Крушение империй в 1918 году способствовало восстановлению национальной независимости
славянских народов:
польского, чешского, словацкого, хорватов, словенцев, сербов, - их объединению по признакам этнографического и языкового родства. Образовались самостоятельные государства, в которых появились условия для нового этапа развития национальных культур. Правда, период этот оказался недолгим: ему положили конец экспансия гитлеровского фашизма, вторая мировая война.
На развитие славянских литератур оказывали влияние процессы в европейской культуре, модернистские школы, прежде всего сюрреализм, экспрессионизм и кубизм, усвоение ритмов джаза и экзотической американской культуры. Все это наслаивается на национальный опыт развития славянских культур на рубеже веков, на разные по проявлению в разных странах тенденции модерна, модернизма, авангардизма, всевозможные манифесты, школы и декларации.
Славянский модерн рубежа веков внутренне более дифференцирован по сравнению с западноевропейским модернизмом. Он имеет свои польскую, чешскую, словенскую, хорватскую национальные школы (Чешская модерна, "Молодая Польша", Словенская модерна). Эти школы сложились на рубеже веков и оказали влияние на последующее развитие как реализма, так и авангарда, интенсифицировали в литературе поиски новых форм и выразительных средств, внимание к индивидуальности творца.
Первая половина века, особенно ее начало, - это своеобразный Ренессанс в развитии национальных культур славянских народов.
Заметно себя проявило пролетарско-революционное искусство. Устремленное в будущее, оно требовало кардинального классового переустройства общественной и государственной жизни в интересах пролетариата, беднейших слоев общества.
В условиях послевоенной разрухи, экономического кризиса конца двадцатых годов, а также под влиянием идей Октябрьской революции эти тенденции развивались в разных странах с большей или меньшей популярностью.
Борьба группировок отражала размежевание политических сил: ориентацию на буржуазно-демократические и либеральные программы или на революционно-классовые, марксистские; выступление за союз с СССР или против, за социалистическую эстетику или свободное развитие культуры.
Развитие литературы в целом довольно пестрое: элитарные программы существуют рядом с пролеткультовскими, натурализм - рядом с неоромантизмом.
В тридцатые годы начинает консолидироваться антифашистский фронт. Большое распространение получают литература факта, дневники, репортажи. Дискуссии о развитии жанра романа сосредоточены на его отходе от традиционной любовно-семейной проблематики и приоритетности документально-репортажных форм.