В Беларуси в Минской области есть небольшой город Слуцк. Именно в нём в 1757 году поселился армянин Ованес Маджаранц (Ян Маджарский), знаменитый турецкий мастер-ткач. Пригласил его великий гетман Михаил Радзивилл, чтобы тот помог создать мануфактуру - “фабрику персидскую” и обучил местных умельцев “работе персидской”. С поставленной задачей Маджаранц справился с блеском. За деньги магната была вскоре построена фабрика и обучены два слуцких художника - Ян Годовский и Томаш Хаецкий.
Так, в 1758 году впервые появился на свет “Слуцкий пояс” - элемент мужского костюма Великого княжества Литовского. Это текстильное изделие сразу же стало считаться признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца.
На фабрике слуцкие пояса ткались из тонких шёлковых, золотых и серебряных нитей. Длина пояса достигала от 1,9 до 4,6 метров, а ширина от 28 до 55 см. Пояса украшались по краям узорной каймой, а концы — пышным, главным образом растительным орнаментом, в котором народные белорусские узоры сочетались с восточными мотивами.
У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними и двусторонними (где обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценными считались четырёхсторонние слуцкие пояса — каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. “Середник” пояса имел орнамент с поперечными гладкими или узорными полосами, реже узор был сетчатым, в горошек и пр. Концы пояса состояли из сложного орнамента, чаще всего им был овал и окруженные листья со стеблями и цветами. В углу пояса с обеих сторон ткалась метка на старославянском и латинском языках, указывающая город Слуцк. Иногда концы пояса обшивались бахромой. Слуцкие пояса повязывались сверху кунтуша — мужской верхней одежды, к поясу крепилось оружие.
Что интересно, ткачеством занимались только мужчины. Было принято считать, что при прикосновении женской руки к золотым и серебряным нитям они потускнеют, и пояс будет испорчен.
А вот узоры для поясов разрабатывались не ткачами, а художниками. При участии в праздниках пояс завязывался наружу золотой, своей красной частью, при трауре использовалась чёрная сторона пояса, при повседневной носке, как правило, зелёная, серая. На изготовление одного пояса уходило от 400 до 800 граммов золота. Стоимость пояса составляла от 5 до 50 дукатов (один дукат равнялся 3 золотым рублям). Цена в злотых доходила до 1000, что приблизительно равнялось годовому доходу офицера армии Речи Посполитой.
К 1802 году на фабрике работало около шести десятков ткачей. Их мастерство было настолько велико, что кунтушевые пояса, сделанные даже за пределами Слуцка, стали называть слуцкими.
Мануфактура (бел. “персiярня”) существовала до 1848 года. Потом город вошёл в состав Российской империи, и слуцкие пояса вышли из моды, они стали применяться только как элемент декорации в церквях и костёлах. В дальнейшем пояса начинают коллекционировать и включать в музейные экспозиции как образцы старобелорусского искусства.
Технологии художественного ткачества, которые использовались когда-то при производстве слуцких поясов, длительное время считались утерянными. Но их всё же восстановили, и в 2014 году в Слуцке приступили к машинному изготовлению копий слуцких поясов. Небольшое предприятие открыло Музей истории слуцкого пояса.
Слуцкие пояса XVIII-XIX столетий хранятся в музеях Минска, Москвы, Смоленска, Варшавы, Вильнюса, Львова, Киева, они находятся во многих частных коллекциях.