После смерти королев сын Фредегунды, король Хлотарь II, предпринял шаги, чтобы стереть память и наследие своей тёти и даже своей матери. Репутация Брунгильды и Фредегунды только ухудшилась после того, как в восьмом веке к власти пришла династия Каролингов. Были женщины-каролингки, которые тоже пытались править в качестве регентов. Поэтому перед историками того времени была поставлена задача показать, что наделение женщин властью приведёт лишь к хаосу, войне и смерти.
Фредегунду превратили в роковую женщину, а Брунгильду — в убийцу, лишённую материнского инстинкта. В своих достижениях, вырезанных из официальной истории, королевы укоренились в легендах и мифах.
Стратегия «ходячего леса», подобная стратегии Фредегунды, появилась более тысячи лет спустя в шекспировском «Макбете».
Некоторые учёные и фольклористы обнаружили варианты этой стратегии в 11 веке (использовалась противниками трирского епископа) и снова в конце 12 века (использовалась датским королём для победы над своими противниками).
Но история Фредегунды предшествует самой ранней из этих битв более чем на три столетия. Есть упоминания о ходячем лесе в кельтских мифах, которые трудно датировать. Эти мифы могли быть вдохновлены Фредегундой — или, возможно, она выросла в кельтской общине до своего порабощения и усвоила стратегию из старой языческой сказки, рассказанной ей в детстве.
В 1405 году французская поэтесса Кристин де Пизан в «Книге города дам» реанимировала историю о военном лидерстве Фредегунды в защиту женского пола: «Доблестная королева держалась впереди, призывая других к битве обещаниями и льстивыми словами». Поэтесса писала, что Фредегунда «была неестественно жестока для женщины», но «правила французским королевством весьма мудро». В этот же период дороги по всей Франции носили имя королевы Брунгильды (или, как её называли по-французски, Брюнхаут).
Историк Жан д'Утремез писал об одной такой дороге в 1398 году: «Простые люди, озадаченные тем, насколько прямой она была, состряпали историю о том, что королева Брунгильда была ведьмой, которая волшебным образом проложила дорогу за одну ночь с помощью дьявола». Эти Chaussees de Brunehaut, или шоссе Брюнхильд, были в основном старыми римскими дорогами, которые, похоже, были переименованы в честь франкской королевы. Даже сегодня можно покататься на велосипеде или совершить воскресную поездку по Chaussee Brunehaut.
Королевы вновь появились в 19 веке, когда
романтизм захлестнул Европу. В Англии была одержимость королём Артуром, а во Франции и Германии — варварскими племенами, правившими после
падения Рима. В 1819 году по залам Парижской выставки бродили люди с длинными волосами, падающими на плечи, одетые как меровинги.
Фото: nurenbergia.com
О королевах было написано множество работ, в том числе множество книг, стихов, опер, пьес, гравюр и портретов.
Эпическая поэма «Песнь о Нибелунгах», написанная около 1200 года, была заново открыта и возведена в ранг национального достояния.
Одна из его основных сюжетных линий была сосредоточена на споре между двумя королевскими невестками, который разорвал королевство на части. Именно этот средневековый текст послужил источником вдохновения для Der Ring des Nibelungen. «Кто я, если не твоя воля?» Брунгильда просит своего божественного отца в опере Вагнера.
Вопрос актуален и сегодня. Кто эта королева? Странная пародия на себя, поющая песни, написанные мужчинами и для мужчин, её амбиции и её человечность скрыты под фантастическим рогатым шлемом.
Сегодня на могиле Брунгильды нет отметки. Аббатство, в котором она была похоронена, теперь находится в восточно-центральной части Франции и было разграблено во время Французской революции. Осталась только крышка её предполагаемого саркофага. Два куска гладкой чёрной мраморной плиты выставлены в небольшом музее вместе с вазами и фрагментами античных статуй.
Могила Фредегунды выставлена в величественном базилике Сен-Дени в Париже, куда она была перенесена после революции. Изображение королевы выполнено из камней и эмали, залитых раствором. На этом изображении, обведённом медью, бывшая рабыня держит скипетр и носит корону. Тем не менее, при всей славе сложное наследие Фредегунды сводится к надписи «Fredegundia Regina, Uxor Chilperici Regis» — королева Фредегунда, жена короля Хильперика.
Ни один из монархов не увековечен титулом, которого требовали оба при жизни: не жена или мать королей, а «Praecellentissimae et Gloriosissimae Francorum Reginae» — самая превосходная и славная королева франков.
Наследие королев Фредегунды и Брунгильды показывает, что даже в самые тёмные и бурные времена женщины многое могут, и делают, и ведут за собой.