Лапти в истории и литературе считают символом пословиц и поговорок: «Нет у попа сапог, служит и в лаптях», «Не берись лапти плести, не надравши лыка», «Босой лаптей не износит», «Обули Филю в чёртовы лапти», «Не слуга в лаптях: купи сапоги!» и многие другие.
Лапти считались обувью бедняка, так повелось на Руси. Ходили в них, как правило, жители сёл и деревень. Да и в небольших уездных городках изредка можно было повстречать ходока в жёлтого цвета лаптях.
Когда появились на свет русские лапти - достоверно не известно. Считается, что им не менее семисот-тысяча лет. Во время археологических раскопок древних поселений Центральной России встречаются, что удивительно, иногда на ряду с глиняными горшками и другой домашней утварью «законсервированные» на многие столетия и не истлевшие лапти из лыка. Лапти, как древнейший вариант обуви.
Такая обувка разных фасонов, вариантов, видов, типов и способов плетения из длинных лыковых полосок имела огромную популярность на Руси. Изготавливали люди и простые лапти из коры берёзы, вяза, липы, ивы, ракиты и других лиственных деревьев. Только более прочными являлись именно лыковые лапти. Для некоторых лаптей большого размера мастеру плетения могло понадобиться и 10, и 12, и 14 лыковых полосок. При их изготовлении использовались часто пеньковые верёвки. На праздники крестьяне обували новые лыковые лапти, украшенные тёмно-коричневыми оборами, а для повседневных хозяйственных и полевых нужд плелись лапти по-проще без цветных окантовок.
Техника плетения лаптей в разных местностях также была разнообразной. Так, на нынешних белорусских и украинских землях несколько веков назад сельские жители свивали лапти в один присест от носка до пятки, на российских просторах крестьяне обычно плели такую обувку так называемой «косой решёткой». Изготовить лапти, оказывается, непросто дело, здесь необходимы и желание, и терпение, и определённые наработанные навыки. За нужным материалом «лыкодёры» направлялись в лес из деревень и сёл целыми группами. Для снятия лыковых полосок использовались особые деревянные «пырки». Лыкодёры связывали лыковые полоски в тугие пучки и укладывали их на подводу, на которой размещалось до полусотни больших пучков, из них можно было сплести 200 - 250 пар лаптей. По приезде в село лыковый материал в больших ранее подготовленных бадьях заливали тёплой водой на сутки или двое. А потом мастера с помощью деревянных колодок и железных крючков приступали к плетению. Обувь нужно было изготавливать удобную и практичную, чтобы она при ходьбе не натирала ноги. По заказу и за дополнительную плату мастер мог сплести и крепкие, комфортные лыковые сапоги, на них тратилось больше времени и усилий.
Лапти изнашивались очень быстро, в весенне-осенний период крестьянину их хватало на 3-4 дня, зимой пользовались парой лаптей дней 8 - 10. Излишки на лошадях возами везли на продажу на городские рынки, в середине XIX века во Владимирской и Нижегородской губерниях простые лапти стоили 1 - 2 копейки, лыковые сапоги — 3 копейки, а обувь из кожи ценой в несколько рублей для сельского жителя была явно недоступной.
Лапти и армия
Казалось бы, что такое сочетание слов просто невозможно. Но, оказывается, в лыковые лапти обувались красноармейцы в период Гражданской войны. Снабжением военнослужащих обувью, обмундированием и другой амуницией занимался Специальный военный комитет. Для российского нового государства 1918 - 1921 годы явились непростыми, повсюду царили разруха и лишения, большинство населения голодало, трудно приходилось и регулярной армии. Лыковые лапти, в какой-то степени, спасали от босоножья молодую армию. Это уже потом появились кирзовые сапоги.
Лыковые лапти — это символ старинной русской деревни и наших далёких предков. В лаптях крестьяне от мала до велика многими столетиями работали от зари до зари в поле, сеяли и убирали урожай, растили домашних животных, насыщали продовольствием Русь. И при этом особо почитали живую окружающую природу, не вырубали бессмысленно лес, бережно брали лыко и бересту с дерева, не причиняя ему вред, не давая ему засохнуть.