Нергал (также известный как Эрра и Ирра) - месопотамский бог смерти, войны и разрушения. Он начинал как региональный, вероятно, сельскохозяйственный бог вавилонского города Кутха в раннединастический период (около 2900-2700 гг. до н.э.). Поскольку его храм был известен как Э-меслам, он был известен как Месламтея ("тот, кто выходит из Меслама").
Он уже ассоциировался со смертью даже в этот ранний период, поскольку олицетворял высокое летнее солнце, которое выжигало землю, и послеполуденное солнце с очень сильной жарой, что препятствовало выращиванию урожая.
Разрушительная сила солнца считалась проявлением сильной ярости Месламтеи, и он стал ассоциироваться с войной, мором и смертью, превратившись во вселенского бога, известного как Нергал, ко времени периода Ур III (2047-1750 гг. до н.э.).
Нергал из Куты имел много общего с другим богом, который, похоже, развивался независимо, Эррой (или Иррой) из Вавилона. Учёный Джереми Блэк отмечает, что "боги Нергал и Эрра изначально были отдельными божествами, но позже стали настолько тесно отождествляться, что утратили свои независимые характеры". Со временем их имена стали взаимозаменяемыми, и сегодня они признаны одним и тем же божеством.
Негал представлен в иконографии в виде человека, шагающего в длинных одеждах, его наступающая нога раздавливает человеческую фигуру. Он держит булаву, увенчанную двойной львиной головой, и ятаган. Иконография также связывает его со львом и быком, двумя животными, которые представляли огромную природную и сверхъестественную силу в Месопотамии.
Он был сыном
Энлиля и Нинлиль, хотя его также называют сыном Белет (другое имя Нинтуд / Нинтур / Нинхурсаг, богини-матери, создавшей людей). Нергал связан с несколькими жёнами / супругами, включая второстепенное божество Лас; другая региональная богиня Мамми (или Мами, но не связана с Маммой, другое имя Нинхурсаг); Ниншубур (богиня востока, друг, советник и доверенное лицо Инанны); и Эрешкигаль, королева Мёртвых и правительница подземного мира.
Несмотря на разрушительную сущность, к Нергалу часто обращались за защитой, и он ассоциируется с подобными богами в других культурах, таких как Нинурта, шумеро-аккадский бог войны и охоты, хуррито-хеттский бог чумы Аплу, греческий бог войны
Арес и римский бог войны Марс.
Он занимает видное место в ряде месопотамских мифов и упоминается в Библии во II Царстве 17:30. Его имя интерпретируется как "навозный петух", и все его эпитеты имеют отношение к разрушению и войне, такие как "яростный король", "боевой петух" и "поджигатель".
Его главным культовым центром была Кутха, но оттуда поклонение распространилось, и в честь него были построены храмы по всей южной Месопотамии в Уре, Уруке, Лагаше, Исине, Ниппуре и Дилбате. Он также почитался в Вавилоне и был принят ассирийцами. Как только он был связан с подземным миром, он стал центральным божеством в Культе Мёртвых, в котором священники приносили жертвы богу за души в подземном мире.
Характер и цель
Иногда вызываемый для облегчения или помощи, Нергал в основном символизирует разрушительную силу в человеческой природе и мире природы. Размахивая своей булавой и ятаганом, он уничтожает без раздумий или видимой причины и никогда не показывает, что испытывает раскаяние или сожаление. Блэк отмечает, как Нергал опустошает Вавилон в одной истории, "очевидно, потому, что разрушение просто в его природе, а не для наказания за грех". Однако разрушение Вавилона Нергалом - не единичный случай, когда он действовал импульсивно, поскольку было известно, что он регулярно буйствовал по своему желанию и оправдывался перед другими богами, просто ссылаясь на свой очень плохой характер. Вспыльчивость и отсутствие самоконтроля Нергала придавали смысл бессмысленным страданиям. Учёный Ягмур Хеффрон объясняет:
Нергал представляет собой особый аспект смерти, который часто и справедливо интерпретируется как причиненная смерть, поскольку Нергал также является богом чумы и мора, а также тесно связан с войной...В своем аспекте бога войны Нергал сопровождает короля в битве, неся смерть врагу. Смерть, вызванная Нергалом, также имела сверхъестественное измерение, болезнь часто приписывалась демоническому действию в Месопотамии.
Считалось, что боги создали людей как соработников для поддержания всеобщего порядка и сдерживания сил хаоса. Чума, мор, голод, война - всё это, казалось бы, противоречит благожелательному аспекту месопотамских божеств и их космическому плану, но такие боги, как Нергал, помогли сделать человеческие страдания понятными. Хотя у богов могут быть только самые лучшие намерения в отношении людей, злые духи, демоны и божество, подобное Нергалу, могут помешать их планам и наслать смерть и разрушение на сообщество. Эта концепция проиллюстрирована в рассказе "Гнев Эрры" (около 800 г. до н.э.), в котором Нергал разрушает Вавилон без всякой на то причины.
Гнев Эрры
В этом мифе Нергал (данный как Эрра) чувствует себя вялым и унылым. Учёный Стивен Бертман отмечает, что "даже его оружие, пылящееся на складе, вызывает недовольство. Их упрёк пробуждает его от инертности, и он решает, вопреки совету своего визиря Ишума, напасть на Вавилон". Однако это будет нелегкой задачей, поскольку Вавилон находится под непосредственной защитой могущественного бога Мардука. Эрра отправляется в Вавилон с дружеским визитом, а по прибытии симулирует шок от того, как бедно одет Мардук. Он говорит богу, что ему действительно нужно что-то сделать со своим гардеробом, потому что он выглядит потрёпанным. Мардук, смущенный, утверждает, что знает, что ему нужно купить новую одежду, но он слишком занят и у него нет времени. Затем Эрра предлагает присмотреть за городом, пока Мардук идёт к своему портному за новым костюмом, и Мардук с благодарностью соглашается.
Гнев Эрры. Фото: member.worldhistory.org
Как только Мардук благополучно убирается с дороги, Эрра обрушивает свой гнев на город. На улицах гибнут люди, рушатся здания и стены. Бертман пишет: "Ишум снова призывает к благоразумию, но безрезультатно. Молодые и старые предаются смерти, отцы хоронят своих сыновей, и праведные погибают вместе с нечестивыми". Как только Эрра удовлетворён тем, что погибло достаточно людей, он останавливает бойню и предлагает пророчество о том, что однажды придёт великий лидер, чтобы объединить людей и защитить их; очевидно, однако, что это был не этот день.
Эрра призван перед богами, чтобы объясниться, но не предлагает никаких извинений или причин. Бертман пишет:
Теперь, в компании других богов, Эрра оправдывает свои действия просто выражением того, каким богом он является ("Когда я злюсь, я всё ломаю!"). Затем Ишум пророчествует, что благодаря сдержанности Эрры останется остаток, который в конечном итоге снова расцветёт. Поэма заканчивается хвалебным гимном Эрре, богу войны.
Миф даёт причину для необъяснимых страданий. По словам Джереми Блэка, "мифическое повествование может отражать вторжения в страну между двенадцатым и девятым веками до н.э. племенных, кочевых народов, таких как арамеи или сутейцы". Нергал послужил причиной кажущегося необоснованным. Если бы боги действительно контролировали ситуацию и заботились о наилучших интересах человечества, тогда не должно было бы быть страданий, и всё же, очевидно, что люди регулярно страдали от потерь, смертей и разочарований. Нергал дал людям возможность сохранить веру в своих богов и объяснить извечную проблему страданий. Боги не могут понять действия Нергала в истории лучше, чем смертные. Однако они заботятся о своих творениях, как ясно показывает другой миф.
Брак Эрешкигаль и Нергала
Миф о браке
Эрешкигаль и Нергала (также известный просто как Эрешкигаль и Нергал) датируется до XV века до нашей эры. Копия была найдена среди Амарнских писем Египта, а более поздняя, датируемая VII веком до н.э., на месте Султантепе в современной Турции (который когда-то был ассирийским городом). Ещё более поздняя копия относится к неовавилонскому периоду (около 626-539 гг. до н.э.), и она является наиболее полной и наиболее известной.
История показывает, что Энки, бог мудрости и создатель человечества, манипулирует событиями, чтобы свести к минимуму уничтожение Нергала: он отправит его к Эрешкигаль, которая будет держать его в подземном мире. Хотя миф перекликается на многих уровнях и может быть интерпретирован по-разному, участие Энки в событиях имеет решающее значение, и, похоже, его главная цель - попытаться контролировать Нергала.
Миф повествует о том, как однажды боги приготовили большой пир, на который были приглашены все. Однако Эрешкигаль не смогла присутствовать, потому что она не могла покинуть подземный мир, а боги не могли спуститься, чтобы устроить там свой пир, потому что впоследствии они не смогли бы уйти. Энки отправляет Эрешкигаль сообщение с просьбой прислать слугу из её дворца, чтобы тот принес ей часть угощения. Эрешкигаль посылает своего сына Намтара, который, в отличие от неё, может свободно приходить и уходить из царства невозврата.
Мемориальная доска Королевы ночи. Фото: member.worldhistory.org
Когда Намтар прибывает в пиршественный зал богов, все они встают со своих мест из уважения к его матери, кроме Нергала. Намтар оскорблён и хочет наказать Нергала, но Энки говорит ему просто вернуться в подземный мир и рассказать своей матери, что произошло. Когда Эрешкигаль слышит о неуважении Нергала, она приказывает Намтару отправить сообщение Энки с требованием отправить Нергала, чтобы она могла убить его.
Энки и другие боги рассматривают эту просьбу и признают права Эрешкигаль, и поэтому Нергалу говорят, что он должен отправиться в подземный мир. Энки, конечно, понимал, что это произойдет, и предоставляет Нергалу четырнадцать сопровождающих демонов, чтобы помочь ему у каждых из семи врат подземного мира. Когда Нергал прибывает, о его присутствии объявляет привратник Нети, и Намтар говорит своей матери, что пришёл бог, который не хотел воскресать. Эрешкигаль приказывает, чтобы его пропустили через все семь врат, которые затем должны быть закрыты за ним, и она убьёт его, когда он достигнет тронного зала.
Однако, пройдя через все ворота, Нергал отправляет двух своих демонов-сопровождающих держать их открытыми и направляется в тронный зал, где он одолевает Намтара и тащит Эрешкигаль на пол. Он поднимает свой огромный топор, чтобы отрубить ей голову, но она умоляет его пощадить, обещая стать его женой и разделить с ним свою силу. Нергал соглашается, и стихотворение заканчивается поцелуем и обещанием, что они останутся вместе.
Однако война, смерть и разрушения - это просто часть человеческого опыта, и поэтому Нергал не может оставаться в подземном мире постоянно. Энки обеспечил ему способность покидать подземный мир, дав ему демонов, которые держали врата открытыми для него. Ему придётся покидать Эрешкигаль на шесть месяцев в году и бродить по верхнему миру. Эта история в простой форме объясняла, почему войны велись только по сезонам, но, что более важно, она показала благосклонность богов в попытках Энки сдержать бога войны и пощадить человечество, даже если он не мог вечно удерживать Нергала в подземном мире.
Нергал как защитник и разрушитель
Несмотря на (или из-за) его деструктивных наклонностей, к Нергалу часто обращались как к защитнику. Был ли он с Эрешкигаль в подземном мире или бродил по земле, его можно было призвать сражаться со злыми демонами и духами. Особенно часто его призывали для изгнания нечистой силы и его имя упоминается в ряде молитв и заклинаний. Если кто-то заболевал или думал, что он или близкий человек каким-либо иным образом поражены злым духом, они шли к священнику, который излечивал их с помощью заклинаний. Одна из них, из Вавилонии, гласит:
Я священник Эа. Я маг Эриду. Шамаш передо мной, Син позади меня. Нергал по правую руку от меня, Энурта по левую руку. Когда я подхожу к больному, когда я кладу руку ему на голову, пусть добрый Дух, добрый Хранитель будет рядом со мной!
Будь ты злым Духом, или злым Дьяволом, или злым Богом, или злым Демоном, или болезнью, или смертью, или Призраком Ночи, или лихорадкой, или смертельной чумой, убирайся от меня; выйди из дома.
Все призванные боги были могущественными силами: Эа, бог мудрости; Шамаш, бог солнца; Син, бог луны; и Энурта (другое имя Нинурты), бог войны и охоты; но Нергал занимает видное место по правую руку от жреца.
Месопотамский амулет против чумы. Фото: member.worldhistory.org
Однако защитный аспект Нергала был таким мощным именно потому, что он олицетворял силу разрушения. Он был известен хеттам как Аплу, бог чумы, и часто упоминается в конце правления хеттского царя Суппилулиумы I (1344-1322 гг. до н.э.). Аплу / Нергал считался ответственным за чуму, которая охватила регион от Египта через земли хеттов, убив даже великого царя Суппилулиуму I. Молитвы Аплу / Нергалу о спасении от чумы остались бы без внимания, если бы кто-то молился о помощи причине своих страданий. В таких случаях, как чума, Нергала можно было призвать остановить его ярость, но маловероятно, что он обратит на это внимание, пока не будет удовлетворён количеством погибших.
По этой причине, несмотря на его защитные способности, Нергал был определён его более негативными аспектами. Его разрушительный характер и связь с подземным миром и смертью определили его для более поздней религии христианства, где его иконография и характер были связаны с дьяволом. Как и бог Сет у египтян, Нергал ассоциировался с красным цветом и силами хаоса, которые сопротивлялись доброй воле небес; атрибуты, связанные с более поздним иудео-христианским представлением о Божьем противнике.