Пожалуй, самым ужасным легендарным существом фольклора и мифологии является человек-волк, также называемый оборотнем. Иногда превращение происходит добровольно, но зачастую в каждое полнолуние человек обречён с рождения или в результате проклятия превращаться в свирепого зверя. В некоторых культурах преобладают другие животные: дикая кошка, бык, лиса или
медведь, но чаще всего говорят об облике волка.
Что говорит медицина об оборотнях
То, что оборотень после укуса передаёт своё состояние другому человеку, а также другие элементы фольклора были добавлены кинематографией или произведениями ужасов. Иногда считалось, что, чтобы снять проклятие, надо убить волка до первого превращения. Совсем другое говорит медицина, называя некий психиатрический синдром «клинической ликантропией». Этот недуг поражает людей, заставляя их в определённых условиях, например, в полнолуние, перенимать звериное поведение.
Клиническая ликантропия сопровождается бредом и заставляет больного верить, что он может превращаться в животное.
Страдающие этим синдромом хотят своим поведением, а иногда и внешне, напоминать животное, часто волка. Наиболее тяжёлое состояние сопровождается желанием есть сырое мясо и пить кровь, иногда человеческую.
Существует множество примеров, когда убийцы-психопаты разрывали зубами тела своих жертв и даже съедали их сердца. Одним из самых известных преступников является Питером Стаббе, немецкий серийный убийца, перегрызавший горло своим жертвам и пивший их кровь.
Волк в фольклорной культуре
Самую тесную связь с человеческим воображением всегда демонстрировал волк, будучи животным, подвергшимся решительному процессу демонизации. Его демонизировали в средние века, а до этого на него охотились, пытались приручить как его потомка-собаку, восхищались его хитростью и силой, а на охоте призывали волка в качестве проводника в шаманских обрядах.
Фото: foxcraft.fandom.com
Земные события и судьбы в древних обществах определяли потусторонние духи. Поэтому каждую проблему решал только тот, кто мог совершить путешествие в потусторонний мир и имел средства и возможность вступить в контакт с этими духами. Таким мостом между потусторонним и земным мирами был шаман, чьим спутником легко мог быть прирученный волк.
Согласно шаманским законам, по собственному желанию стать шаманом нельзя, необходимо получить приказ духов, на который нельзя ответить отрицательно. Для тех, кто получает призыв духов, зачастую он становится трагедией: серьёзно подрывает психологическую и физическую целостность и стабильность шамана и расстраивает его жизнь. Но не приняв призыв, иногда не удаётся избежать серьёзных последствий, которые могут привести к безумию и даже смерти.
Для кочевых охотников волк был защитником племени, тотемным животным, способным помочь
найти добычу и убить её. После того, как человек перешёл от кочевой жизни, основанной на охоте, к оседлому существованию и земледелию, радикально изменился и его взгляд на волка. Во многих культурах присутствовал древний миф о превращении человека в волка. Когда в раннем бронзовом веке мигрирующие кочевые индоарийские племена вступили в контакт с оседлым европейским населением, скорей всего, и появился миф о волке.
Кочевники со своей мужской и «солнечной» религией смешались с древними европейцами, имеющими религию женскую и «лунную», от союза которых возник миф с волком в качестве главного героя.
Хищник получил образ животного, способствующего оплодотворению, от пересечения лунных культов плодородия и солнечных культов охоты. Бесплодные женщины стали призывать волка, чтобы тот помог им завести детей. На Камчатке существовал крестьянский обычай изготавливать из сена фигуру волка, у которого девушки на выданье просили помочь им в течение года выйти замуж. Эта тесная связь между человеком и волком привела к тому, что оборотни относятся к видам с документально подтверждённым происхождением.
Начиная с раннего средневековья по всей Европе множились легенды о людях-волках и сохранили прочные корни в фольклоре. Лишь с 18 века психиатрия начала отрицать, что человек может превратиться в волка физически. Ликантропия стала рассматриваться как патологическое заболевание, заставляющее пациента верить, что во всех отношениях он зверь.
Но в 14-17 веках наблюдался настоящий пик роста мифа об оборотнях, что побудило человечество, и особенно инквизицию, начать охоту на ведьм, что представляло собой феномен массовой истерии, заключающийся в поиске колдунов. В Европе охота на
ведьм унесла около 50 тысяч жизней.