При московском князе
Дмитрии Донском (1350 - 1389) «деньга» стала основной денежной единицей Древней Руси. Чуть позднее чеканили и её половинную часть - «полуденьгу» - полушку. Весовая норма первых монет князя колебалась в пределах одного грамма чистого серебра. Название монеты «деньга» получила, как считают некоторые историки, от монгольской «денги». В то время из весовой гривны серебра (приблизительно 200 гр.) денежный двор изготавливал две сотни монет, они составляли московский счётный рубль (хотя тогда рубль, как денежный знак, ещё не существовал).
Гривна вытягивалась в серебряную проволоку, рубилась на мелкие кусочки, расплющивалась молотком и на заготовке чеканили изображение монеты.
На её аверсе (лицевой стороне) располагались разные рисунки, например, изображение воина в профиль с мечом либо боевым топором, мог быть рисунок человека без оружия либо рисунки различных домашних либо диких животных. Читателю представлена на обозрение «деньга» Дмитрия Донского с изображением лисы и петуха.
Почему именно эти животные? У
древних славян лису связывали с двумя стихиями природы: с огнём и землёй. Князю совершенно точно было известно предание, что лисица знает всё о человеческом роде, цель которого вырваться из ночной Тьмы к Свету. Тьмой тогда, надо полагать, являлось монгольское иго, а Свет — это свобода, независимость. Покровительницей Лисы являлась богиня Марена, она и наделила Лису магическими знаниями двух миров. Славяне любили лису за её развитую волю, смекалку, безграничное любопытство, рыжий цвет лисицы сравнивался и с огнём, и с грозовой тучей. Предрассветный сумрак во времена Дмитрия Донского, когда раннее утреннее солнце окрашивает небо в оранжевый цвет, назывался «Лисьей темнотой».
А почему петух на деньгах князя? А потому, что Петух у древних славян связывался с образом самого Солнца, он был священной вещей птицей — символом Огня, символом Дневного светила. Петух оглашает окрестности с первыми лучами солнца.
Многие русские народные сказки повествуют о том, что злая ночная нечисть, услышав крик Петуха, бросается прочь, он тогда олицетворял природный будильник, стражу человеческого жилища, надёжную охрану.
Изображения петухов помещалось у славян повсеместно на крышах домов в виде флюгеров.
Разместил рисунок петуха на своих деньгах и князь Дмитрий Донской. При его жизни Русь всё ещё находилась под властью агрессора. Поэтому на оборотной стороне (реверсе) своих монет он вынуждено был помещать арабскую вязь и чеканить со своим именем и имя хана Тохтамыша. Но пришло время, когда на славянских деньгах, полушках, рублях и копейках появился только русский текст.