Когда-то, очень-очень давно, алхимик-чернокнижник
Агриппа Неттесхеймский сказал: "Бойтесь кисти живописца - его портрет может оказаться более живым, чем оригинал". Эти пророческие слова в полной мере относились к русскому живописцу
Илье Репину. Многие, кого он рисовал, жили потом крайне недолго.
Илья Ефимович Репин как комета ворвался в число лучших живописцев. На него обратили внимание, когда он только оканчивал Академию художеств и нарисовал полотно "Воскрешение дочери Иаира". Сюжет для картины молодой художник взял из Библии. Христос приходит в дом сотника Иаира и наложением руки воскрешает его умершую дочь.
Фото: muzei-mira.com
Произведение вызвало жаркие споры. Одни были восхищены талантом Репина, другие яростно его отвергали. Но, так или иначе, полотно удалось, особенно девица, возвратившаяся из небытия. Удивительно, как тонко показал живописец краски жизни, наполняющие недавно мёртвое тело.
А дальше были "Не ждали", "Бурлаки на Волге", "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Казалось, что Репину нет и уже никогда не будет равных.
Слава его гремела по всей необъятной России. Однако было плохо - для своих гениальных полотен Илья Ефимович находил натурщиков с огромным трудом.
Это обстоятельство объяснялось тем, что про Репина ходили устойчивые слухи, что тем, кого он нарисует, жить на этом свете осталось совсем недолго. Рассказывали, что даже бурлаки, которые позировали живописцу, отдали богу душу в одночасье. А ведь среди людей, способных на собственном горбу тянуть баржи против волжского течения, слабых и хворых не бывает.
А композитор
Мусоргский, писатель
Писемский,
хирург Пирогов, итальянская актриса
Мерси д'Аржанто? Едва Репин нарисовал их портреты, они тут же отправились в мир иной.
В начале ХХ века у образованной публики особой модой пользовался так называемый чёрный юмор. Приходя на выставки Репина, некоторые поклонники его творчества язвительно шутили: "Что же вы, господин художник, гениев нашей культуры рисуете? Раз у вас кисть чёрная, написали бы лучше членов Государственного совета!" Услышав злую шутку, все вокруг дружно расхохотались. Государственный совет в те годы ненавидела вся Россия.
Юморист, чьё имя история не сохранила, словно в воду глядел. Не прошло и нескольких месяцев, как Илье Ефимовичу заказали написать монументальный общий портрет первых лиц государства. Полотно называлось "Торжественное заседание Государственного совета" и имело просто чудовищные размеры, 4 метра в высоту и почти 9 в ширину.
Фото: ria.ru
Репин отлично понимал, что с таким объемом работ в поставленные сроки он точно не справится, поэтому позвал в помощники двух именитых художников:
Бориса Кустодиева и
Ивана Куликова. Работа над картиной была просто каторжной, она забирала все силы. В итоге к её концу Репин тяжело заболел, и доделывать полотно пришлось помощникам. Произведение было готово лишь к концу 1903 года.
Не прошло и года, как по всей России начались волнения, грянула первая революция. Практически все из министров и чиновников поплатились из-за этого своими должностями, а некоторые, такие как великий князь Сергей Александрович, граф А.Игнатьев, министр В. Плеве, и вовсе лишились жизни.
Саратовская дума, откуда был родом Пётр Аркадьевич Столыпин (премьер-министр) заказала его портрет у Репина. Как только художник закончил полотно, премьер-министр поехал в Киев, где был смертельно ранен в театре террористом Багровым.
Не всё так просто с этими картинами. Одна тебе силы даст, другая - всю жизнь заберёт. И похоже, что художник Репин как раз писал картины другого, мрачного вида...