Когда-то, полтысячи лет назад, нынешние белорусские земли назывались Великим Княжеством Литовским. Было такое государство. Жители сами себя называли литвинами, а государство в обиходе — Литвой. Абсолютное большинство населения являлось простолюдинами, а вот немногочисленное дворянство относилось как к панцирным боярам Княжества, так и к литвинской шляхте польской Речи Посполитой. Сегодняшние летувисы Литовской Республики являются предками племени жмудинов, что проживало в районе современного Каунуса и западнее к Балтике, а вот литвины относились уже к славянам и язык их был абсолютно другим. Так вот предками литвинов, есть такое предание, являлись таинственные лютичи, о них ещё упоминал в своих трудах античный историк Геродот. Он описывал страну Невриду с её дремучими и болотистыми лесами, где проживали грозные люди-оборотни, называемые лютичами. Они, облачившись в волчьи шкуры, властвовали над людьми подлунного мира, по силам им был и мир теней, так как обладали навыками возвращать к жизни мертвецов. За миром лютичей, как писал Геродот, находилось туманное и студёное море. Видимо это была Балтика. В семьях крестьян-литвинов до конца XIX столетия ходили предания, пересказы и былины о людях-волках, что нагоняли порчу. О них, кстати, упоминается и в «Слове о полку Игоревом», памятнике древнерусской письменности: люди-волки уходили от преследования в топкие болота, растворяясь в холодных туманах. Князь-мистик Всеслав Полоцкий, получив на время образ волка-лютича, смог из стольного Киева перебежать в далёкую Тмутаракань.
Помним мы и русскую сказку о Сером Волке, который, обернувшись человеком, помог в трудную минуту Ивану-царевичу. А если откинуть мистику, то рассказы о людях-волках, то есть о воинах, одетых в волчьи шкуры, есть и у других народов. К примеру, как утверждают башкиры, их предками являются древние башкорты. Скорее всего, это так, ведь слова «баш» и «корт» означают «головной волк», «главный волк». По легенде в давние времена племя башкир, кочуя с огромными табунами коней, наткнулось на волчью стаю. Их вожак отделился, встал впереди каравана тысяч и тысяч людей и повёл его за собой. Так они и дошли за главным волком до благодатной земли с обильными и тучными лугами, где и остались жить, назвавшись башкортами.
Лютичи — племя волчье. Сначала оно проживало в районе полабских славян, это в районе Эльбы, Балтийского моря, Одера. Оно относилось к лужицкой культуре, лютичами их называли соседние племена, а себя они обозначали как славянское племя «вильци» («волки»). В старославянском языке слова «вълк» («вылк») и «люты» являются синонимами, «люты» означало свирепость в боях, безудержную храбрость. Неудивительно, в то суровое время, чтобы выжить, племени постоянно требовалось воевать, драться, бороться. Но воинственные германские племена Священной Римской империи были многочисленнее, и лютичам пришлось покидать разорённые родовые гнёзда и уходить в сторону Днепра, Вислы, Березины, Западной Двины. Они соприкоснулись с племенами балтов, славянских ятвягов, кривичей. Местные называли пришельцев словом «лютва», которое потом трансформировалось в слово «литва». Под этим названием «литва» племена лютичей стали обитать на землях Чёрной Руси, современных землях Западной Беларуси.
Потом литвины совместно с поляками, московитами, татарами и другими восточноевропейскими народами воевали и с саксонцами, и с германцами-крестоносцами, успешно воевали, топтали их хоругви под Грюнвальдом в 1410 году.
Вот такие лютические корни литвинов-белорусов.
Конечно, рассказы о людях-волках, оборотнях, одетых в волчьи шкуры древних воинах, являются легендами. Но, как говорят, любая сказка есть быль, а она, эта быль — повесть о прошлом, об ушедших в небытие столетий человеческой истории.