Существует множество захватывающих и увлекательных мифов и легенд, связанных с историей южноафриканских культур. В каждой культуре есть свои истории, которые рассказывают для того, чтобы объяснить окружающий мир. Многие истории — просто результат сверхактивного воображения, призванного вызвать у аудитории чувство удивления.
Иногда эти истории отвергаются как не более чем развлечение, а иногда эти истории закрепляются в каноне общепризнанных преданий.
Эти истины, безусловно, очевидны и в случае с Южной Африкой, которая представляет собой большое и многоэтническое общество с богатым и развитым разнообразием культурных верований.
В статье представлены 7 южноафриканских мифов и легенд, которые внесли свой вклад в богатую культурную историю страны.
1. Южноафриканская легенда о злом Токолоше
Возможно, самым известным существом в южноафриканских мифах является Токолош — злобный, похожий на чертёнка дух из культуры коса и зулу. По поверью, токолошей вызывают люди, желающие причинить вред другим. Токолош способен вызвать болезнь и смерть жертвы.
Согласно народной легенде, люди поднимают свои кровати на кирпичи, чтобы не стать жертвой миниатюрного токолоша. Однако эта идея проблематична, поскольку, возможно, она была изобретена европейцами, чтобы объяснить, почему чернокожие южноафриканцы кладут кирпичи под ножки своих кроватей. Настоящая причина такой практики — не что иное, как создание складских помещений в тесных жилищах. Сведений о том, где и как на самом деле возникла легенда о Токолоше, немного.
Существует много видов токолошей, но все они маленькие, мохнатые, длинноухие, похожие на гоблинов существа, питающиеся энергией негативных действий. Они также всегда связаны с ведьмой, которая использует их для совершения гнусных дел. Согласно легенде, завершающим актом оживления токолоша является вбивание гвоздя ему в лоб.
Фото: thecollector.com
В недавней истории большое внимание средств массовой информации было уделено токолоше, поскольку оно используется в качестве козла отпущения для объяснения проступков или несчастных случаев и ситуаций, которые невозможно объяснить. Примером тому может служить случай в девяностых годах, когда у разных детей, осмотренных педиатрами, были обнаружены иглы, вставленные в их тела. Матери детей все утверждали, что виноват в этом Токолош. Однако настоящими виновниками были злонамеренные воспитатели, а матери не хотели ссориться с соседями и другими членами общества, а также хотели оказать медицинскую помощь своим детям.
Таким образом, самым простым способом избежать конфликта в сообществе было просто обвинить Токолоша. Токолош также обвиняется во многих других преступлениях, таких как кражи, изнасилования и убийства, и СМИ часто сообщают, что подсудимые обвиняют этого демона в своих действиях. Токолоша обвиняют даже в мелких нарушениях, например, в том, что человек из-за него проспал.
2. Адамастор
На юго-западной оконечности Южной Африки находится мыс Доброй Надежды, но до того, как он стал известен под этим названием, он был известен под другим, более зловещим: «Мыс Бурь». Это было заслуженное название, так как мыс часто был окружён сильными ветрами и бурными волнами, разбивающими о скалы множество кораблей.
Созданный португальским поэтом Луисом де Камоэнсом, «Адамастор» получил своё имя от греческого «adamastos», что означает «неукротимый». Адамастор был создан в поэме «Os Lusiadas», которая была впервые напечатана в 1572 году. В поэме рассказывается история путешествия Васко да Гамы по коварным водам мыса Бурь, когда он встречает Адамастора. Он принимает форму огромного гиганта, который появляется из воздуха, чтобы бросить вызов Да Гаме, который попытается пройти через мыс и войти во владения Адамастора в Индийском океане. По сюжету Адамастор впечатлён мужеством да Гамы, столкнувшимся с бурями, посланными, чтобы победить его, и успокаивает моря, чтобы пропустить путешественника и его команду.
Фото: thecollector.com
Этот южноафриканский миф живёт в современной литературе как южноафриканских, так и португальских авторов.
3. Летучий голландец: жуткая южноафриканская легенда
Широко известна в западном фольклоре южноафриканская легенда о Летучем голландце, корабле-призраке, который, как говорят, плывёт по водам вокруг мыса Доброй Надежды, вечно пытаясь причалить к берегу. Увидеть корабль должно быть предзнаменованием гибели, а оклик корабля приведёт к тому, что Летучий Голландец попытается отправить сообщение на землю. Тех, кто попытается исполнить желание Летучего Голландца, скоро ждёт ужасный конец.
Миф о летучем голландце, вероятно, возник в 17 веке, когда голландская VOC (Vereenigde Oostindische Compagnie / Голландская Ост-Индская компания) находилась на пике своего могущества и регулярно пересекала воды Южной Африки. Кейптаун был основан как закусочная для путников в 1652 году.
Легенда была изображена в литературе
Томасом Муром и сэром
Вальтером Скоттом, последний из которых пишет о капитане Хендрике Ван дер Декене как о капитане корабля-призрака; идея для него исходит от реального капитана Бернарда Фокке, который был известен своей скоростью, с которой он мог совершать поездки между Нидерландами и Явой (огибая мыс Доброй Надежды). Из-за его легендарной быстроты Фокке считался союзником дьявола.
Фото: thecollector.com
На протяжении веков летучий голландец видели по-разному, но наиболее вероятным кандидатом на роль этих видений является сложный мираж под названием «Фата Моргана», в котором корабли кажутся парящими над водой на горизонте.
4. «Дыра в стене»
Дыра в стене (Hole in the Wall) у побережья Восточного мыса представляет собой отдельно стоящий утёс с большим отверстием. Люди верят, что это ворота для их предков, и называют его изикхалени (iziKhaleni), или «место грома», из-за громких хлопков волн, когда они проходят через отверстие.
Южноафриканская легенда Hole in the Wall повествует о том, как когда-то она была соединена с материком, образуя лагуну, питаемую рекой Мпако, и отрезанную от океана. Рассказывают, как жила-была прекрасная дева, которая, в отличие от своего народа, любила море. Она сидела у кромки воды и смотрела, как набегают волны. Однажды из океана появился один из морских жителей. У него были руки и ноги, похожие на ласты, и развевающиеся волосы, похожие на волны. Существо сказало, что какое-то время наблюдало за ней и восхищалось ею. Он попросил её стать его женой. Девушка пошла домой и рассказала отцу о том, что случилось, но он был в ярости и сказал, что его люди не продадут своих дочерей морским людям. Он запретил ей когда-либо снова ходить в лагуну.
Фото: thecollector.com
Однако в ту ночь она ускользнула, чтобы встретиться со своим возлюбленным. Он встретился с ней и сказал, что она должна дождаться прилива, и он докажет свою любовь к ней, прежде чем отступит обратно в море. Девушка подождала, и появилось несколько морских людей с большой рыбой, которую они использовали, чтобы пробить дыру в скале, таким образом, соединив лагуну с морем. Когда начался прилив, огромная волна ударила в дыру, создав массивный фонтан брызг. На гребне волны был её возлюбленный. Она прыгнула в его объятия и была унесена прочь. Согласно легенде коса, звук волн, разбивающихся о дыру в стене, — это звук морского народа, зовущего невесту.
5. Гроотсланг (Grootslang)
Гроотсланг (африкаанс и нидерландский - означает «большая змея») — легендарный криптид, который, как говорят, живёт в Рихтерсвельде на крайнем северо-западе страны. Существо представляет собой смесь слона и питона, с различными изображениями того, какая часть животного на что похожа. Обычно его изображают с головой слона и телом змеи.
Легенда гласит, что когда боги были молоды, они создали существо, которое было слишком хитрым и могущественным, и, сделав многих из таких существ, они осознали свою ошибку и разделили их каждого надвое, создав таким образом змей и слонов. Однако один из этих Гроотслангов сбежал и теперь живёт в пещере или яме глубоко в Рихтерсвельде, где он заманивает слонов на смерть.
Фото: artstation.com
Гроотсланг жесток и жаждет драгоценных камней. Говорят, что люди, захваченные Grootslang, могут торговаться за свою жизнь в обмен на драгоценные камни. Эта южноафриканская легенда существует и в других частях Африки.
6. Хейци-эйбиб и Га-Гориб (Heitsi-eibib & Ga-Gorib)
В фольклоре Сан и Койххой есть история о героическом чемпионе Хейци-эйбибе, который бросает вызов могучему чудовищу по имени Га-Гориб. Это южноафриканский миф, который также можно найти среди народа сан в Намибии и Ботсване. Ассоциированный с Гаунабом (Gaunab), богом смерти и подземного мира, Га-Гориб — чудовище, сидящее на краю глубокой ямы. Он предлагает прохожим бросать камни ему в голову, чтобы сбить его с ног. Однако того, кто примет вызов, ждёт неминуемая гибель, поскольку камни отскакивают от Га-Гориба и поражают того, кто их бросил.
Услышав обо всех смертях, Хейци-эйбиб решил убить чудовище. Существуют разные версии того, чем закончилась эта история. По одной из версий, Хейци-эйбиб отвлекает чудовище достаточно долго, чтобы подкрасться к нему сзади и ударить его за ухом, после чего Га-Гориб падает в нору. Напротив, в другой версии Хейци-эйбиб борется с монстром, и они оба падают в яму. Однако во всех версиях этой истории Хейци-эйбиб каким-то образом выживает и побеждает своего врага.
Фото: thecollector.com
7. Южноафриканская легенда о Ван Хунксе (Van Hunks) и дьяволе
Южноафриканская легенда о Яне Ван Хунксе — это старый морской капитан в отставке, который регулярно поднимался по склонам горы, которую сейчас называют Пиком Дьявола. Там он осмотрел поселение Кейптауна, тогда ещё небольшой порт, построенный для дозаправки и пополнения запасов голландских кораблей, направляющихся в Ост-Индию и обратно. Сидя на склонах, Ван Хункс курил трубку.
Однажды, когда он курил, к нему подошёл незнакомец и спросил, может ли он присоединиться к нему в курении. Итак, Ван Хункс и незнакомец курили вместе, пока незнакомец не вызвал Ван Хункса на курительную дуэль. Van Hunks согласился, и они так много курили, что над горами образовались клубы дыма. В конце концов, незнакомец не смог угнаться за старым капитаном и встал, чтобы уйти. Пошатываясь, Ван Хункс заметил рыжий хвост, тянущийся за незнакомцем, и понял, что курил ни с кем иным, как с самим дьяволом.
Сегодня регулярное появление облаков над Пиком Дьявола и Столовой горой приписывают Ван Хунксу и Дьяволу, курящему бурю. Это популярный южноафриканский миф, который также оказался частью культурной истории Кейптауна.
Фото: thecollector.com
Южная Африка имеет богатую культурную историю среди всех своих племён и этнических групп. От племён нгуни до койсанских аборигенов, европейских поселенцев и других, у всех есть свои уникальные истории, которые добавляются к плавильному котлу, коим является Южная Африка. Конечно, есть много других южноафриканских мифов и легенд, которые помогли сформировать культуры, в которых они родились.