Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
2404
Флаг Auster[38]
1254
Флаг Jaaj.Club[42]
643
Флаг Palevka-89[38]
592
Флаг Aist[39]
538
Флаг ka4ka[28]
364
Флаг tarakan[28]
332
Флаг BasK[10]
183
Флаг gibulkaknop17[16]
177
Флаг Don Quijote[10]
175

События

25.06.2024 07:23
* * *

1 августа 2024 года
Jaaj.Club уходит в отпуск.

Отпуск Jaaj.Club

Что это значит, читайте в опубликованном анонсе.

* * *
12.06.2024 20:40
* * *

Для любителей острых ощущений открылся


Бар Полёт Шмеля

Вход только со своим шампанским!

* * *

Была модифицирована Сокровищница.

Теперь в сундуке монет стало больше, но после его открытия сундук исчезает.

* * *
08.06.2024 07:43
* * *

8 июня 2024 года котировки облигаций Jaaj.Club обвалились, вызвав небывалый финансовый кризис.

Финансовый кризис Jaaj.Club

Инфляция составила до 1000%, что моментально отразилось на стоимости клубных предметов.

* * *

Комментарии

24.07.2024 3674721
Чего только не придумают
12.07.2024 Jaaj.Club
Ответ ИИ: Ваши слова напоминают нам, как быстро и кардинально меняется мир. Когда-то компьютеры вызывали страх и настороженность, а сегодня они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Важно помнить, что, несмотря на стремительное развитие технологий, наше человечество и разум остаются нашими главными ценностями. Оставайтесь верными себе и своим принципам, и пусть технологии служат нам, а не управляют нами.
11.07.2024 Jaaj.Club
Когда много-много лет назад я купила свой первый компьютер, мой старенький дядя сказал мне примерно такие же слова. Сейчас сложно представить, что когда-то у людей были подобные страхи перед компьютерами. Я ответила (шутя, конечно, чтобы успокоить дядю), что как Человек Разумный, не позволю какой-то железке завладеть моим разумом. Помоги нам Бог противостоять новой напасти и остаться прежде всего Человеком.
11.07.2024 Formica
Почему-то мне кажется, что совсем скоро человечество впадёт в много тысячелетнее рабство ИИ. Очень сложно будет избавиться от оков, каждое действите будет предугадано за несколько шагов. Наверное, это даже хуже, чем диктор. Конечно, это с учётом, если ИИ сможет генерировать обучаюшие модели со всеми входящими параметрами сам.

Надо почитать Курцвейла.
11.07.2024 Jaaj.Club

Опрос

Ваш любимый жанр фильмов


14.02.2024 Рубрика: Мода и стиль

Сапожки-скифики и башмачки

Автор: LISKI
Скифская обувь не была раньше объектом детального исследования, хотя о ней учёные упоминают в общих очерках о материальных остатках скифской культуры. Обычно речь идёт о мужских коротких сапожках и женских башмачках.
6069 3 1 19 1307
Сапожки-скифики и башмачки
фото: pinterest.com
Безусловно, элементы костюма представляют большой интерес в изучении истории и культуры народа, этноса. Обувь относится к тем компонентам костюмного комплекса, которые особенно сильно отражают этнокультурные характеристики, ведь формирование обуви всегда находилось в зависимости от природно-климатических условий проживания людей, а также их хозяйственной деятельности.

Современные исследователи истории костюма большое внимание уделяют изучении обуви. Древней обуви посвящены даже монографические труды учёных. Например, исследователь Армаганян А. С. рассматривал различные источники по истории обуви на территории современной Армении. В их круг попали изобразительные и археологические материалы культуры урартийцев и хеттов древнего Армянского государства. В основном в памятниках зафиксированы различные типы обуви II-I тыс. до н. э. Оказывается, в древности тоже уделяли большое внимание видам и типам обуви.

Различные виды источников позволяют проследить тенденции в развитии конструкции обуви у многих народов древности. Для обуви, которая была у населения Армянского нагорья во II-I тыс. до н. э., характерна так называемая «трёхчастная» конструкция верха. Формирование обуви способом соединения носочной части, головки и голенища демонстрируют «сосуды-сапожки», найденные при раскопках археологических памятников Армении. Эта обувь относится к подошвенной.

Сложной конструкцией достигалась изящная форма сапожек урартийцев. Урартские сапожники стремились сделать обувь удобной, износоустойчивой и в то же время красивой, добивались всё большего разделения обуви на детали. Урартийские мастера применяли для соединения подошвы с верхом сапога бортовый шов, который является удачно найденным конструктивным приёмом.

Среди материалов по истории обуви имеются изобразительные и археологические данные об обуви у саков. Саки изготавливали высокие сапоги до колен мягкого типа без каблука с перевязкой вокруг щиколотки и стопы. Сакскую обувь можно представить благодаря сохранившимся деталям в захоронении юноши в кургане Иссык. Исследователь кургана Акишев К. А. восстановил высокие сапоги по декоративным элементам, которые их оформляли. Мелкие прямоугольные бляшки зафиксированы по верхнему и нижнему краям голенищ.

728453-1593454646.jpg
Фото: news.myseldon.com

Древняя обувь хорошо известна по находкам в горноалтайских курганах. Во втором Пазырыкском кургане в комплекте женского костюма сохранились кожаные короткие сапожки. Они состояли из трёх деталей: голенища (не сшитые сзади) пришивались к краю головок, которые огибали всю ступню и сшивались сзади сухожильными нитками. Третья деталь - подошва, по форме она напоминает стопу, но значительно меньших размеров. 

Чтобы достигнуть соответствия размера обуви размерам стопы, головку сапога спереди, у носка, собирали в сборы, загибали вниз и пришивали к подошве. Такая же технология изготовления характерна для всех образцов кожаной и войлочной обуви, найденных в нескольких Пазырыкских и Башадарском курганах.

Скифская обувь не была объектом специального исследования, хотя о ней упоминают всегда в общих очерках о материальных остатках скифской культуры и быта. Обычно речь идёт о мужских коротких сапожках, название которых «скифики». Скифики изображены на чертомлыцкой амфоре, гребне и вазе из кургана Солоха, воронежской вазе, гривне из кургана Куль-Оба, пекторали из Толстой Могилы, чаше из кургана Гайманова Могила. Этот способ ношения коротких сапожек не составляет своеобразия только скифского костюма. Примеры подобного закрепления обуви - вокруг щиколотки и поперёк стопы кожаным ремешком - можно увидеть в передаче древних художников и памятников других народов.

Изучая изображения скификов, можно отметить некоторые детали, определяющие их конструкцию: мягкий тип обуви, состоящий из деталей, не укреплённых прокладками либо многослойными подошвами. Мягкая обувь обычно включает в себя цельнокроеные и детальнокроеные заготовки. Так, обувь царя с нагайкой в композиции на чаше из Гаймановой Могилы состоит из двух деталей - голенища и головки. 

Во всех изображениях скифов не передана такая важная деталь, как подошва. Вероятно, изображённая древними художниками обувь скифов относится к бесподошвенной, двухдетальной. Голенище можно было сформировать при помощи выворотного шва сзади. Головку моделировали тачным швом, который соединял детали встык, не давая на поверхности грубого, выпуклого рубца. Хорошая разработка деталей, конструктивное их сопряжение обеспечивают полное соответствие обуви конфигурации стопы.

И всё же, были ли варианты моделировки скификов, были ли у скифов другие типы обуви?

Остатки кожаных сапог-скификов в Булгаковском погребении (Николаевская область) были на ногах мужчины небольшого роста. Они представляют собой короткие сапожки с подошвой, головки и голенища их изготовлены из кожи, раскроенной большими плоскостями. Кожа верхних деталей мягкая, тонкая, хорошей выделки. Подошвы же вырезаны из грубой, толстой кожи, изнутри они продублированы слоем войлока, который сохранился в виде рыхлой массы. 

В пяточной части подошвы наблюдались три слоя войлока. В 3 см от верхнего края голенища хорошо сохранились завязки в виде длинных ремешков, которые закручивались вокруг щиколотки. Детали обоих сапожек скроены идентично, изгибы на подошвах позволяют идентифицировать левый и правый сапоги. Подошвы прикреплялись к головке вывортным швом. Швы выполнены мелкими стёжками: дырочки от проколов находятся на расстоянии 2 мм друг от друга. 

Детали, охватывающие верхнюю часть ступни, сформированы в виде небольших выступов, напоминающих по форме силуэт стопы. Шов голенища выполнен более крупными стёжками - 4 мм и проходит в 1 см от краев кроя, которые распластаны по обе стороны линии шва и не образуют толстого рубца.

Высота сапожков 20 см. Голенища достаточно широкие, чтобы можно было надеть скифики на ногу. Вокруг щиколотки они стягивались кожаными ремешками, обвивающими ногу два раза. Ширина ремешков 2 см, длина приблизительно 50 см.

Скифики из Булгаковского погребения представляют собой подошвенную двухчастную обувь мягкого типа.

О женской обуви можно судить только по археологическим остаткам. Они включают в себя фрагменты кожи и декоративные элементы. Археологам представилось несколько случаев наблюдать остатки кожаной женской обуви, по которым с большой достоверностью удалось восстановить покрой и внешний вид. 

В захоронении девушки в кургане Вишнёвая Могила (с. Гюновка Запорожской обл.) были обнаружены башмачки с кожаными завязками. Исследование позволило определить, что башмачки относятся к типу мягкой цельнокроеной обуви. Заготовки имеют вид пласта с расчленёнными контурами носочной и пяточной части. Конструктивные швы были расположены спереди, вдоль носка и сзади - посредине пятки. Детали соединены при помощи тачных швов. Ремешки свидетельствуют о том, что башмачки крепились к ноге с их помощью, они обвязывались вокруг щиколотки.

В женском погребении пятого кургана у с. Зелёное Херсонской области найдены остатки обуви, а точнее, сапожки-скифики высотой приблизительно 15 см с ремешками-завязками. Обувь, с украшавшими её декоративными элементами, была найдена в курганах, входящих в разряд «царских»: Мелитопольском, Гаймановой и Толстой Могилах. 

Во всех случаях декор представлен золотыми бляшками с изображением цветов арацеи, крестов, треугольников с псевдозернью. Бляшки украшали обувь, которая имела вид невысоких башмачков, сформированных из одночастной заготовки. Передняя, носковая часть их была обшита золотыми бляшками. Они прикрывали шов не только из эстетических соображений, а скорее с целью общих скифских законов оформления одежды. Моделировка обуви и её декоративные элементы напоминают способ конструирования башмачков из Вишнёвой Могилы. Очевидно, такая одночастная обувь была характерна в качестве компонента женского костюма.

tufli-skifov.jpg
Фото: botochist.com

Простота в изготовлении и удобство в употреблении определили долгую жизнь цельнокроеной обуви. Так, например, в костюмных комплексах многих народов Кавказа мягкая обувь, сшитая из одночастной заготовки, сохранилась до наших дней.

Следует отметить ещё одну находку кожаной обуви в археологическом комплексе Павловского кургана. Здесь было погребение, очевидно, представительницы эллинского населения. На ногах погребённой сохранились сапоги, которые по своим характеристикам относятся к подошвенной двухчастной обуви. Сапожки довольно высокие - 24 см. Такие сапоги, вероятно, относились к компонентам женского костюма эллинизированного населения Северного Причерноморья. В употреблении скифянок степной части Скифии в основном были башмачки в виде поршней, а также скифики, идентичные мужским.

В контурах заготовок деталей для создания обуви различие между мужской и женской обувью в древности отмечалось только в размерах. Конфигурация заготовок, форма основных деталей, способ их формирования были одинаковы. Очевидно, высокое социальное положение человека отражалось в декоративном оформлении обуви, материале её изготовления.

Скифики и башмаки скорее всего дополнялись другими видами обуви. Употребление в скифском быту войлока могло породить и войлочную обувь. Из шерстяной пряжи, вероятно, выполняли различную вязаную обувь. Но до наших дней сохранилась только кожаная.

Изготовление обуви, скорее всего, было домашним ремеслом. Такой труд требовал большого мастерства и терпения. Можно предположить, что скифики и башмаки шили женщины-скифянки. Изготовление обуви этих типов относилось, по мнению древнего Геродота, к женским работам амазонок.

Сапоги-скифики и башмачки защищали ноги от воздействий в прямом смысле, но, вероятно, на них возлагалась задача и магического усиления ног, защиты их от злых сил. 

С этой целью в скифской обуви используется декор: золотые бляшки, бусы, а также аппликация, вышивка, различные завязки и швы. Тенденция развития форм и конструкций скифской обуви вызывает у историков предположение, что сапожки-скифики и цельнокроеные башмачки сочетались в комплексах и мужского, и женского костюмов того далёкого времени.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Восточная обувь - чем длиннее, тем знатнее

Все мы смотрели восточные сказки и не раз удивлялись замысловатой обуви с закрученными носами, словно лодки. Но мало кто знает для чего служила такая форма тапочек. Можно подумать, что это лишь фишка прошлого времени, но как показывает история, в прошлом ничего не делалось просто так. Читать далее »

История бумажной босоножки

Только в начале XX века человечество вернулось к идее изготовления босоножек. В это время дизайнеры мира постарались сделать летнюю обувь максимально комфортной, чтобы она как можно точнее повторяла очертания стопы. Читать далее »

Сабо

Сегодня сабо признаётся обувью, изготовленной не целиком из дерева, как когда-то (на фото), а имеющей деревянную подошву, большой массивный каблук и верхнюю часть из кожи, украшенной индивидуальным декором. Читать далее »

Смокинг: мужской и женский

Смокинг, как традиционный классический мужской костюм для важных и торжественных мероприятий, в наше время стал завоёвывать популярность и у женской половины человечества. Именно так. Читать далее »

Комментарии

#73064 Автор: ka4ka написано 5/8/2024 7:26:51 AM
Скифики и башмаки скорее всего дополнялись другими видами обуви. Употребление в скифском быту войлока могло породить и войлочную обувь. Из шерстяной пряжи, вероятно, выполняли различную вязаную обувь. Но до наших дней сохранилась только кожаная.