Издавна на Руси женским праздничным головным убором, покрывающим волосы, являлся старинный кокошник.
Слово «кокошь» в старославянском языке языке означало «петух». И действительно, кокошник чем-то похож на петушиный гребень. Скорее всего отсюда и пошло название такого головного наряда.
Каждая российская губерния имела свой вид кокошников. Мастерицы изготавливали их в виде восточного опахала, либо полумесяца, или стреловидного наконечника, либо боярских ворот и др. Главным было, чтобы он сидел на голове, не падал, не срывался, закрывал полностью заплетённые косы. Позади женский кокошник фиксировался цветной лентой. К его верху, как правило, крепили тонкую однотонную ткань, которая спускалась на шею и спину, эту ткань также закрепляли, как платок. Впереди бисерная плетёная сетка закрывала лоб, виски прикрывали спускающиеся вниз тонкие нити, украшенные речным жемчугом.
По стоимости такие кокошники были необыкновенно дорогими, женщины из поколения в поколение бережно их хранили и передавали по наследству. Ценные головные уборы являлись семейной реликвией.
Историки русского женского костюма утверждают, что кокошник, как головной наряд, появился повсеместно на Руси на рубеже XIV и XV веков. Слово «кокошник» уже часто встречается в письменных документах XVI столетия. Правда, первые головные уборы, напоминающие кокошники, археологи находили в 1950-1960-ые годы в древненовгородских и древнепсковских захоронениях эпохи князей Всеволода Мстиславича и Глеба Святославича (1060-1070).
Существует несколько предположений возникновения кокошника. Большинство специалистов придерживаются первой «византийской» версии появления такого головного убора. Там в Византии в начале первого тысячелетия новой эры диадемы с лентами украшали головы знатных и состоятельных гречанок. Торговля сделала своё дело — византийский кокошник попал в далёкую северную Русь. Но есть и другая «монгольская» версия происхождения русского кокошника. Ведь известно, что монгольские восточные женщины во времена монголо-татарского нашествия часто украшали свои головы такими уборами, очень-очень похожими на древнерусский кокошник.
Однако откуда бы не пришёл на русские земли кокошник (а может быть он появился самостоятельно и совершенно независимо от внешней чужеземной воли), без него невозможно представить национальный женский костюм, особенно свадебный наряд невесты. Свадебный кокошник расшивался бисером, его украшали замысловатым орнаментом, разнообразная символика на кокошнике означала семейный достаток, богатство, плодородие.
Замужней женщине на Руси не с руки было появляться на людях без такого головного убора, простоволосой.
Распущенные волосы, как считалось, зазывали неурожаи, голод, болезни, проклятия, беду. Смертельным оскорблением для женщины являлось срывание с головы кокошника. По внешнему виду этого головного убора окружающие могли определить место проживания его владелицы, её возраст, состояние, семейное положение, сословие. У незамужних девушек кокошник, называемый «венцом», не закрывал полностью голову. Как кокошник, так и венец, обычно одевали в праздничные дни. В буднее, рабочее время женщины обычно носили «повойник», который помогал прятать уложенные волосы. До эпохи царя
Петра Великого кокошник являлся головным атрибутом и боярин, и крестьянок, и женщин купеческой среды. Примерно с первого десятилетия 1700-ых годов кокшником перестали пользоваться знатные дворцовые и боярские женщины, но он остался надолго у купеческих и крестьянских женщин и их дочерей.
Кокошники изготавливали профессиональные мастерицы «кокошницы». На их выполнение требовалась дорогая холщовая ткань, парча, серебряные либо золотые нити, порой драгоценные камни, основой служила твёрдая бумага, береста, картон. Продавались кокошники на больших городских или сельских ярмарках. Некоторые экземпляры стоили больших денег.
К началу XIX века мода на кокошники постепенно угасла, но всё же осталась до наших дней в качестве украшения карнавального костюма.
Сейчас любой известный европейский дом современной моды, создающий одежду «в русском стиле», обязательно в своей коллекции имеет несколько десятков видов старинных, но таких прекрасных кокошников.