На Руси появление на свет младенца считалось чудом, божественным подарком. Считалось, что в мир живых он приходит из мира мертвых, а значит, его нужно превратить в человека. И младенцев "доделывали" - завернув в пресное тесто и положив на лопату, допекали в теплой печи. А какие еще были традиции?
Веками Русь не вылезала из войн и эпидемий, уносивших огромное количество жизней. И разумной природой было устроено так, что женщины рожали много и часто. Ведь только большое количество детей могло послужить воспроизводству населения. Церковь также культивировала, что идеальная женщина - многодетная мать. От десяти и более детей в семье было в порядке вещей. Правда, большинство умирали младенцами, но к этому относились философски: "Бог дал - Бог взял!"
В деревнях беременные работали в поте лица до самых родов, рожали где роды застанут. В доме рожать было не принято - обычно затапливали баню или отправляли роженицу в хлев. Часто рожали без всякой помощи, но все же старались привлечь повитуху - бабку, которая знала толк в этом.
Считалось, что никто посторонний не должен наблюдать таинство рождения, лишь в особенно трудных случаях звали мужа, чтобы он кричал и стонал вместо жены, отвлекая так от нее нечистую силу. Чтобы роды прошли легче, женщине расплетали волосы, открывали двери и сундуки.
Повитуха принимала малыша и ножом или серпом перерезала ему пуповину. Мальчиков клали на дубовую плаху или топорище - чтобы вырос рукастым, а девочек - на ольховую доску или веретено, чтобы вышла рукодельница. Пупок перевязывали ниткой из льна и волос родителей.
Если кроха рождался слабеньким, его "перераживали" - три раза протаскивали через ворот рубахи сверху вниз - как бы давая заново появиться на свет, более сильным.
Затем повитуха омывала новорожденного, "доделывая" его, превращая в человека: гладила головку, придавая ей округлость, нажимала на ноздри, лепя носик, выравнивала ручки и ножки. И заворачивала в старую рубаху отца - чтобы обозначить связь с родом.
Плаценту, омыв и завернув в чистую ткань, захоранивали, в могилку к ней клали еду, а сверху посыпали зерном и поливали водой. Считалось, что это поможет роду и дальше заводить детей.
После омывания младенца до шести недель не купали, даже если нежная кожа покрывалась коростой...
Повитуха оставалась с новорожденным еще пару дней, пока мать не оправится.
Первые капли материнского молока не давали новорожденному - женщины сцеживали его в землю, а малышу поначалу давали сосать крендельки или кашку, завернутые в тряпочку. Ну а потом уже не отрывали от груди как минимум лет до двух: материнским молоком положено было кормить дитя на протяжении трех постов. Но поскольку после родов мать начинала работать практически сразу, то и прикармливать младенца начинали рано - это делали присматривающие за ним старушки или старшие дети в семье. Родившимся летом особенно не везло, материнского молока они почти не видели, ведь мама с утра до ночи пропадала в поле.
Тяжелой была женская доля: дом, дети, хозяйство, полевые работы быстро подрывали здоровье, и жили женщины очень недолго.
На третий день ребенка крестили. В крестные брали молодых неженатых родственников. Крестный был только один - у мальчика крестный отец, у девочки - крестная мать. Их обязанностью было выкупить кроху у повитухи и отнести в церковь. По дороге не разрешалось разговаривать и оборачиваться.
Крестные дарили крестнику крестик, пояс и рубаху, и после крещения малыш становился полноценным человеком.
Имя новорожденному давал священник. Но случалось, что появившийся малыш был явно не жилец и окрестить его требовалось поскорее. В таких случаях это делала повитуха - трижды окунала младенца в купель и давала имя.
Называли детей обычно по святцам. Мальчикам часто давали имя деда. А до 14 века детям на Руси вместо отчества давали матчество - Настасьич, Маринич.