Участие
Италии в первой мировой войне на стороне Антанты усилило и без того острые противоречия в стране с отсталой социально-экономической структурой, вековыми неразрешенными проблемами и нищетой, какой была Италия в конце XIX века. Это стимулирует революционное движение, престиж социалистической партии. В 1921 году в Италии создается коммунистическая партия.
Однако уже через год к власти приходит Муссолини и устанавливает в стране фашистский диктаторский режим, вошедший в историю Италии под названием "черное двадцатилетие". Культура оказалась в подчинении у политики и тоталитаризма, приведших к поляризации интеллигенции, большая часть которой не приняла фашизм. В течение долгих лет неволи создавались
"Тюремные тетради" Антонио ГРАМШИ (1891-1937), в которых разработаны основы народно-демократической культуры и марксистской эстетики.
Многие писатели, не желавшие воспевать фашизм, прятались за концепциями "чистого искусства", так называемой "артистической прозы" и течения "герметизм" (итал. poesia ermetica), которое сложилось в конце двадцатых годов. "Герметики" сосредоточивались на камерных и субъективных переживаниях, зашифрованной поэтике. Их произведения просты по форме. Они стремились в первую очередь к выражению чувств, а не мыслей, к передаче скрытого мира душевных состояний. К "герметикам" примыкали
Эудженио МОНТАЛЕ (1896-1981) - лауреат Нобелевской премии 1975 года, Джузеппе УНГАРЕТТИ (1888-1970), Умберто САБА (1883-1957).
Зашифрованные ассоциативные образы характерны для
"Веселья потерпевших кораблекрушение" (1932) и "Чувства времени" (1933) Унгаретти, "Случайностей" (1939) Монтале.
Унгаретти принадлежат строки, передающие "герметическое ощущение мира":
Но вопли мои ранят
подобно молниям Хриплый колокол неба
И рушатся в ужасе.
(Пер. Е. Солоновича)
Классической национальной традиции принадлежит поэзия
Умберто Сабы, единственного из больших художников, избежавшего авангардистских поисков. Он верен реальности, счастливым измерениям пережитого в детстве. Светлый, безоблачный стих поэта является своеобразной формой защиты человека, радости и красоты от "бездны" отчаяния:
Слова,
в которых человеческое сердце когда-то отражалось - обнаженное и удивленное.
Найти бы угол на свете мне, оазис благодатный, где я бы мог слезами вас очистить от лжи всеслепляющей.
И тут же растаяла бы, словно снег на солнце, печаль, что вечно в памяти жива.
(Пер. Е. Солоновича)
Саба дебютировал в 1911 году. Он - автор
"Книги песен" (1921), сборников "Прелюдия и фуги" (1928), "Слова" (1934).
У истоков зрелой итальянской лирики - изданные в 1914 году
"Орфические песни" Дино КАМПАНЫ (1885-1932), единственный сборник поэта, названного за бродяжничество и хаотичную жизнь "итальянским Рембо".
Поэт Сальваторе КВАЗИМОДО (1901-1968), лауреат Нобелевской премии 1959 года, вошел в поэзию в тридцатые годы, следуя одновременно и герметизму, и эллинистической поэзии, которую переводил (сборники
"Воды и земли", "Эрато и Аполлон"). Резкий перелом зафиксировали его стихи периода Сопротивления, отразившие новую патетику партизанской борьбы
("И внезапно настал вечер", 1942; "Жизнь не сон", 1949). Стихи Квазимодо лаконичны и выразительны:
Ночь кончена,
и растворяется луна
в лазури, уплывая за каналы.
Живуч Сентябрь здесь на земле равнинной, и зелены ее осенние луга, как южные весенние долины.
Оставил я товарищей своих
и сердце схоронил в стене старинной,
чтоб одиноко вспоминать тебя.
О, до чего ж ты дальше, чем луна, теперь, когда в преддверии рассвета по мостовой зацокали копыта!
(Пер. Л. Мартынова)
Культура начала века преодолевает кризис моральных, духовных и эстетических ценностей. На обломках романтических идеалов Рисорджименто и краха позитивистских основ приобретает популярность идеалистическая философия, интуитивизм, агностицизм. Усвоение идей Ницше на итальянской почве имеет свою специфику. Националистическая идеология проникает в культуру, окрашивает итальянский авангард, прежде всего футуризм. Большое значение в переориентации всей итальянской культуры имела эстетическая концепция
Бенедетто КРОЧЕ (1866-1952). Основанная на постулате "
искусство есть чистая интуиция", она располагалась между интуитивизмом и позитивизмом.
Итальянский декаданс, сменяемый авангардом, развивается довольно интенсивно, как бы стремясь догнать другие европейские страны. В нем переплетены противоречивые тенденции: "поэзия крови и железа" как реакция на XX век и стремление укрыться от хаоса века и грома орудий в тихой провинциальной жизни. Основные мифы и маски декаданса в Италии создал
Габриэле Д'АННУНЦИО (1863-1938), поэт, прозаик, драматург. Его новеллам, появившимся в конце века и изданным позднее под общим названием
"Пескарские новеллы" (1902), присуща эклектичность; в них можно узнать опыт веризма и натурализм Золя, психологический анализ Мопассана и морально-психологические коллизии Достоевского; в них много жестокого фанатизма и сильна тяга к утонченным чувствам.
В романах
Д'Аннунцио "Триумф смерти" (1894) и "Пламя" (1900) акцентируется миф о сверхчеловеке и завоевателе, нашедший ранее место в его поэтических сборниках
("Римские элегии", 1892). Прекрасные образцы лирики содержит лучшее поэтическое творение писателя - цикл
"Хвалебные песни небу, морю, земле, героям" (1903-1912), состоящий из пяти книг. В последнем романе Д'Аннунцио, написанном перед войной,
"Быть может - да, быть может - нет" (1910), довольно слабом в художественном отношении, но значительном для понимания эволюции писателя, выражен восторг перед техникой и скоростями. От "сверхчеловека", упивающегося торпедной атакой, недалеко до официального поэта фашизма, которому правительство Муссолини пожаловало в 1924 году титул князя, и до кумира националистически настроенной молодежи.
Воздействие французской поэзии сказалось в творчестве "сумеречных поэтов". Для них характерны антириторичность и поиски естественности, тоска по прошлому, грусть, меланхолия, усталость. Наиболее одаренным среди "сумеречников" "был Гвидо ГОЦЦАНО (1883-1916), автор сборников "Пути изгнания", "Беседы", "Бабочки".
К разрушению всей мировой культуры призывали футуристы, во главе которых стоял Филиппо Томмазо МАРИНЕТТИ (1876- 1944). Он провел годы молодости во Франции и на первых порах писал только по-французски под сильным влиянием школы парнасцев. Пропаганде французских поэтов, обновлению поэтического языка на основе верлибра была подчинена деятельность журнала "Поэзия", основанного Маринетти в Милане. Программу нового литературного движения Маринетти изложил в ряде манифестов: первый был опубликован в 1909 году в газете "Фигаро", второй - "Технический манифест футуристической литературы" - открывал антологию "Поэты-футуристы" (1912). Частично к ним примыкает роман Маринетти "Футурист Мафарка".
Футуризм (лат. futurum - будущее) был воспринят в Европе весьма широко: не только как эксперимент в области словесного творчества, но и как "всеобъемлющий тип поведения", нашедший отражение в термине "футурист жизни". Программа футуристов предельно радикальна и технократична, противоречива и глобальна. "Давайте вырвемся из насквозь прогнившей скорлупы Здравого Смысла и как приправленные гордыней орехи ворвемся прямо в разверстую пасть и плоть ветра! Пусть проглотит нас неизвестность! Не с горя идем мы на это, а чтоб больше стало и без того необъятной бессмыслицы!" - писал Маринетти в первом манифесте.
Призывы воспевать риск и неукротимую энергию, борьбу и "рабочий шум, радостный гул и бунтарский рев толпы" в числе прочих сочетались с нигилистическим отношением к культуре как таковой. Чего стоят лозунги "вдребезги разнести все музеи, библиотеки", чтобы якобы покончить с моралью "трусливых соглашатаев и подлых обывателей". Такой путь протеста против "необъятной бессмыслицы" в какой-то мере объясняет, почему Маринетти солидаризировался с фашистским режимом, а футуризм был в фашистской Италии официально поддерживаемым движением. Маринетти пытался создать и свой театр (пьесы "Король Кутеж", 1905; "Электрические куклы", 1909).
Наследие футуризма невелико. Он просуществовал около пятнадцати лет и пал под тяжестью собственной идеологии, противопоказанной искусству.
Итало ЗВЕВО (Этторе Шмиц, 1861-1928) - автор романов "Одна жизнь" и "Дряхлость", написанных в конце XIX века, в 1923 году написал роман "Самопознание Дзено". Успеху этого романа у критики способствовала его высокая оценка Джеймсом Джойсом. Звево был знаком с Джойсом и даже брал уроки английского у тогда (в 1906 году) малоизвестного писателя. Под влиянием автора "Камерной музыки" Звево увлекся психоанализом, ироническое отношение к которому и высказал в романе. Роман написан в форме записок немолодого буржуа Дзено Козини, предназначенных для врача-аналитика. В них перечисляется множество деталей и впечатлений из биографии Звево, которому так хочется найти себя если не в сфере бизнеса, где ему не везет, то хотя бы в личной жизни.
Роман "Самопознание Дзено" - скрупулезный анализ внутренней жизни героя; в его потоке сознания переплетено множество мотивов, тайных желаний, комплексов, которые помогают глубже понять не только Дзено Козини, но и разорванное сознание современного писателю человека вообще. Итало Звево погиб в автомобильной катастрофе. Посмертно были изданы его новеллы, комедии, статьи, "Дневник к невесте" и обширная переписка.
В 1926 году Нобелевской премии была удостоена Грация ДЕЛЕДДА (1871-1936), автор многочисленных романов и новелл, описывающих жизнь уроженцев Сардинии.