Санкт-Петербургский и Московский монетные дворы в годы правления императрицы
Екатерины II работали, можно сказать, не покладая рук и днём, и ночью. Государству требовалось всё больше и больше звонкой монеты, а высокопоставленным чиновникам за их безупречную государственную службу полагались на грудь почётные медали.
Лицевую сторону как монет, так и медалей во всех случаях украшал портрет Самодержицы Всероссийской Екатерины Великой.
Историкам известны пять определённо отличающихся друг от друга типов портрета императрицы, начиная с 1762-ого и по день её смерти в 1796 году.
А если сказать точнее, то в 1783 году Екатерина II приняла решение «законсервировать» свой портрет и оставаться до конца жизни на монетах и медалях «навечно» пятидесяти четырёхлетней царицей.
В то время на российских монетных дворах кроме русских талантливых художников и гравёров — Тимофея Иванова (1729 — 1803), Самойлы Юдина (Самуила Юдича, 1730 — 1800), Василия Климова (1716 — 1782), работали и опытные немецкие специалисты, которых пригласили в Санкт-Петербург и Москву российские власти. К примеру, достаточно долгое время трудились в России известные немецкие медальеры Антон Шеффер (Anton Schaeffer, 1722 – 1799), Карл Леберехт (Carl Leberecht, 1755 – 1827) и другие.
Именно Т. Иванов, С. Юдин, В. Климов, А. Шеффер, К. Леберехт являлись авторами портретных штемпелей для монет и медалей эпохи императрицы Екатерины II.
Что интересно, и это никто не оспаривает, Самодержица Всероссийская Екатерина Великая обладала глубокими знаниями хорошего стиля, и для художников, гравёров и медальеров являлась прекрасной моделью. Тем не менее, все портреты царицы, абсолютно каждый портрет, прежде чем идти в производство, должен был получить личное одобрение Екатерины II, например, она давала подробные и неоднократные распоряжения гравёрам и медальерам насчёт своей причёски, выражений лица, изображения одежды, украшений, буквенной легенды на её будущих монетах и медалях. Все они должны были отвечать требованиям императрицы, даже мельчайшие детали.
Поистине, Екатерина II для художников являлась исключительно восприимчивой патроной. Поэтому создание её портретов медальерами на монетных дворах всегда происходило в духе созидательного подъёма. И, как правило, такая вдохновенная и творческая работа мастеров по металлу хорошо оплачивалась императрицей.