Вопрос денег - один из ключевых социально-экономических вопросов. Он относится также к категории самых трудных и запутанных.
Деньги - это непростой социальный феномен. Его изучение предполагает философский особый подход.
В тайну власти денег и их природу пытались проникнуть многие выдающиеся люди, понять их роль в жизни отдельного человека и общества в целом.
Так, Аристотель, известный древнегреческий мыслитель, говорил о двоякой роли денег, как цели, и как средства.
Конфуций утверждал, что низкому человеку знакома выгода, а благородному — долг.
Ларошфуко считал, что добродетель теряется в расчёте как река в море.
Другой китайский мудрец Шан Ян был убеждён, что человек всю свою жизнь стремится стать знатным и богатым, и это стремление прекращается лишь в момент его смерти.
Философ Спиноза как-то иронично и публично признался: лучшим качеством денег является их количество.
Английский премьер-министр XIX столетия Гладстон отмечал: деньги свели с ума намного больше людей, чем сильная любовь.
А Мефистофель в знаменитом «Фаусте» Гёте прямо заявлял: «сатана здесь правит бал, люди гибнут за металл».
Один современный острослов подметил, что счастье-то не в деньгах, а в любви. Любви обычной и простой, любви человека к деньгам.
Зависимость человека от денег — это тяжелейшее повседневное бремя. Все его труды и заботы о деньгах, как средствах обеспечения своего существования, отнимают значительную часть жизни. Вспомним письма великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, который, постоянно пытаясь решить свои финансовые проблемы и бытовые неурядицы, называл деньги «проклятыми» вещами. Лев Толстой признавал деньги «мировым злом». В конце концов, уже в преклонном возрасте незадолго до смерти он покинул семью из-за постоянных споров с детьми и женой о денежном наследстве.
Конечно, нельзя говорить, что известные философы не упоминали в своих произведениях тайну влияния денег на жизнь и поведение человека. Так, немецкий мыслитель И. Кант выразил свою точку зрения о сущности денег однозначно: «содержание денег не зависят от сознания человека». Философ подчёркивал особую разницу между воображаемым талером и талером, который лежит в кармане.
Другой немецкий учёный Г. Зиммель подробно раскрыл социальную роль денег. В своей работе «Философия денег», изданной 122 года назад, он доказал, что деньги, являясь универсальной формой экономического обмена услуг и товаров, формируют так называемого «экономического человека», который всеми силами стремится к обогащению, выгоде. С другой стороны, люди, обладающие наличными деньгами, получают широту выбора деятельности и жизни, и действуют они на единой территории по единым правилам и стандартам. Зиммель был убеждён, что только состоятельные люди в силах создавать неофициального характера организации и объединения вроде страховых компаний, банков, предприятий и т. д., которые нацелены защищать частные интересы и являться оппозицией к государственной власти. Зиммель считал, что универсальным качеством экономики является именно денежное обращение: «деньги дают всем вещам удивительную мобильность, они способны уходить от случайных своих хозяев к достойнейшим хозяевам», они не признают суверенитетов и границ.
О роли денег в экономике и общественной истории многое поведал
Карл Маркс, он полностью раскрыл природу и сущность денег, превращения их в капитал.
В начале ХХ столетия перед человечеством возник вопрос тайны влияния золота на мировую историю. У всех древних народов существовал культ яркого солнца, поэтому жёлтое золото, редкий в природе металл, автоматически получило такую же культовую функцию. Как известно, за всё время человечества золота добыто всего лишь около ста сорока тысяч тонн. Из-за него пираты грабили морские галеоны, крестоносцы-рыцари отправлялись в завоевательные походы, начинались кровавые войны, люди гибли за металл. Монеты из золота столетиями ходили по всем континентам, а в середине XIX века появился золотомонетный международный стандарт. Деньги из бумаги в обязательном порядке обменивались на золото. Иван Бунин, известный русский писатель, как-то очень образно сказал: «Золотой червонец всем нравится».
И в наши дни этот драгоценный металл остаётся надёжным показателем финансовой стабильности государства. Человек по-прежнему испытывает к золоту уважение, предпочтение, тяготение.
Тайна власти золота, что интересно, так и не получила до сих пор какого-то убедительного и внятного объяснения как экономистами, так и философами. Некоторые учёные убеждены, что деньги вообще обладают не только экономической, но и нравственной, психологической, магической, мифологической силой. Они способны и созидать, и разрушать. Подтверждение этому каждодневные факты и события из современной жизни.