"Биография" веера началась за несколько тысячелетий до нашей эры. Сначала их называли опахалами. Сделанные из листьев пальмы, лотосов, пучка веток или перьев, они служили жителям Востока для защиты от мух и насекомых. В VI веке опахала из Китая в качестве подарка были привезены императору Японии. Они представляли собой круглую раму с ручкой, покрытую шелковой тканью или тончайшей бумагой, скрепляемой у основания рукоятки.
Японские мастера быстро переняли новшество,внесли ряд усовершенствований. Они расщепляли ствол бамбука на тонкие полоски и какое-то время держали под грузом, чтобы зафиксировать их в одной плоскости, после чего с двух сторон обклеивали его бумагой. Такие опахала получили название утива, став обязательным атрибутом императоров и высших сановников.Японцы не раз модернизировали существующие модели вееров.
После того как в середине XVI века эту новинку завезли в Европу португальские купцы, веер стал самым модным женским аксессуаром. Наивысшего расцвета искусство изготовления достигло в XVIII веке.Над росписью экранов вееров и изготовлением остова трудились известные мастера и ювелиры. Веер превратился в неотъемлемый атрибут жизни высшего света. С его помощью дамы выражали или, наоборот, скрывали свои чувства.
Если дама желала танцевать, ей достаточно было, глядя на кавалера, несколько раз махнуть открытым веером к себе. Не желая, чтобы кто-то чужой подслушал разговор, дама прикасалась закрытым веером к своим губам:"Молчите!".Проведя закрытым веером по наружной стороне руки, она сообщала:"Не приходите сегодня". А держа открытый веер в правой руке и медленно складывая его в ладонь левой, приглашала:"Приходите, я буду рада". Недовольство собеседником можно было высказать, резко открыв и закрыв веер, держа его перед ртом. Признаваясь же в любви счастливому избраннику, она прикладывала веер к сердцу.
Эти несложные правила позволяли дамам на балах вести беседы со своими кавалерами, говоря им то, чего строгий этикет не позволял высказывать вслух.