Спиритическая фотография, также известная как фотография призраков, является увлекательной загадкой 19 века. Можно ли увидеть своих близких после их смерти? У фотографов призраков есть ответ на этот вопрос.
Таинственные изображения призрачных фигур вызывали восхищение людей на протяжении десятилетий, и даже сегодня продолжают интриговать публику, хорошо осведомлённую об уловках фотографов. Но как именно они это делали, и были ли в этом замешаны настоящие призраки?
Суть спиритической фотографии
Назвать
изобретение фотографии очередным открытием в истории человечества было бы преуменьшением. Это революционное событие не только радикально изменило способы записи и передачи информации, но и значительно истончило барьеры расстояния и времени. Впервые в истории человечества стало возможным быть свидетелем события, не присутствуя на нём, или посмотреть на лицо человека, которого, возможно, уже нет в живых. Впечатление от этого было настолько сильным, что возможности новой технологии многим казались безграничными.
Некоторые люди верили, что фотография может разрушить преграды между миром живых и миром мёртвых, причём не метафорически, а физически.
В этот неоднозначный период возник такой культурный феномен, как спиритическая фотография.
Фото: thecollector.com
К 1860-м годам несколько техник фотографии уже были известны широкой публике. Самая популярная из них, применявшаяся в США, включала использование так называемого стеклянного негатива (стеклянная пластина, покрытая светочувствительной эмульсией). Эмульсия затемняла те части фотографии, которые в реальности были наиболее светлыми, создавая обратное, но точное изображение. Затем фотограф проявлял негатив и печатал окончательное изображение.
Новая технология требовала бесконечных экспериментов, поэтому история «фотоманипуляций» почти такая же длинная, как и история самой фотографии. Хотя существовало множество способов создать иллюзию парящего духа, историки восстановили не все из них, оставив элемент загадочности. Самые популярные проверенные методы включали наложение нескольких негативов в процессе печати таким образом, чтобы изображения появлялись на одной фотографии.
Другая техника заключалась в использовании пластины, не очищенной после предыдущего использования. В результате новая фотография проявлялась вместе с контурами, сохранившимися от другой фотографии. Конечно, разные техники давали разные результаты. По этой причине на спиритических фотографиях присутствовали самые разные призраки: некоторые из них выглядели как полупрозрачные фигуры, некоторые - как странные шары света, а некоторые - как парящие образы, похожие по очертанию на головы живых людей.
Фото: thecollector.com
Спиритическую фотографию не следует путать с другим явлением той эпохи - посмертной фотографией. На посмертных фотографиях изображались физические тела умерших родственников, чаще всего детей или матерей, умерших при родах. Хотя практика создания таких фотографий была нездоровой, желание хотя бы раз запечатлеть умершего близкого человека рядом с его живой семьёй вполне объяснимо.
До появления фотографии художники тоже иногда писали посмертные портреты. Спиритическая фотография преследовала, по сути, ту же цель, но никогда не использовала реальные тела, применяя различные манипуляции с фотографиями.
Пионер спиритической фотографии
Первым человеком, когда-либо сделавшим фотографию призрака, считается Уильям Мамлер, фотограф-любитель из Бостона. В 1861 году Мамлер работал над автопортретом. Но он оказался не единственным человеком на снимке. Позади него появилась фигура женщины, которую Мамлер идентифицировал как свою давно умершую кузину. Эта история, рассказанная предприимчивым фотографом, послужила началом длительного увлечения спиритической фотографией.
Открытие Мамлера произошло как раз в начале Гражданской войны в США. Чувствуя, что воздух пропитан смертью и горем, Мамлер увидел прекрасную возможность для бизнеса, открыв фотомастерскую в Бостоне. Он работал не один - в процесс была вовлечена его жена, Ханна Мамлер. Пока Уильям занимался технической частью, Ханна выступала в роли медиума, обращаясь к умершим родственникам клиента и прося их проявить себя на фотографии.
Фото: thecollector.com
Ещё одним любопытным фактом было то, что Ханна являлась профессиональным фотографом, в отличие от Мамлера. Они встретились в фотостудии, которая была рабочим местом Ханны и которую Мамлер арендовал для своих экспериментов. Некоторые историки считают, что именно Ханна Мамлер и владелица студии Хелен Ф. Стюарт изобрели технику и разработали последующую бизнес-схему.
Самой узнаваемой и сенсационной работой Мамлера стал портрет Мэри Тодд Линкольн 1872 года с её покойным мужем, 16-м президентом США Авраамом Линкольном. Полупрозрачная фигура Линкольна стоит позади сидящей Мэри Тодд, касаясь её плеча. Вдова президента была заядлой верующей в спиритизм и медиумизм. Подавленная убийством мужа и смертью трёх сыновей, Мэри Тодд Линкольн пыталась найти утешение в возможности общения с умершими близкими, как будто они всё ещё были рядом.
Уильям Мамлер против Финеаса Тейлора Барнума
Хотя спиритическая фотография в то время была популярной тенденцией, она имела свою долю скептически настроенных критиков. История спиритической фотографии - это также история примечательных судебных дел.
Обвинения в мошенничестве были обычным явлением для фотографов, утверждавших, что могут заставить мёртвых появляться на фотографиях.
Присяжные пытались раскрыть их технические секреты, но им это редко удавалось.
Фото: thecollector.com
Уильям Мамлер был отдан под суд не кем иным, как Финеасом Тейлором Барнумом. Хотя Барнум был далеко не честным предпринимателем, он настаивал на том, что деятельность Мамлера была, по сути, ничем иным, как наживой на убитых горем родственниках умерших. Во время судебного процесса Барнум представил свою версию фотографии Линкольна, показав изображение с лицом умершего президента, парящим рядом с ним.
Фото: thecollector.com
За этим обвинением последовало другое, ещё более поразительное. Некоторые свидетели утверждали, что Мамлер проникал в дома своих клиентов, чтобы украсть фотографии их умерших родственников и использовать для своих работ.
Суд, инициированный Барнумом, не принёс никаких результатов, поскольку с Мамлера были сняты все обвинения. Однако это была не совсем победа Мамлера или его адвоката. Главной линией защиты Мамлера было перекладывание ответственности с себя на духов. Фотограф настаивал на том, что он не несёт ответственности за появление фигур, а если кто-то был недоволен результатом, то это, должно быть, духи разыграли его.
Основной причиной оправдания Мамлера стало то, что судья и присяжные не представляли, как подобная манипуляция могла стать возможной. На самом деле, исследователи до сих пор не могут быть полностью уверены в том, как Мамлер это сделал, хотя существует множество возможных объяснений и техник, нет никаких окончательных доказательств его метода.
Фредерик Хадсон и Джорджиана Хоутон
Первым (и самым известным) британским спиритическим фотографом был Фредерик Хадсон. Как и Мамлер, Хадсон работал в паре с ассистентом. Вместе с фотографом присутствовала медиум и художница по имени Джорджиана Хоутон. Хоутон следила за тем, чтобы умершие родственники воссоединялись с миром живых.
В отличие от бледных силуэтов, запечатлённых Мамлером, духи Хадсона выглядят более цельными и физически присутствующими, как будто рядом стоит другой человек из плоти и крови. Хотя Хадсона несколько раз при жизни объявляли мошенником, он так и не попал в тюрьму. Для некоторых людей желание верить перевешивало любую логику. Например, один из натурщиков Хадсона утверждал, что видит на фотографии рядом с собой свою умершую мать, хотя, по его собственным словам, призрак был совершенно на неё не похож.
Фото: thecollector.com
Сама Хоутон была квалифицированным художником и утверждала, что её работы были созданы благодаря связи с миром духов и высших существ гораздо раньше, чем об этом заявила шведская художница и мистик Хильма аф Клинт, одна из первых представителей абстрактной живописи.
Несмотря на то, что Хадсон и Хоутон никогда не сталкивались с уголовными обвинениями за свои фотографические эксперименты, работы художницы не воспринимались всерьёз на протяжении десятилетий. Единственная выставка работ Хоутон при её жизни была организована и оплачена лично художницей. Хотя Хоутон умерла в 1884 году, её работы были выставлены в следующий раз только в двадцать первом веке.
Причины такой веры в спиритическую фотографию
Несмотря на справедливые обвинения со стороны Ф.Т. Барнума и многих других, было бы не совсем правильно называть спиритическую фотографию инструментом для наживы на чьей-то потере. В некотором смысле, фотографии умерших близких помогали людям справиться с горем и печалью, давая им ещё один шанс увидеть своих любимых, прежде чем отпустить их.
Как и практика медиумизма, спиритическая фотография также была способом справиться со страхом смерти. Хотя скептики называли обе практики мошенничеством, люди, которые верили в существование духов, получали свои доказательства того, что смерть - это не конец. Подобно Мэри Тодд Линкольн, оплакивавшей своего мужа и сыновей, многие другие люди пытались найти утешение в мысли о том, что после смерти есть на что надеяться.
Фото: thecollector.com
Однако не все верующие в спиритические фотографии были убитыми горем родственниками, нуждающимися в утешении. Многие другие сторонники спиритизма были более рациональны в своих убеждениях. Быстрый технический прогресс девятнадцатого века вызвал бурю в умах людей. Мир вдруг стал незнакомым, что заставило многих людей активно искать ответы на вопросы.
Открытие невидимых волн и частиц, новых средств передвижения и новых способов передачи информации породили новые вопросы: если о существовании этих сил не было известно до сих пор, то что ещё могло упустить человечество? Что если фотография может запечатлеть нечто невидимое человеческому глазу? Что если она может стать мостом между нашим миром и другими?
Таким образом, даже если спиритическая фотография сейчас может показаться странным оккультным увлечением, практика её использования, тем не менее, имеет под собой хоть какое-то логическое обоснование.