В сёлах нынешнего Старооскольского района Белгородской области глиняную игрушку стали лепить уже в XV столетии. Обычно этим занимались не гончары-мужчины, а их дети и жёны. Такой промысел позволял в свободное время заработать немного дополнительных денег для семьи либо поменять игрушки на продукты питания.
К сожалению, в 20-30-ые годы прошлого века большевистская власть попыталась всех местных гончаров принудительно объединить в
сельскохозяйственные артели. Крестьяне сопротивлялись, как могли. В конце концов, гончарное ремесло умерло. В Старом Осколе до самого начала Великой Отечественной войны продолжали изготавливать глиняные игрушки всего четыре-пять семей. Но с приходом военного лихолетья этот художественный промысел также прекратил своё существование.
Прошло полвека, и благодаря стараниям местного краеведа Бориса Шевченко старооскольская игрушка возродилась. Исследователь со своими помощниками разыскал пожилых мастериц, ещё не забывших искусство глиняной лепки и рецепты приготовления гончарных красок.
Теперь в городе по добрым старинным обычаям лепят игрушку две сестры Гончаровы – Наталья Михайловна и Ольга Михайловна. Белгородские искусствоведы делят их народные игрушки на “крестьянские”, “посадские” и “городские”. Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет яркости и тщательности отделки, которая присуща городской игрушке, однако нет и примитивности пластики и грубой раскраски, как в крестьянской игрушке. Впрочем, каждое творение Гончаровых имеет свою изюминку.
А какие чудесные старооскольские игрушки мастеров Ольги Сёминой и Татьяны Шиян, Вдумайтесь только в их названия: “Барыня со свистком”, “Генерал”, “Казак”, “Конёк”, “Утка”, “Птичка”, “Баба” и многие другие.
Вот так старинный старооскольский художественный промысел нашёл своё второе дыхание, радуя детей и взрослых своими глиняными расписными игрушками.