Хоенир или Хенир (древнескандинавский: H?nir or Honir ) - очень тёмная фигура бога в скандинавской мифологии, который пару раз присоединяется к богам Локи и Одину в старых текстах. Похоже, у него есть атрибуты творения и пророчества, и его имя может указывать на связь с птицами, возможно, птицами предзнаменования.
Упоминания в Поэтической и прозаической Эдде
Мы можем сделать очень мало выводов из оставшихся источников, но Хоэнир участвует по крайней мере в одном важном мифологическом моменте, а именно в формировании первых человеческих существ, Аска и Эмблы, из двух кусков плавника, наделяя их необходимыми дарами. Этот миф изложен в "Велюспе" (Пророчестве провидицы), первом стихотворении мифологического сборника "Поэтическая Эдда", в строфах 17-18:
У них не было дыхания,
у них не было души,
у них не было ни волос, ни голоса,
ни хорошей внешности.
Один дал им дыхание,
Хоэнир дал им душу,
Лодур / Локи дал им волосы
и хороший внешний вид.
Здесь мы видим первый пример того, как эта троица богов – Один, Локи, Хоенир – дополняют деяния и способности друг друга.
Интересно, что Хоенир наделяет людей одом, интересным термином, который может означать ум, остроумие, смысл или вдохновение как существительное и безумие, безумие или вдохновение как прилагательное.
Это основное слово, от которого происходит имя Один, поэтому мы не можем не задаться вопросом, существовала ли когда-то более сильная связь между ними, особенно если это слово относится к поэзии. Что касается Локи как другого члена компании, то в стихотворении под названием Халейгьятал сохранившийся только в отрывках, цитируемых в других работах, таких как поэтический договор исландского вождя и автора Снорри "Скалдскапармаль" – часть прозаической Эдды – Один описывается как друг Лодура, что подтверждает мысль о том, что Лодур из отрывка в Поэтической Эдде, скорее всего, является тем же персонажем, Локи.
С другой стороны, в первой части своей прозы "Эдда" под названием "Гильфагининг" ("Заблуждение Гильфи"), посвященной различным аспектам скандинавского мифа, таким как создание и разрушение мира, Снорри записал аналогичную историю, но оставил Хоенира вне её. В его версии создателями, по-видимому, являются сыновья Борра, а именно Один, Вили и Ве. Вили дает им понимание и движение, тем самым оставляя открытым вопрос о его эквивалентности Хоениру. Или, возможно, Снорри просто записал другую мифологическую традицию, поскольку истинного канона не существовало.
После Рагнарека. Художник Эмиль Доплер. (Фото: commons.wikimedia.org)
Возвращаясь кратко к Прорицанию Вельвы, когда её спрашивают о Рагнареке, сумерках богов, провидица обычно упоминает богов второго поколения среди выживших, таких как сыновья Одина Видар и Бальдрили сыновья Тора Магни и Моди. Однако текст добавляет Хоенира в список, говоря о его навыках гадания (хлаутвиид - ветки, обмакнутые в кровь и встряхиваемые), которые он выполнит после того, как поля снова начнут расти и боги вернутся.
Тогда Хоенир сможет
выбирать свои пророчества
и два брата,
сыновья Двоякого (Одина)
будут жить на небесах.
Ты хочешь знать больше, Всеотец?
Эти навыки гадания могут привести к мысли о жреческой функции. Снорри, однако, не упоминает Хоэнира в своём рассказе о Рагнареке.
Другие Источники
Помимо Одина, несколько подсказок также намекают на важную связь с Локи. В старой скальдической поэме – скальды – композиторы, почитающие деяния покровителей или затрагивающие более широкие темы в стихах со сложным метром и тяжелой образной речью, называемых "Осенними" (древнескандинавский: HaustloNg), написанный Тьодольфом из Хвина в IX веке, Локи описывается как "друг Хенира" и "испытатель разума Хенира".
В первых 13 строфах мифологически богатой поэмы рассказывается о встрече той же троицы – Одина, Локи и Хоенира – с гигантским Тхази, имеющим форму орла. Когда они пытаются приготовить мясо быка, птица желает получить часть еды, на что Локи реагирует ударом посоха, который застревает, и орёл улетает вместе с ним. В обмен на его возвращение Тхази требует Идунн, богиню юности. Ещё раз мы можем заметить загадочную природу Хоэнира, поскольку именно Локи доминирует в мифических сценах.
В "Регинсмале" ("Ложе Регина") есть ещё один контекст, в котором Хоенир появляется в этой группе из трёх божеств, произведение, принадлежащее героической традиции Поэтической Эдды, а именно серия стихотворений, посвящённых материалу, который в конце 13 века станет Сагой о Вельсунгах. Эта легендарная сага, среди прочего, повествует о герое Сигурде, который после убийства дракона Фафнира становится владельцем проклятого сокровища, включая кольцо и Варанаута, которое в конечном итоге приведёт его к гибели.
После смерти и того, как его отец Зигмунд и его мать вступили в брак с другой королевской семьёй, Сигурд получает учителя по имени Регин во время пребывания при дворе, который убеждает его искать сокровище после рассказа о своей потусторонней истории. У его отца Хрейдмара было трое сыновей: он сам, опытный мастер по металлу, Отр, рыбак-выдра и Фафнир, самый свирепый. Однажды на рыбалке боги Один, Локи и Хоенир убивают Отра в его животной форме, снимая с него шкуру и поедая его. После требования компенсации, заполнив кожу золотом, Локи отправляется за золотом карлика Андвари, чтобы заплатить Хрейдмару. Фафнир в конце концов превратится в дракона после убийства своего отца и сбора всех проклятых сокровищ. В прозаическом прологе поэмы "Реджинсмаль" эти события кратко упоминаются, но мы не получаем ничего, кроме имени бога в тройке, совершивших преступление.
Гигантский Тиасси похитил Идунн. Художник Гарри Джордж Такер (Фото: www.worldhistory.org)
В Саге об Инглингах – мифологическая Предыстория Снорри Хроника норвежских королей, где цари ведут свою родословную вплоть до шведских Инглингов, в свою очередь, произошли от богов – Снорри упоминает, что в вопросе обмена заложниками, которая возникает между двумя главными семьями богов, асы и Ваны, в знак доброй воли, Хенир отправляется из асов с ванами вместе с Мимира. Когда они понимают, что их обманули, потому что Хоэнир полагается только на совет Мимира, поэтому он не подходит в качестве вождя, они обезглавливают Мимира и отправляют его обратно к Одину.
Сохранив голову этого мудрого существа, Один получает доступ к тайным знаниям, навыку, косвенно ставшему возможным благодаря Хоениру. Похоже, что Хоэнир мог вернуться среди Асов, так как Гильфагенинг упоминает, что бога Ньерда обменивают на Хоэнира в поселении, и в другой части Эдды Снорри он также принимает участие в банкете Асов. Кроме того, история в саге об Инглинге сильно отличается от истории в Прозаической Эдде, последняя, вероятно, ближе к мифическим "оригиналам".
Довольно экзотическое упоминание о Хоенире можно найти не в исландском источнике, а в фарерской балладе из рукописи 19 века и, вероятно, относящейся к Средневековью. Сказка о Локи (Лока Таттур) представляет историю человека, который проигрывает пари с великаном, который затем заявляет права на своего сына. Чтобы избежать этой трагедии, фермер прибегает к стандартному трио Одина, Локи и Хоенира. После того, как Одину не удается спрятать его как зерно в поле, Хоэнир превращает его в перо на голове лебедя, но зовет мальчика обратно, когда видит, как великан выворачивает голову лебедя. Мальчик, наконец, спасен хитрым вмешательством Локи.
В большинстве этих мифологических фрагментов Хоенир, по-видимому, тесно связан с Локи и Одином, однако глубинные причины ускользают от нас. Возможно, поскольку Локи хитер, разговорчив и активен, Хоэнира можно использовать в качестве контраста, чтобы воплотить другой принцип – возможно, молчаливую, слабую, пассивную природу.
Любопытное Имя
Наконец, корень имени Хоенир напоминает нам о цыплятах. Если хона - "курица", может ли быть "собирателем кур"? В описании апокалипсиса в "Велюспе" мы встречаем петухов, возвещающих о его начале. Или, может быть, это скорее означает "истребитель кур"? В этом случае мы могли бы порассуждать о метафоре ястреба, птицы, связанной с Одином и Локи. Кроме того, Снорри предлагает в своём поэтическом договоре, Скальдскапармаль, использовать метафоры (кеннингар) такие, как спутник Одина, длинноногий, быстрый бог или король грязи в отношении Хоэнира. Эти метафоры, касающиеся движения, согласуются с тем фактом, что в мифе о сотворении мира он предлагает людям смысл или движение. Давая им душу, они становятся подвижными, живыми.
В целом, вопросов больше, чем ответов. Почему он король грязи (аурконунгр)? Аурр - это не только влажная глина, это также бурлящая вода с пеной из колодца Урд у корней мирового древа Иггдрасиль, колодца, где норны сидели и решали судьбы людей и богов. Это может намекнуть на гадательные способности бога. А длинная нога? Длинные ноги и хождение по грязи наводят нас на мысль об аистах, поэтому снова птицы, птицы, которые много раз встречаются как спутники богов и носители предзнаменований. Одно из прозвищ Зевса - лебедеподобный небесный бог, заставляет нас задуматься о более высокой роли Хоэнира и её угасании со временем.