В анимационном фильме Тима Бёртона 1993 года «Кошмар перед Рождеством» есть сцена, в которой маленький мальчик получает засушенную голову в качестве рождественского подарка от Джека Скеллингтона. Ничего хорошего ни у мальчика, ни у его родителей не сложилось. Но было время в начале 20-го века, когда эти жуткие предметы пользовались таким большим спросом у западных коллекционеров, что это вызвало появление прибыльного рынка подделок.
Многие музеи по всему миру насчитывают среди своих коллекций засушенные головы (известные у народа шуар как Тсантса или цанца), но как кураторы могут определить, являются ли эти предметы подлинными? Согласно августовской статье этого года, опубликованной в журнале PLoS One, в ответе на этот вопрос могут помочь определённые сложные методы визуализации.
Практика охоты за головами и изготовления засушенных голов в основном была задокументирована в северо-западных частях тропических лесов Амазонки, а также среди некоторых племён в Эквадоре и Перу, таких как шуар.
Отчёты противоречат конкретным деталям производственного процесса. Но цанцы обычно создавались путём удаления кожи и плоти с черепа через разрез на задней части уха, а затем удаление черепа. Ноздри были забиты красными семенами, а губы зашиты. Далее кожу кипятили в воде, насыщенной богатыми дубильными веществами травами, от 15 минут до двух часов, чтобы жир и жирорастворимые компоненты всплыли наверх. Это также заставляло кожу сжиматься и утолщаться. Затем голову высушивали горячими камнями и снова придавали ей нечто, напоминающее человеческие черты, а глаза зашивали. В качестве последнего штриха кожу натирали угольным пеплом — видимо, для того, чтобы мстящая душа не сбежала, — а иногда для украшения добавляли бусы, перья или другие украшения. Традиционно завершённые Тсантсы выставлялись на шестах внутри домов — не а не занашивались, согласно авторам августовской газеты, несмотря на то, что можно было прочитать в существующей антропологической литературе.
Засушенные головы были популярным предметом коллекционирования среди священников викторианской эпохи, европейцев и американских исследователей, стремящихся вернуть экзотические вещи для своих частных коллекций. В конце концов, по мере того, как после 1860 года эта практика стала более широко известна, возник коммерческий рынок. Но эти коммерческие Тсантсы часто делались из шкур животных (обычно свиней, обезьян или ленивцев), хотя некоторые из них были сделаны из человеческих голов, собранных с трупов в моргах. Тем не менее, производители утверждали, что их товары были подлинными.
Lauren September Poeta из Западного университета в Лондоне, Онтарио, и её соавторы подсчитали, что до 80 процентов цанца, которые в настоящее время хранятся в коллекциях по всему миру, имеют коммерческое происхождение, и существует очень мало надёжных методов, способных определить их истинное происхождение. Кураторы музеев обычно полагались на визуальный осмотр или компьютерную томографию для аутентификации. Но Поэта и другие исследователи из её команды обратитли внимание, что четыре ключевые особенности плохо разрешаются при использовании стандартной компьютерной томографии: швы, анатомия глаза, анатомия уха и анатомия кожи головы. Поэтому они решили посмотреть, смогут ли они улучшить разрешение этих признаков, объединив компьютерную томографию с микро-КТ-сканированием высокого разрешения — подход, известный как корреляционная томография.
Фото: arstechnica.com
Команда использовала цанцу из коллекции музея Чатем-Кент в Чатеме, Онтарио, которую музей приобрел в 1940-х годах у местной семьи, купившей её во время исследования бассейна Амазонки. Единственное примечание о происхождении заключалось в том, что артефакт был получен от «перуанских индейцев», и не было окончательных доказательств того, что чатемский цанца был подлинным изделием.
Исследователи сделали клиническую компьютерную томографию всего объекта и два микро-КТ-сканирования — одно всей головы, другое — сканирование части скальпа с высоким разрешением — с помощью аппарата в Музее археологии Онтарио.
Поэта и её коллеги подтвердили, что цанца Чатем сделана из настоящих человеческих останков, хотя они не смогли определить, было ли это сделано в церемониальных целях или в коммерческих целях.
Грубый разрез на задней части черепа и использование двойного шва соответствуют первому, но для сшивания разреза, глаз и губ использовалась современная нить, что предполагает коммерческое производство. «На самом деле, может быть так, что разделение между церемониальным и коммерческим производством определить труднее, чем принято считать, поскольку практика создания цанцев, скорее всего, существует в спектре, а не в дихотомии «или/или», — пишут авторы.
Больше можно узнать, подвергнув цанца известного происхождения коррелятивной томографии. Авторы пришли к выводу, что, хотя обычная компьютерная томография остаётся полезной для реконструкции базовой визуализации этих удивительных артефактов, позволяя исследователям внимательно изучать их, не рискуя повредить повторными манипуляциями, микро-КТ может определить, сделан ли данный цанца из человеческого материала, и предоставить детали с более высоким разрешением для конкретных функций.