Яма - индуистский бог смерти, царь предков и последний судья в вопросе назначения душ. Он также известен как "Сдерживающий", Претараджа или "Король Призраков", Дхармараджа или "Король Справедливости", и как Дакшинасапати считается регентом Южного квартала. Яма также может называться просто "Смерть" – Антака, Кала или Мритью.
Из-за его ответственности за принятие правильных решений на основе записей о деяниях человека, бог особенно ассоциируется с верховенством закона.
Яма также присутствует в иранской мифологии, традиционной китайской и японской мифологии и элементах буддизма.
Семейные отношения Ямы
Яма - сын бога солнца Вивасвата (или Вишвавасу в других версиях), а его мать - Саранью-Самджна (Совесть). Он брат Ману или Вайвасваты, и у него также есть сестра-близнец Ями (или Ямуна). В некоторых мифах Яма и Ями являются первыми людьми и создателями человеческой расы, но в других версиях Яма - первый человек, который умер и, следовательно, первым перешёл в следующий мир. Яма считается отцом Юдхиштхиры, одного из пяти принцев Панду. Его жены - Хемамала, Виджая и Сусила.
Яма как судья душ
В отличие от бога мёртвых или подземного мира в других культурах, Яма не всегда описывается как каратель нечестивых. Однако некоторые боятся этого бога, особенно из-за его двух огромных гончих. У этих страшных существ четыре глаза, и они охраняют путь, по которому мертвые должны добраться до Ямы. Собак иногда посылают в мир живых, чтобы привлечь души к Яме. В других версиях птица выполняет эту обязанность, призывая мертвых в город бога Ямапура, глубоко в мрачном подземном мире. В еще одной версии, Агни (индуистский бог огня и сын Ямы и Ями) приводит мёртвых к Яме.
Фото: member.worldhistory.org
Когда души прибывают во дворец Каличи Ямы, их сначала встречает привратник Ямы Вайдхьята, а затем два слуги Калапуруша и Чанда (или Махачанда) проводят их на аудиенцию к великому богу. Сначала их мирские дела зачитываются писцом Ямы Читрагуптой, который обращается к огромному реестру, Аграсандхани. Основываясь на этих свидетельствах, Яма восседает на своем троне суда (Вичарабху) и рассматривает три варианта, которыми он располагает. Первое и лучшее - получить бессмертие, выпивсома и отправлен жить вечно с мудрыми и святыми питрами или Манами, царём которых является Яма. Здесь добрые будут наслаждаться вечным счастьем и сиять, как звезды на небесах. Второй вариант - быть отправленным обратно в мир и возродиться, чтобы, так сказать, ещё раз попытаться вести хорошую жизнь, хотя и не обязательно как человек. Третий и худший вариант - быть ниспосланным на 21 уровень ада; чем ниже уровень, тем хуже наказание.
Проклятие Ямы
Яма появляется в нелестном эпизоде в Пуранах. Пытаясь ударить свою мать Самджну (или, по другой версии, Чайю, одну из служанок своего отца), Яма преуспел только в том, что получил проклятие от своей потенциальной жертвы. Он был обречён на то, чтобы иметь ужасно раненую ногу, которая никогда не заживала и была заражена личинками. К счастью для Ямы, его отец дал ему петуха, который съел всех паразитов в его ноге, и в конце концов он выздоровел, эта постоянно поврежденная нога впоследствии принесла ему имя Сирнапада или "сморщенная нога".
Яма в искусстве
В индуистском искусстве Яму часто изображают с зеленой или синей кожей и в красных одеждах. Его транспортное средство — буйвол (или слон), и он часто носит булаву или жезл, которые были сделаны из части солнца, и петлю, последняя символизирует его роль ловца душ. Действительно, его иногда называют Паси, "носитель петли".
В Тибете, где Яма известен как Гсин-ре, бога часто изображают с демоническим лицом, он злобно топчет кого-то. Яма изображен в похожей позе на рельефах в Ангкор-Вате, Камбоджа. Наконец, он является знакомой статуей во многих китайских храмах, где он известен как Йен-ло ван.