гуса.
Тем не менее, нельзя было игнорировать католическую церковь или её приверженцев в Чехии, и поэтому Вацлав IV предпринял попытку примирения между двумя фракциями в 1412 году.
Обе стороны, похоже, пытались найти компромисс, но, в конце концов, их разногласия были просто слишком велики. Гус отказался признать папу главой Церкви, потому что Писание ясно давало понять, что эта роль принадлежит только Христу. Позже Гус обратится непосредственно к Иисусу Христу, минуя папскую власть, защищая его учение. Он также не стал отказываться от своего осуждения продажи индульгенций и других действия, не существующих в Священном Писании.
В 1413 году Гус закончил свою знаменитую работу "De Ecclesia" ("Церковь"), в которой использовал Уиклиффа, чтобы сделать окончательное заявление Гуса о Церкви своего времени и о том, как далеко она отошла от миссии и видения Иисуса Христос. В том же году он также написал ряд других своих значительных работ, включая критику практики симонии – назначения часто некомпетентных и необразованных друзей и членов семьи священнослужителей на удобные церковные должности – и брошюры, нападающие на конкретных священнослужителей. Как и в случае с Уиклиффом, они были напечатаны с использованием ксилографии и распространены его последователями.
Фото: www.worldhistory.org
Сводный брат Вацлава IV, Сигизмунд Венгерский (р. 1368-1437), носивший титул "короля римлян", ввязался в спор и созвал Констанцский собор (1414-1418), чтобы разрешить разногласия между гуситами и католиками. Сигизмунд дал Гусу обещание безопасного пребывания в Констанце, что означало, что он не может быть заключён в тюрьму или иным образом пострадать, чтобы он мог объяснить своё учение. Он прибыл в Констанц в начале ноября 1414 года и, ожидая начала конференции, проповедовал жителям города. Католические чиновники назвали это нарушением безопасного пребывания и схватили его.
Хотя некоторые историки обвиняют Сигизмунда в причастности к аресту Гуса, похоже, он не знал об этом, и когда ситуация была доведена до его сведения до казни Гуса, он был возмущён тем, что его честное слово было так легко проигнорировано.
Враги Гуса, однако, сгладили ситуацию, отметив, что Гус был источником как религиозных, так и гражданских беспорядков, нарушил соглашение о безопасном проходе, проповедуя в Констанце, и его право следует считать недействительным. Как бы Сигизмунд ничего не сделал, чтобы вмешаться в последующие события.
Несмотря на то, что его посадили в тюрьму и плохо с ним обращались католические чиновники, Гус все ещё верил, что они выслушают его дело и будут судить справедливо. Он сказал, что был бы готов отречься, если бы ему показали в Священного Писания, а не из церковных учений, что он был в заблуждении. Чиновники проигнорировали его жест, потребовали, чтобы он отрёкся, а когда он этого не сделал, они передали его светским властям для казни. Он был сожжён на костре 6 июля 1415 года. Впоследствии его прах был сброшен в реку Рейн, чтобы помешать его последователям использовать мощи для почитания, все его труды осудили и приказали сжечь, как ересь.
Вывод
В ходе поздней протестантской реформации в Германии распространилась история о том, что Гус на костре предсказал приход Мартина Лютера, который продолжит его работу и утвердит своё видение. Это "предсказание" - более поздний миф, придуманный последователями Лютера после начала Реформации, чтобы связать её с Гусом, который к тому времени уже был признан протестантской фракцией как протореформатор и ранний мученик за дело религиозной свободы. Друга Гуса, Иеронима Пражского, также назовут мучеником, поскольку он был сожжён на костре как еретик через год после казни Гуса. Ещё один из друзей Гуса, Иаков из Миса (л. 1372-1429), избежал той же участи.
Неизвестно, как Вацлав IV или Сигизмунд отнеслись к казни Гуса, поскольку записи того времени уделяют больше места гражданским беспорядкам, последовавшим за ней. Констанцский совет также осудил Уиклифа посмертно и приказал массово уничтожить его работы, и это, наряду с казнью Гуса, Джерома и других, вызвало восстание гуситов, которое привело к гуситским войнам в 1419 году.
Фото: tripguide.ru
Гуситы первоначально одержали победу над лоялистскими армиями Церкви, в первую очередь благодаря своему генералу Яну Жижке (1360-1424 гг. н. э.), блестящему тактику, но в конечном итоге потерпели поражение в 1434 году. Тем не менее, у гуситов было достаточно власти, чтобы заставить Церковь вести переговоры на Базельском соборе в 1436 году, на котором Богемии была предоставлена свобода соблюдать свою собственную версию христианства.
В наши дни Ян Гус признан мужественным протореформатором, который отказался поступиться своим видением и ценностями и с честью пошёл на смерть за то, во что верил. Церковь официально извинилась за казнь Гуса в 1999 году, и члены многих различных христианских конфессий, включая католиков, продолжают чтить его как благородного представителя Бога, которому он служил.