Торговец мехом Джеймс Колнетт, прибывший на Гавайи в 1791 году, сообщил, что с тех пор, как впервые появились британцы, островитяне постоянно находились в состоянии войны и были поражены странными, неизвестными болезнями, которые они приписывали мести Кука. Два вулкана пробудились и горели день и ночь, как они утверждали, дело рук мстительного бога. «Они тщательно расспросили меня, вернётся ли он когда-нибудь снова, и когда я видел его в последний раз», — писал Колнетт.
Когда первые миссионеры прибыли на Гавайи из Новой Англии в 1820 году, они использовали поучительную историю Кука как убедительную притчу. «Как напрасно, мятежно и в то же время презренно» — имея в виду Кука — «предполагать получение религиозного почтения и жертвоприношений от глупых и осквернённых поклонников демонов», — громогласно говорил Хирам Бингхэм, кальвинистский лидер первой евангелической миссии.
После шести месяцев в море кальвинисты бросили якорь у архипелага и обнаружили, что его окружает «самое густое язычество», а за его залитыми солнцем пейзажами скрывается ужасное отчаяние. Вирусы, завезенные британцами, убивали целые семьи и деревни, а выжившие напивались до смерти. Великий Камехамеха, основатель и первый король только что объединённого королевства Гавайи, умер в предыдущем году, и его сын недавно отменил систему табу, строгие правила, которые веками определяли повседневную жизнь и которые были нарушены после британского вторжения-пребытия.
Кризис веры, казалось, охватил острова, когда храмы рухнули, а тотемы старых богов были уничтожены. «Народ без религии ждал закона Иеговы», — сказал один ранний миссионер. Кальвинисты возлагали ответственность за свирепствующую болезнь и недомогание на безнравственность гавайцев, сексуальную распущенность, идолопоклонство и их благоговение перед Куком.
При суровых кальвинистах гавайский язык был разбит по алфавиту, Библия была переведена, а новые христианские концепции были сопоставлены со старыми гавайскими словами.
На островах были открыты школы и семинарии, введены драконовские законы о морали. Королева Гавайев была одной из первых, кто обратился в христианство, и большая часть населения последовала за ней; метла, смоченная в воде, крестила сразу 5000 гавайцев.
Миф о Куке-как-Лоно продолжал жить в учебниках истории и школьных букварях, созданных евангелистами, рассказ, который увековечивал белизну божественности, одновременно подтверждая, что Кук и все те, кто поклонялся ему, были идолопоклонниками. Наряду со своим негодованием кальвинистские миссионеры принесли с собой новую концепцию частной собственности, просто присваивая любую землю, какую они пожелают.
В конце концов, они были апостолами Бога, который владеет Землей. «Господу Богу твоему принадлежат небеса… земля и всё, что на ней», — заявил Моисей. Их дети основали огромные сахарные плантации, обеспечив себе международный рынок для своего прибыльного урожая. «Мир должен быть христианизирован и цивилизован, — утверждал евангелист Иосия Стронг, улавливая настроение века, — и что есть процесс цивилизации, как не создание всё больших и высших потребностей? Коммерция следует за миссионером».
В 1840 году, когда нависла угроза вторжения со стороны Франции, Гавайи стремились прояснить свой неоднозначный территориальный статус и обрести государственность. Король отправил делегацию в Соединённые Штаты и Европу, и три года спустя Гавайи были официально объявлены независимым государством. Однако владельцы плантаций, стремившиеся продать свой урожай в США без уплаты налогов, были глубоко возмущены перспективой суверенитета Гавайев.
Во время гражданской войны в США, когда производство сахара на юге было остановлено, богатство белой гавайской олигархии резко возросло, что позволило ей укрепить свою власть над экономикой архипелага, от банков, коммунальных услуг и пароходов до местной коммерции и торговли. Из-за болезней и бедности коренное гавайское население сократилось до пятой части своего прежнего размера.
Промышленники считали гавайских рабочих ленивыми и неработоспособными, отказываясь от них в пользу рабочих из Китая и Японии, которым они могли платить ещё более низкую заработную плату.
Фото: pikabu.ru
В 1893 году сахарный картель вместе с полком морской пехоты США сверг гавайскую королеву Лилиуокалани, что было осуждено как неконституционное даже тогдашним президентом США Гровером Кливлендом. Началась американская военная оккупация архипелага. В американской прессе карикатуристы-расисты применили свой античёрный арсенал карикатур, чтобы изобразить ухмыляющуюся гавайскую правительницу, разогревающую каннибальскую кастрюлю.
Они утверждали, что Лилиуокалани была дочерью «мулата-сапожника», который незаконно властвовал над её «языческим» народом. Утверждалось, что с такой окраской она по своей природе явно не годилась для правления. Вместе с королевой американские оккупанты арестовали редакторов газет, поддерживавших её, и прижали оппозиционную прессу. Это означало, что единственные новости, которые пришли с Гавайев, были доставлены представителями переворота, которые объявили, что королева добровольно отказалась от своего королевства и своих притязаний на землю.
По сей день живет миф о том, что гавайцы пассивно смирились с потерей своей нации, не сопротивляясь.
В исторических отчётах мало упоминается тот факт, что 40 000 гавайцев подали петицию против оккупации и протестовали на улицах. Столетие спустя, в 1993 году, тысячи гавайцев прошли маршем к бывшему дворцу королевы в Гонолулу, снова призывая к независимости.
Тем не менее американское общественное воображение редко задается вопросом, хотят ли Гавайи быть частью США; есть предположение, что гавайцы в далёком раю должны быть довольны. Разве они не почитали белого человека как бога? Разве они не пали перед ним ниц, не одели его и не накормили всеми плодами своей земли? Они убили его в ритуале, но, не зная, что они сделали, неужели они с виноватыми слезами не ждали его возвращения?
Когда известие о смерти Кука наконец достигло Лондона в январе 1780 года, через 11 месяцев после убийства капитана, оно было встречено не публичным излиянием горя, а довольно болезненным восхищением экзотическими подробностями.
Успех «Омаи», сыгравшего главную роль вместе с «Апофеозом», на котором были изображены 80 танцующих «дикарей», некоторые из которых были одеты в блэкфейс, положил начало новому европейскому ритуалу убийства Кука на сцене. В 1788 году в Париже состоялась премьера дико популярного Grand Serious-Pantomimic-Ballet «Смерть капитана Кука», после чего он отправился в турне по континенту, Англии и США.
По общему мнению, балет был яростным, хаотичным, «ужасным», переполненным эмоциями — и большим триумфом. Год за годом он возрождался, и смерть капитана разыгрывалась заново, как кровь, которую имперские державы продолжали приносить, чтобы гарантировать себе господство. Кук был убит в Ярмуте, Банги, Лидсе и девять раз в Норвиче; его забили до смерти в Дублине, забили дубинками в Квебеке, проткнули копьем на Гринвич-стрит в Манхэттене и снова в Чарльстоне, Южная Каролина. Военные моряки делали татуировки в честь смерти Кука, а аристократки носили платья, вдохновленные «индейцем, который убил капитана Кука своей дубиной», как отметила в своём дневнике миссис Хестер Трейл.
К середине 19 века П. Т. Барнум шутил, что знаменитый тупой инструмент размножился, заняв заветное место в каждой музейной витрине. Поэт Анна Сьюард вознесла капитана на небеса в своей «Элегии о капитане Куке» 1780 года, к которой добавлена «Ода солнцу». «Говоря прямо, — писал антрополог Гананатх Обейесекере, — я сомневаюсь, что туземцы создали своего европейского бога; европейцы создали его для них».
Апофеоз может возникнуть в прозрении или в акте прострации, а также может произойти через поэзию и живопись, через пантомиму и другие виды искусства. Гавайское слово было «акуа», но это вводит в заблуждение, поскольку в своём первоначальном значении это слово могло относиться к любому количеству священных существ, предметов или живых людей — всему, что обладало огромной силой. То же самое и со словом «Лоно»: экипаж «Резолюшн» так и не смог выяснить его точное значение. «Иногда они применяли его к невидимому существу, которое, как они говорили, жило на небесах. Мы также обнаружили, что этот титул принадлежал высокопоставленному и влиятельному лицу на острове», — вспоминал лейтенант Кинг.
Фото: tiendil.org
Не только Кука, но и гавайского короля приветствовали криками «Лоно!» Неверные толкования создают богов. Камакау, историк, написал о пришествии Кука в своей книге «Мо’олело» или «История» 1866 года, которая считается авторитетным «туземным» очерком. В конечном итоге он был опубликован на английском языке в 1961 году после десятилетий работы группы переводчиков, в которую входил поселенец 19-го века австралиец и бывший рабочий сахарной плантации Томас Трум.
В английском издании история была сильно подделана, якобы для того, чтобы соответствовать «западным» стандартам написания истории, как показал гавайский учёный Ноэно Сильва. Перед описанием прибытия Кука Камакау подробно описывает на более чем 17 страницах других иностранцев, которые уже прибыли морем, некоторые с бледной кожей, некоторые с коричневой.
Переводчики, однако, опустили весь раздел, превратив повествование о появлении Кука и его ковчега в волшебное, совершенно беспрецедентное событие. В оригинале Камакау подчёркивает насилие, драки и захват заложников, кульминацией которых стало убийство капитана, и завершает список. «Плоды и семена, посеянные действиями Кука, проросли и выросли, превратившись в деревья, которые распространились, чтобы опустошить людей на этих островах:
- Гонорея вместе с сифилисом;
- Проституция;
- Ложное представление о том, что он был богом и ему поклонялись;
- Блохи и комары;
- Распространение эпидемических заболеваний;
- Изменение воздуха, которым мы дышим;
- Ослабление нашего тела;
- Изменения в жизни растений…»
«Лучшее во время визита Кука то, что мы его убили, — пишет гавайская активистка Лиликала Камеэлейхива. Если человек воображает, что бог подобен ему самому, то бог, в конце концов, должен умереть. Кука убивали снова и снова, на пляже, в театре, на странице, но миф о его предполагаемой божественности сохраняется.
С каждой новой смертью он продолжает жить. Как можно убить бога, если не дубинками, колоть, протыкать, разрубать, расчленять, варить, поджаривать, раздавать? Переписывая историю, разоблачая махинации, скрывающиеся за мифами, ломая открытые слоги так, чтобы выплеснулось то, что священно внутри? Разрушением образа?