Образование в 1918 году
Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года - Югославия) объединило славянские народы, ранее терпевшие национальные притеснения в чуждых им империях. Духовную атмосферу развития литературы в этот период определяет осмысление уроков войны и русской революции, размежевание эстетических программ. Продолжают существовать символизм в Сербии, импрессионизм и натурализм в Словении и Хорватии, ощутимо и направление экспрессионизма, однако они находятся в продуктивном взаимодействии с реализмом, в котором углубляется социально-аналитическое начало. Основу литературного процесса составляет поэзия, малые жанры и драматургия; заметных успехов достигает и жанр романа.
Словенский поэт
Отон ЖУПАНЧИЧ (1878-1949) окончил университет в Вене, был директором Национального театра в Любляне. Начинал в русле Словенской модерны, испытал влияние декаданса. Темы отечества, закабаленного в империи, судьбы национального языка и культуры становятся главными в его сборниках стихов
"Монологи" (1908), "На заре Видова дня" (1920), поэме "Дума". В Европе получил образование и другой словенский поэт -
Иван ЦАНКАР (1876-1918), автор лирического сборника
"Эротика", повести "Батрак Ерней и его право" (1907), драмы "Холопы" (1910). Военные впечатления легли в основу его цикла новелл и стихотворений в прозе "Видения" (1917).
Милош ЦРНЯНСКИЙ (1893-1977) - сербский писатель, следовавший авангардной поэтике сюрреализма. Учился в Белграде и Лондоне. Находился на дипломатической службе в Риме и Берлине. Дебютировал поэтическим сборником "Лирика Итаки" (1919). Впечатления от службы в австро-венгерской армии в годы первой мировой войны окрасили трагическим мироощущением все раннее творчество поэт Црнянский резко выступает против официальной лжи, против правительства, пославшего славян на братоубийственную войну, лишившего их отечества. Роман
"Записки о Чарноевиче" (1921) - это исповедь больного туберкулезом Петара Раича, человека, опустошенного войной, оторванного от родной почвы и потерянного. Война предстает в этой исповеди еще более чудовищно нелепой, чем в романе Барбюса "Огонь", с которым полемизировал Црнянский, не принимая как антиэстетизм натуралистического описания войны, так и плакатную тенденциозность французского писателя. Жизнь нескольких поколений сербской семьи Исаковичей, поданная на материале европейской действительности XVIII века, положена в основу романа Црнянского
"Переселение" (1929). Интровертной поэтикой известен
"Роман о Лондоне" (1970.
Сербский драматург
Бранислав НУШИЧ (1864-1938), автор многочисленных драматических произведений, широко известных в мире, в двадцатые - тридцатые годы пишет новые сатирические комедии
"Госпожа министерша" (1929) и "Покойник" (1937), в которых в острокарикатурной форме представлены нравственные пороки политических деятелей.
С творчеством
Борисава СТАНКОВИЧА (1876-1927), автора романа
"Дурная кровь" (1910), связаны достижения социально-психологической сербской прозы.
Македонский поэт
Кочо РАЦИН (1908-1943) известен как родоначальник новой македонской поэзии. В сборнике стихов
"Белые зори" (1939) он пишет о тяжкой доле разоренных македонских крестьян, о труде поденщиков на табачных плантациях:
Как ожерелье на шею - каменное украшенье, так дни ложатся на плечи, бременем давят на плечи.
Дни мои, дни, вы, бедняжки, муки поденщика тяжки.
(Пер. Н. Глазкова)
Мирослав КРЛЕЖА (1893-1981) - хорватский поэт, прозаик и публицист. Начал с аллегорических легенд, написанных в экспрессионистической манере (
"Легенда", "Маскарад", 1914), потом появились поэмы "Пан", "Три симфонии" (1917), циклы антимилитаристских новелл "Хорватский бог Марс" (1922), "Тысяча и одна смерть" (1933), драма "Голгофа" (1922), драматургический цикл об истории семьи Глембаи ("В агонии", 1928; "Господа Глембаи", 1928; "Леда", 1932). В тридцатые годы изданы романы Крлежи
"На грани рассудка" и "Банкет в Блитве".