Друиды были классом людей в древних кельтских культурах, известных своей великой мудростью и знанием традиций. Не только священники, которые руководили всеми религиозными ритуалами, такими как жертвоприношения (включая людей), друиды могли оказывать практическую помощь, интерпретируя события природы, предсказывая будущее как предсказатели и делая лекарственные снадобья, особенно используя священные растения, такие как омела.
Кроме того, друиды были хранилищами истории сообщества и, возможно, также были обязаны накладывать табу (или, менее точно, заклинания) на людей, обеспечивая соблюдение правил общества.
Доказательств того, что женщины были друидами в древности, мало, как и информации о друидах в целом, которая привела к многочисленным предположениям и часто фантастическим предположениям в более поздние периоды. Друиды и кельтская религия пришли в упадок после преследований со стороны римлян в 1 веке н. э., а затем прихода христианства по всей Европе.
Примечание об источниках
О друидах имеется не так много древних письменных материалов, а то, что есть, взято либо из греческих и римских авторов, либо из средневековых литературных источников, таких как ирландские мифологические поэмы. Следствием этого является недостаточное внимание к кельтским культурам, отличным от Британских островов и Галлии, и отсутствие информации до римского периода, когда друидизм уже находился в упадке.
Другая проблема заключается в путанице и неуместных сравнениях, сделанных древними авторами между друидами и другими мудрецами в других культурах, таких как маги Персии, греческие пифагорейцы и индийские аскеты. Тем не менее, такие работы, как "Галльские войны" Юлия Цезаря (около 100-44 гг. до н. э.), предоставляют бесценную информацию об этом таинственном классе священников, которые сами не оставили никакой информации о своих верованиях и обычаях.
Статус друидов
Слово "друид" происходит от латинского druides/druidae, древнеирландского druad и валлийского dryw. Немногие учёные сегодня согласны с традиционным мнением о том, что название происходит от сочетания двух или более кельтских слов, означающих "знание", " дуб " или "знание дуба" (dru-vid-es).
Как хранилища накопленных сообществом знаний - передаваемых устно старейшинами новичкам - друиды имели высокий статус в кельтских обществах.
По словам Юлия Цезаря, они не платили налоги и не были обязаны проходить военную службу. Некоторые, вероятно, консультировали правителей в религиозных делах и председательствовали в судебных делах, таких как уголовные дела, споры о наследстве и конфликты из-за границ. Друиды также следили за тем, чтобы воины приносили клятвы, чтобы продемонстрировать свою преданность вождю. Друиды, возможно, подчеркивали свой особый статус своими длинными белыми одеждами и, возможно, также необычными головными уборами. Археологические находки головных уборов, которые, очевидно, не имеют никакого военного назначения, могут быть теми, которые когда-то носили друиды. Такой головной убор часто состоит из бронзовые изделия в форме листьев, шишек или дисков, а иногда с насадками из рогов или рогов.
Неясно, существовала ли у друидов своя внутренняя иерархия за пределами различия между опытным и новичком, но Юлий Цезарь отмечает, что в Галлии был избран главный друид и занимал этот пост пожизненно. У друидов были священные места, где они собирались на ежегодные мероприятия. Цезарь упоминает область Карнутов в центральной Франции, и мы знаем, что Мона (Англси, Уэльс) считалась священным островом для друидов.
Новички потратили около 20 лет на изучение устных знаний своих мастеров-друидов. Акцент на устном обучении, возможно, отражал желание сохранить знания друидов исключительно для посвящённых, а не из-за отсутствия грамотности. Возможно, там были некоторые женщины-друиды, но чётких свидетельств о них нет, за исключением более поздних источников, и то обычно только в Галлии и Ирландии. Однако, как отмечает историк Кьяра Томмази, эти источники "имеют сомнительную надежность и, вероятно, должны быть отвергнуты" (Бэгнолл, 2329). Однако есть свидетельства о кельтских женщинах - воинах, и, конечно, отсутствие доказательств может работать в обоих направлениях - нет никаких свидетельств о том, что женщинам не разрешалось становиться друидами.
Роль друидов
Друиды считались посредниками между богами, и поэтому их подношения и жертвоприношения могли удовлетворить этих могущественных божеств и таким образом уменьшить испытания, которые они регулярно посылали людям. Как заметил Юлий Цезарь:
Друиды совершают богослужения, регулируют публичные и частные жертвоприношения и решают все религиозные вопросы. Большое количество молодых людей стекается к ним для обучения, и люди относятся к ним с большим почётом.
Фото: biblio-arcadia.fr
Власть друидов и их монополия на религиозные церемонии означали, что любой, кто игнорировал их постановления, рисковал быть исключенным из ритуалов, что, по сути, делало этого человека нечистым и посторонним в сообществе. Друид может налагать табу или запреты на людей, известных как гейсси (или гейс) в Ирландии, или просто заклинания в других местах (даже если этот термин, возможно, не идеален из-за его магических коннотаций). Такие табу могли быть мирскими, такими как отказ от употребления определенного вида мяса, но если им не подчинялись, считалось, что это смерть или вскоре последует несчастье для преступника и их отношений.
Друидов также призывали объяснять и контролировать сверхъестественные силы и впечатляющие эпизоды природных явлений. В этом качестве друиды также утверждали, что предвидят будущее, и поэтому они должны были правильно интерпретировать предзнаменования. По этой причине друиды были увлеченными астрономами и экспертами в использовании календарей. Римские писатели иногда возлагают обязанности по предсказанию судьбы на отдельный класс людей, провидцев.
Ещё одна фигура, которую иногда отождествляют с друидами, - это фили, или учёный поэт-историк древней Ирландии.
Помимо сочинения хвалебных речей и инвектив, фили также передавали устно следующему поколению фольклор общины и были каким-то образом связаны с кодексами законов и пророчествами. Были ли друиды, провидцы и фили совершенно отдельными личностями или их можно было найти в одном человеке, до сих пор много обсуждается учёными.
Другой функцией друидов было приготовление снадобий, с помощью которых они могли укрепить свои табу и заклинания. Использование предметов для наложения заклинаний или проклятий на врагов было достаточно распространенной практикой на протяжении всей древности во многих культурах. Однако связь друидов с магией, скорее всего, проистекает из демонизации языческих практик и практиков средневековыми христианскими писателями. Гораздо более вероятным навыком является знание природных лекарств и средств от распространенных заболеваний. Друиды собирали такие растения, как омела, и часто делали это ночью, по крайней мере, согласно Плинию Старшему (23-79 н. э.) в его естественной истории. Плиний описывает друидов, совершающих ночные походы в священные рощи, чтобы срезать веточки трав и растений своими золотыми серпами, образ, который, безусловно, запечатлелся в народном воображении.
Омела была особенно важна для друидов, поскольку она была традиционным символом жизни и плодородия, потому что она является многолетним растением и сохраняет свои листья даже тогда, когда дерево-хозяин потеряло всю свою листву зимой.
Как описывает здесь Плиний:
Друиды....не считают ничего более священным, чем омела и дерево, на котором она растёт, пока это дуб…Под деревом они готовят жертвоприношение и религиозный пир и приводят двух белых быков, чьи рога связаны в первый раз. Священник, одетый в белое, взбирается на дерево, срезает омелу золотым крючком и ловит её на белый плащ. Жертвы приносятся в жертву с молитвами богу, чтобы сделать это приношение благоприятным.
Плиний продолжает упоминать, что время проведения ритуалов и сбора омелы было очень важным, даже связанным с конкретными днями в календаре:
[Омела] собирается с большой церемонией, если это возможно, в шестой лунный день…Они выбирают этот день, потому что, хотя луна ещё не достигла половины своего размера, она уже оказывает значительное влияние.
Ритуалы, жертвоприношения и похороны
Друиды руководили всеми видами религиозных церемоний в кельтских общинах. Подношения совершались в таких важных природных местах, как реки, родники, озера и болота. На вершинах холмов и в священных рощах деревьев, особенно дубов, также проводились ритуалы. Все эти места считались местами встречи между физическим и сверхъестественным мирами. Были произнесены молитвы, и богам были ритуально предложены еда, оружие и драгоценные товары.
После битвы захваченных вражеских воинов иногда приносили в жертву богам. Жертвоприношения животных и людей либо приносились в качестве великого дара и предназначались для умиротворения многих кельтских божеств, либо были убиты с целью гадания.
За жертвами, как животными, так и людьми, внимательно наблюдали, когда они умирали, потому что друиды пытались интерпретировать их предсмертные муки, брызги крови или даже то, как они упали на землю, чтобы пролить свет на будущее.
Мы знаем об одной такой возможной жертве, известной как Человек Линдоу, обнаружен в Линдоу-Мосс, болоте близ Чешира в Англии. Этот юноша иллюстрирует заботу, которую проявляли к жертвам перед их последним путешествием в Потусторонний мир. Человек Линдоу жил не позднее рубежа 1-го и 2-го веков н. э., и у него были ухоженные ногти, он был в добром здравии, а в животе у него была омела и подгоревшие овсяные лепёшки. Он умер, по-видимому, стандартным способом для ритуальных убийств: его ударили по голове, задушили и перерезали горло. Затем труп на некоторое время опустили в воду, а затем похоронили.
Друиды также руководили бы более мирными похоронными церемониями. Археологические свидетельства убедительно свидетельствуют о том, что кельты верили в загробную жизнь, и друиды, возможно, распространяли идею о том, что душа покидала тело только для того, чтобы вновь появиться в другом после смерти (хотя эта вера могла быть увековечена правителями, стремящимися придать своим воинам мужество в бою). В захоронениях, подобных захоронениям великих воинов и правителей, люди погребались вместе со своим повседневным имуществом, оружием и драгоценными предметами, такими как золотые украшения. Альтернативы захоронению Были кремации и воскрешения, когда труп на некоторое время оставляли открытым для воздействия стихий, а кости затем либо хоронили, либо хранили для будущих религиозных церемоний.
Упадок
Друиды пришли в упадок во время расцвета
Римской империи, возможно, потому, что они были так важны как связующая сила для культур, которые римляне пытались вытеснить. Другой причиной было отвращение римлян к человеческим жертвоприношениям, несмотря на их любовь к кровавым видам спорта и наглядным казням. Третьей причиной было идеологическое столкновение, когда Рим был материалистической и иерархической культурой, а культура друидов была духовной и морально ориентированной, с верой в коллективную собственность. Несколько императоров предприняли попытки полностью искоренить друидов, в частности,
Тиберий (14-37 гг. н. э.) и
Claudius (r. 41-54 CE). В 59 году н. э. центр друидов на Англси подвергся систематическому нападению римской армии.
Следующая и более распространенная угроза для друидов исходила от христианизации Западной и Центральной Европы с поздней античности вплоть до средневековья. Друидизм действительно вернулся в некотором роде с 17 века н. э., хотя вопрос о том, насколько много общего существует между древними друидами и их более современными коллегами, является спорным, и серьёзные учёные древних кельтов его не очень-то развлекают. В этот период также начались исследования друидов и кельтов, что привело к некоторым часто причудливым, но устойчивым утверждениям, таким как идея о том, что мегалитические Памятники по всей Европе были храмами друидов, даже если они появились в исторических записях лишь тысячи лет спустя.