Творчество Стефана Жеромского, начало которому было положено в последнем десятилетии прошлого века, формируется и достигает расцвета в первой четверти века двадцатого. От первых опубликованных в 1889 году рассказов, посвященных тяжелой крестьянской доле, писатель пришел к романам "Пепел" и "Бездомные", которым, по мнению критиков, суждено было стать "национальным романом", романом, "воссоздающим национальный характер на современном материале". О таком романе мечтал писатель в студенческие годы, основываясь на классических принципах реалистического познания мира и подчиняя свое эстетическое кредо идее национального раскрепощения Польши.
Он много читал
Шекспира, Мицкевича, Золя, Мопассана, Тургенева, подробно разбирал произведения и своих старших современников - авторов, чьи демократические устремления его привлекали: Пруса, Ожешко, Сенкевича... Писатель Жеромский во многом предопределен своим жизненным опытам. Он на себе познал тяготы крестьянской жизни, испытал острую материальную нужду и душевную боль от униженности национального достоинства.
Стефан Жеромский родился в семье небогатой шляхты, окончил народную сельскую школу, учился в келецкой гимназии, а затем в Высшей ветеринарной школе в Варшаве, зарабатывал репетиторством, много ездил по стране. Уже в ранних рассказах он чутко реагирует на социальные контрасты польской действительности ("Забвение", "Собачий долг", "Сумерки"), на проявление гражданского непротивления (одно время он был тесно связан с революционным движением), возрождает романтический образ народолюбца ("Доктор Петр"). Рассказы Жеромского, представившие "униженных и оскорбленных", принесли писателю европейскую известность.
В 1898 году вышла повесть Жеромского "Сизифов труд", автобиографичная в своей основе, посвященная теме сопротивления ассимиляторской политике русского царизма в Польше. Показывая, как наставники гимназии и разнообразные типы приспособленцев на ниве образования борются за душу гимназиста Марцина Боровича, Жеромский делает вывод о никчемности их "сизифова труда". Более притягательна для молодежи "великая изгнанническая поэзия", патриотизм народного сопротивления, сводящий на нет усилия ассимиляторов.
В 1899 году выходит роман Стефана Жеромского "Бездомные", в котором впервые писатель исследует жизнь промышленных рабочих (предварительно писатель побывал на шахтах в Домбровском бассейне и металлургических заводах). Бунтарский пафос, глубоко реалистические мотивировки соседствуют в романе с изображением страдания как извечного закона бытия и таинственного предначертания.
В классическую сокровищницу польской литературы вошел исторический роман Жеромского "Пепел" (1904) - о трагедии шляхты, примкнувшей к походам Наполеона.
Роман "Верная река" (1912) - о восстании 1863 года - сочетал достоверность исторических фактов и романтическую коллизию любви бедной шляхтянки Саломеи Брыницкой к раненому повстанцу, князю Юзефу.
Трагическая судьба Эвы Побратынской, которую не спасает от морального падения ни искренность, ни самоотверженная любовь, составляет основу романа "История греха" (1908). Изображение язв городской цивилизации здесь отмечено модернистской поэтикой, хаотичной композицией, в целом концепцией безысходности и мрака.
В годы первой мировой войны Жеромский жил в Закопано и работал над трилогией "Борьба с сатаной" (1914-1919) - панорамным эпическим изображением предвоенной и военной действительности. В трилогию вошли романы "Обращение Иуды", "Метель" и "Charitas". Символическое название трилогии соотносится с разными проявлениями зла, которое преследует человека, - как внешнего, социального зла, так и внутреннего, проистекающего из натуры человека.
Герой двух первых романов Рышард Ненаский напоминает шляхетных мечтателей-идеалистов из предыдущих книг Жеромского. Герой готов осуществить рискованные социальные программы, чтобы подорвать изнутри несправедливый общественный уклад, однако программе освобождения рабочих мешают фанатически настроенные анархисты, и жизнь героя-романтика трагически обрывается. Третий роман показывает ужасы войны, жертвами которой становится мирное население.
Горький итог крушения надежд на гармонию "свободного" Польского государства содержит роман "Канун весны" (1925). Выраженный в нем критический пафос по отношению как к империалистическим сторонам польской действительности, так и к насильственным методам борьбы стал предметом острых дискуссий.
Писатель так и умер с мечтою о Польше - стране свободных людей.