Ужасающие рассказы о привидениях, духах и призраках были так же популярны среди древних, как и сегодня. От эпической поэзии Гомера и Вергилия до трагедий Эсхила и историй Геродота и Тацита люди рассказывали истории о привидениях на протяжении всей истории цивилизации.
Многие таинственные истории о посещении эфирных тел, которыми поделились древние, раскрывают глубокое увлечение смертью и загробной жизнью.
В этой статье рассматриваются некоторые из самых жутких историй о призраках далёких времён из древней Месопотамии, Греции и Рима.
Месопотамские истории о привидениях
Люди во всём известном мире рассказывали истории о привидениях, от древнего Средиземноморья до
Месопотамии, Китая и Египта. В Месопотамии истории о привидениях были обнаружены ещё пять тысяч лет назад. Согласно месопотамцам, когда физическое тело человека умирало, оно создавало то, что было известно как гидим, отпечаток или образ человека на момент его смерти, который сохранял его воспоминания и личность в призрачной форме.
В мифологии загробной жизни люди верили, что души умерших отправляются в подземный мир или Иркаллу, неизбежное место, где духи будут жить вечно. Однако в некоторых случаях даже считалось, что духи или гидимы могут сбежать и проникнуть в мир смертных. Жители Месопотамии считали, что гидимы, обитавшие в царстве смертных, делали это, потому что их не похоронили должным образом. Они предполагали, что эти духи не могут обрести покой, поэтому вместо этого они будут преследовать семью и друзей.
Эпос о Гильгамеше
Когда люди древней Месопотамии сталкивались с болезнями и несчастьями, они полагали, что это вызвано призраками или гидимами. Жители Месопотамии регулярно делали подношения мёртвым, чтобы успокоить их. Известный пример одного из таких духов из древней литературы можно найти в «Эпосе о Гильгамеше». В эпической истории царь Гильгамеш вызывает своего друга и героя войны Энкиду из мёртвых, приглашая его в мир смертных в форме призрака.
Фото: thecollector.com
Типы призраков в древнегреческой литературе
Древние греки верили, что духами беспокойных мертвецов правят две богини подземного мира, известные как Мелиноя и
Геката. Считалось, что Мелиноя наблюдала за умилостивлениями, предлагаемыми призракам и духам мёртвых. В древней литературе она описывалась как блуждающая по ночам, сопровождаемая вереницей призраков, вселяющая страх в сердца всех, кто её видел. Геката также ассоциировалась с призраками, которых сопровождали Лампады в качестве её свиты. Как и Мелиноя, Геката возглавляла собственную ночную процессию призраков, возвещаемую лаем собак. Широкая известность этих двух божеств в
греческой культуре, которые были посвящены наблюдению за беспокойными духами, указывает на то, что греки были очарованы концепцией призраков.
Подкатегории призраков
Древние греки делили призраков и духов на три подкатегории — атафои, аорои и биайотанатои. Считалось, что атафои — это духи людей, чьи тела не были должным образом захоронены. Ярким примером атафои из древнегреческой литературы является Эльпенор из «Одиссеи» Гомера. В эпической истории Эльпенор — спутник Одиссея — в пьяном виде упал с крыши, и его тело осталось без погребения. Когда позже Одиссей посетил подземное царство, явилась тень Эльпенора и умоляла героя о погребении. Греки также верили в аороев, или духов тех, кто умер слишком молодым. Эти духи остались неудовлетворёнными жизнью и легко могли стать мстительными после смерти. Наконец, они думали, что биайотанатои были духами людей, которые перенесли насильственную смерть, в том числе тех, кто погиб в битвах и на войне. Как и атафои, древние греки считали, что биайотанатои станут активными, если их не похоронят должным образом.
Действительно, большинство историй о привидениях из
греческой литературы берут своё начало в неправильном захоронении, предполагая, что погребальные обряды были важным элементом древнегреческой религии.
Истории Древней Греции
В Древней Греции представления людей о природе призраков не всегда были последовательными. Древние греки описывали призраков по-разному: от прозрачно-бледных до чёрных как смоль. Используемый словарь также варьировался и включал такие термины, как даймон и фазма, которые относятся к любой сверхъестественной активности от призраков до богов.
Фото: thecollector.com
Одиссей и подземный мир
Произведения Гомера представляют собой одни из самых ранних примеров историй о привидениях. Находясь в подземном мире, где Одиссей встретил своего спутника Эльпенора, он также встретил дух своей матери Антиклеи. Не зная, что она умерла, пока он был в походе, Одиссей попытался обнять её, но не смог. В гомеровском описании мёртвых оказывается, что духи могли слышать живых и принимать их подношения. Однако они смогли взаимодействовать с живыми только после того, как выпили кровь, которую предоставил Одиссей.
Его миссия при входе в подземный мир заключалась в том, чтобы посоветоваться с призраком провидца Тиресия. Находясь там, Одиссей также встречает духов «невест, неженатых мужчин, девственниц, мужчин, погибших в бою, которые всё ещё носят свои окровавленные доспехи».
Греческие трагедии
В древнегреческих трагедиях Эсхила, а именно в «Орестее», присутствует ещё больше призраков. Наиболее значительным призраком в эсхиловой трагедии является Клитемнестра. Клитемнестра убила своего мужа Агамемнона с помощью любовника Эгисфа. Чтобы отомстить за отца, Орест убил свою мать Клитемнестру вместе с Эгисфом. Поскольку Орест совершил матереубийство, за ним охотились и преследовали Эринии. Эринии, или Фурии, были тремя богинями, которые вершили правосудие и карали тех, кто совершил преступления против естественного порядка.
Призрак Клитемнестры появляется в заключительной пьесе трилогии «Орестея» — Эвменидах. В пьесе Клитемнестра - мстительный дух, и её призрак подстрекает Фурий в их охоте на Ореста.
Филиннион и Махат
Ещё одна история о привидениях из Древней Греции была записана в виде письма Прокла (410-485 гг. н.э.) в поздней античности. Это касается истории Филиннион и Махата, предположительно записанной Гиппархом из Амфиполя.
В письме Гиппарха говорилось, что во время правления Филиппа II Македонского Филиннион была незамужней девушкой, которая неожиданно умерла. После смерти она вернулась в дом своих родителей призраком. Не зная, что Филиннион была призраком, гость по имени Махатес спал с ней три ночи подряд. На протяжении всего времени, проведённого вместе, Филиннион дарила Махат небольшие подарки. Когда они были обнаружены её семьей, Филиннион заявила, что посещение было волей богов, и после этогоеё телесная форма пала замертво. Открыв гробницу Филиннион, семья обнаружила, что тело пропало, как и её погребальные дары. Это были подарки, которые она подарила Махат. После этого открытия перепуганные горожане сожгли тело Филиннион за городскими стенами.
Фото: thecollector.com
Истории о привидениях из Древнего Рима
Хотя древние греки рассказывали истории о привидениях через литературные источники и пьесы, древние римляне чаще делились своими историями о привидениях, передавая из уст в уста. В латыни, как и в греческом, было мало различий между типами сверхъестественных существ. Древние римляне использовали такие слова, как monstrum, как для положительного религиозного опыта, так и для описания нейтральных или антагонистических призраков.
Апулей
Один из немногих примеров встреч с призраками из Древнего Рима можно найти в литературе Апулея. В его « Метаморфозах» (9.29–30) неприятное привидение было вызвано брошенной женой, которая хотела, чтобы призрак убил её мужа. Призрак появлялся каждый день в полдень, пока дело не было сделано.
Однажды таинственная женщина была замечена, когда заманивала мужчину в комнату. Слуги мужа искали его, выломали дверь и нашли мужчину мёртвым. Таинственной женщины нигде не было, и считалось, что она была полуденным привидением.
Письмо Плиния Младшего
Одна из самых популярных историй о привидениях из древнеримской латинской литературы содержится в письме. Письмо было написано Плинием Младшим Луцию Суре и датировано первым веком нашей эры. Согласно Плинию, в Афинах находился таинственный дом. Предположительно, в доме обитали привидения, и по ночам можно было слышать странные звуки. Звук звенящих цепей был слышен по всему дому. Сначала они звучали далеко, но постепенно приближались. Наконец появлялся призрак в виде бородатого, исхудавшего старика с длинными волосами. Это навязчивое привидение было описано как закованное в цепи по рукам и ногам. Не выдержав преследования, жители вскоре уехали, а дом остался заброшенным.
Считается, что греческий философ Афинодор слышал, что дом выставлен на продажу, и после дальнейшего расследования узнал истории, связанные со зданием. Афинодор купил дом и вскоре переехал в него. Однажды ночью, когда философ сидел на кушетке перед домом, он услышал звук звенящих цепей. Тем не менее, он сосредоточился на своём письме. Постепенно звук приближался. Когда звук достиг комнаты Афинодора, философ поднял глаза и увидел призрака. Призрак посмотрел на Афинодора и помахал ему пальцем. Однако в своём стоическом стиле Афинодор велел призраку подождать — и вернулся к своему письму. Старик стал настаивать — и, наконец, Афинодор поднялся со своего места и последовал за призраком. Призрак вывел философа на задний двор и исчез. Затем Афинодор отметил место, где исчез призрак.
Фото: thecollector.com
На следующий день Афинодор умолял местные власти исследовать местность. В отмеченном им месте был обнаружен скелет человека, скованного цепями. Скелет был должным образом захоронен, и дом в Афинах больше никогда не посещали призраки.
Важность погребальных обрядов
Все эти истории о привидениях указывают на то, что в древней Месопотамии, Греции и Риме люди верили в многочисленные формы жизни после смерти. Постоянной темой всех этих рассказов является отсутствие надлежащего захоронения умершего. Действительно, погребальные обряды были невероятно важны для древних религий. В более широком смысле можно сказать, что привидения и призраки считались наказанием для тех, кто не придерживался религиозных правил. Несмотря на эти объяснения, призраки древности во многом оставались такими же загадочными и ужасающими, как и сегодня.