Мантикора, происходящая от раннего среднеперсидского merthykhuwar или martiora, что означает "людоед" (также известный как мантихора или мартихора), представляет собой устрашающее гибридное существо, встречающееся в классической и средневековой литературе. У него тело льва, голова человека и хвост скорпиона, который может стрелять ядовитыми дротиками.
Мантикора - одно из самых странных и свирепых существ, изображенных в классических и средневековых бестиариях.
Её корни можно проследить до Индии и Персии (современный Иран). Миф о мантикоре распространяется на протяжении нескольких столетий и наиболее широко упоминается Ктесием (V век до н.э.), Плинием Старшим (23-79 гг. н.э.) и Павсанием (около 115 - 180 гг. н.э.).
Внешний вид и характеристики
Самое раннее известное упоминание о мантикоре принадлежит греческому историку и врачу Ктесию в его "Индике" (написанной в V веке до нашей эры). Хотя Индика сейчас утеряна во времени, фрагменты работы Ктесия существуют в работах других авторов, и у нас есть чёткое описание мантикоры. Согласно Плинию Старшему в его Естественной истории:
Ктесий пишет, что среди этих же людей встречается животное по имени мантихора, у которого три ряда зубов, похожих на гребень, лицо и уши человека и голубоватые глаза. Он красного цвета, с телом льва и хвостом с жалами, как у скорпиона. Его голос подобен звукам трубы, смешанным с трубой, и это существо с огромной скоростью, которое жадно набрасывается на человеческую плоть. (8.75)
Фото: member.worldhistory.org
Рассказ Плиния о мантикоре повлиял на более поздних авторов. Он, казалось, дал монстру основу в реальности, поскольку он считался экспертом по странным и удивительным существам в течение сотен лет.
Считалось, что морфология мантикоры сложилась из окружающей среды – сурового и бесплодного ландшафта индийских и ближневосточных пустынь. Ему нужно было быть свирепым и иметь в своём распоряжении оружие, чтобы иметь возможность поймать свою добычу и не быть пойманным хищниками.
Первоначально охотясь на животных, таких как свиньи и горные козлы, мантикора начала заманивать в деревни домашний скот, на который она охотилась, и неизбежно начала нападать и питаться людьми, создавая легенду о мантикоре-людоеде.
Мантикора, как известно, не оставляла следов своей добычи. Она может атаковать человека вблизи своими острыми когтями или стрелять ядовитыми дротиками из своего хвоста скорпиона с безопасного расстояния. Когда она выпускает ядовитые стрелы из своего хвоста, хвост либо отклоняется назад, либо вытягивается. Римский писатель Элиан (175-235 гг. н.э.) утверждает, что "всё, что он поражает, он убивает, за исключением слонов" (Характеристики животных, 4.21). Описываются ядовитые жала толщиной с верёвку и длиной в один фут (30 см). Как только жало выпущено, на его месте вырастает другое.
Мантикоры не просто удовлетворяли свои аппетиты, убивая одного человека, но и охотились за несколькими людьми одновременно, получая огромное удовольствие от охоты. Её любимым способом приманки и охоты на добычу было прятать своё тело в высокой траве, чтобы издалека люди могли видеть только человеческую голову. Обманутые этим, люди приблизятся к мантикоре, и прежде чем они поймут, что происходит, на них нападут и убьют. Это показало, насколько хитрой и умной была мантикора. Хотя люди, несомненно, были предпочтительной добычей мантикоры, они также регулярно охотились на животных, за исключением львов, которых они никогда не могли одолеть.
Мантикора в Британской библиотеке. Фото: member.worldhistory.org
Чтобы остановить агрессивный характер мантикор, индейцы охотились на детёнышей мантикор и разбивали им хвосты камнями, чтобы они не росли и не стреляли своими ядовитыми дротиками, тем самым лишая их способности причинять вред людям с большого расстояния. Мантикоры жили в норах глубоко под землей, где они могли прятаться от своей добычи и не попадаться на глаза людям.
Происхождение и возможные объяснения
Считалось, что мантикора берет своё начало в древней Индии и Персии. Некоторые источники утверждают, что она возникла в древнеперсидской мифологии, в то время как другие утверждают, что это было индийское существо. Согласно Элиану в его "Характеристиках животных", "Ктесий утверждает, что видел одно такое существо, которое было принесено персидскому царю в дар". Другие авторы поддерживают это утверждение, заявляя, что, хотя Ктесий впервые увидел существо в Персии, изначально оно было родом из Индии. Поэтому, возможно, правильно сказать, что она возникла в персидской литературе но изображался как существо из индийской мифологии.
Несмотря на то, что Плиний Старший принял мантикору как реальность, или так казалось в его Естественной истории, некоторые из его коллег-авторов не стеснялись отвергать существо как чистую бессмыслицу и предполагать, что это было другое животное, которое видел Ктесий. Например, в своём Описании Греции греческий историк и географ Павсаний сравнивает мантикору с тигром и пытается дать рациональное объяснение её происхождению:
Согласно рассказу Ктесия, в Индии есть зверь, которого индийцы называют мартихора, а греки - людоед, что, как я понимаю, относится к тигру. У неё по три ряда зубов на каждой челюсти и жало на кончике хвоста. Он защищает себя этими жалами в ближнем бою и разряжает их, сражаясь на расстоянии, как стрела лучника. Я думаю, что чрезмерный страх перед зверем заставил индейцев получать ложные сообщения друг от друга.
Во II веке н.э. греческий писатель Флавий Филострат (около 170-245 гг. н.э.) утверждал, что мантикора была "небылицей" (Жизнь Аполлония Тианского, 3.45).).
Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который, наряду с Плинием Старшим, также считался большим авторитетом в известном мире в средние века, отрицал существование гибридных существ. Он отметил, что было бы невозможно, чтобы животные, которые так отличались друг от друга, успешно размножались друг с другом. Однако это не остановило рост популярности гибридных монстров, появляющихся в искусстве и литературе.
В XIII веке парижский схоласт Бартоломью Англикус сравнил мантикору с медведем и поместил её местонахождение в Индии в своем De proprietatibus rerum ("О порядке вещей"). Итальянский учёный Брунетто Латини классифицировал её вместе с другими плотоядными существами, такими как волк и гиена, в своей энциклопедии "Книга сокровищ".
Мантикора в церкви Святой Марии и Святого Давида, Килпек, Херефордшир (XV век)Фото: member.worldhistory.org
Выдающиеся зубы и странный зов мантикоры заставили некоторых классических и ранних современных авторов сравнить её с африканской гиеной. В то время как его длинный хвост и скорость заставляли других думать, что он больше похож на гепарда. Устрашающий характер существа и его любовь к человеческой плоти, возможно, просто представляли страх перед тем, что было незнакомым и чуждым.
Изображения
В Средние века мантикора была излюбленным предметом бестиариев. Они часто появлялись в качестве украшения в средневековых соборах, символизируя еврейского пророка Иеремию, предсказывающего гибель. В XVI веке мантикоры иногда фигурировали в геральдике; однако эта тенденция длилась недолго, поскольку считалось, что они олицетворяют зло, идея, которая была широко распространена в средневековый период.
Изображения мантикоры можно найти на Карте мира Херефорда (средневековая карта известного мира), где она изображена лицом к лицу с тигром. На фреске в замке Рункельштейн (расположенном в Тироле, Италия) изображён один из рыцарей
короля Артура, противостоящий мантикоре и другому животному (льву или леопарду). В "Истории четвероногих зверей"
Эдварда Топселла (1572-1625) описание существа сопровождается гравюрой на дереве, изображающей мантикору с характерными зубами.
В 13-14 веках мантикора упоминается в нескольких романтических книгах об
Александре Македонском (336-323 гг. до н.э.), в которых мантикоры и другие страшные звери нападали на его армию во время их кампаний.
Гравюра на дереве из книги Эдварда Топселла "История четвероногих зверей". Фото: member.worldhistory.org
В более современных изображениях мантикоры нет недостатка в фэнтезийных играх и книгах. Мантикору можно найти в самом раннем издании Dungeons and Dragons (1974) и в карточной игре Magic: The Gathering (1993). В серии книг Рика Риордона "Перси Джексон и олимпийцы" доктор Торн, противник героя Перси Джексона, может превращаться в мантикору со смертоносным хвостом скорпиона. Лауреат Нобелевской премии Салман Рушди описывает мантикору в первой главе своей знаменитой книги "Сатанинские стихи" (1988). Мантикора также фигурирует в очень любимом сериале о Гарри Поттере Джоан Роулинг. В "Гарри Поттере и узнике Азкабана" (2004) главные герои читают о мантикоре, которая убивала людей, а в "Гарри Поттере и Кубке огня" (2005) Хагрид разводит мантикору с огненными крабами, чтобы создать новое гибридное существо под названием взрывоопасный скрют. Интересно, что не все мантикоры в фэнтези изображаются как злобные звери: в Книге Э. Несбита "Книга драконов" один из молодых героев помогает застенчивой, нежной мантикоре сбежать из бестиария.