Бертольд Брехт. Новая театральная теория - "эпический театр" - Jaaj.Club
Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
2695
Флаг Auster[38]
1671
Флаг Jaaj.Club[42]
1401
Флаг Palevka-89[38]
620
Флаг Aist[39]
544
Флаг ka4ka[28]
448
Флаг tarakan[28]
426
Флаг Don Quijote[10]
217
Флаг gibulkaknop17[16]
205
Флаг BasK[10]
183

События

28.10.2024 12:17
***

Новая книга в издательстве "Коллекция Jaaj.Club" – "Дети Моря" от Елены Виховской уже в продаже!

Дети Моря - Елена Виховская

Не упустите возможность стать одним из первых читателей книги "Дети Моря" и окунуться в пучину захватывающих морских приключений.

***
25.06.2024 07:23
* * *

1 августа 2024 года
Jaaj.Club уходит в отпуск.

Отпуск Jaaj.Club

Что это значит, читайте в опубликованном анонсе.

* * *

Комментарии

Интересная статья, как раз изучал эту территорию, чтобы пересечь Амазонию.

Спасибо!
20.11.2024 Jaaj.Club
Светлана Поделинская:
Одна из самых необычных и захватывающих книг, которые я читала.

Рина - нетипичная героиня: взрослая женщина, учёный-гидролог. Ее манят глубины и подводный мир, однако и тут её отличает научный подход: любую интересную живность Рина готова безжалостно заспиртовать и сохранить для коллекции. Она получает заказ от нефтяной компании исследовать обитаемый подводный каньон. Вместе с другом и коллегой Хонером они погружаются в "бездну" и в пещерах попадают в ловушку, расставленную… осьминогами. Так учёные познакомятся с новым для себя видом - октопус сапиенс.



Мы увидим потрясающий мир, осьминожью метрополию, хрупкому микроклимату которой, тем не менее, угрожает человеческая цивилизация. Сами осьминоги по интеллекту ничем не уступают людям, а в чём-то и превосходят: они придумали переговорное устройство для понимания речи чужаков, органический генератор кислорода под водой, средства передвижения. Да и сами образы гигантских осьминогов, меняющих свой цвет в зависимости от эмоций, получились яркими, даже эпизодические запомнились. Их физиология, привычки, тактильные ощущения описаны автором с огромной симпатией и хорошим знанием биологии.

Действие романа будет происходить как под водой, так и на водой. Благородный и доверчивый осьминог Фьют, доставивший людей наверх, на корабль, в силу непреодолимых обстоятельств сам оказывается в ловушке и не может вернуться домой на дно, чтобы предупредить своих об опасности. И его новые друзья-учёные стремятся ему в этом помочь. Им предстоит отыскать заброшенный подводный город и выяснить тайну происхождения расы разумных осьминогов.

Книга фантастическая, но с вкраплениями других жанров. Здесь есть и приключения, и погони, и пираты. Но идеи книги гораздо глубже, чем видятся на поверхности бескрайней водной глади. Затронута проблема загрязнения океана и планеты, перед нами ставится ряд вопросов.

Можно ли предать друга ради сохранения своего биологического вида? Каково это - обречь на гибель другую цивилизацию во имя господства своей? Да, разумно, но правильно ли? И правы ли осьминоги, считая людей "уналашами", демонами? Было интересно наблюдать, как в Рине борются любопытство исследователя и симпатия к Фьюту. А сам осьминог Фьют, воспитатель младших поколений, "Луч Познания", оказывается человечнее многих людей. Он наивный, в чём-то забавный и очень самоотверженный - впрочем, это в голубой крови у всех осьминогов. Возможно, вам будет жалко какое-то время кушать сашими. Я вот вспомнила, как ела в Галисии тушёного осьминога, и вздрогнула😆

Книгу я прочитала за полтора дня и на одном дыхании! Прониклась абсолютно всеми героями, мне были понятны их душевные метания и муки выбора. А развязка во всех смыслах получилась фантастическая! 💥Рекомендую всем любителям морских приключений и красоты подводного мира🐙🐚🐠
20.11.2024 Octavia
Спасибо!
15.11.2024 Elizaveta3112
готово, принимайте
13.11.2024 Jaaj.Club
Следствие ведет Сигизмунда, возможно.
13.11.2024 Elizaveta3112

Опрос

Как вы считаете, Jaaj.Club - это сложный сайт?


30.07.2019 Рубрика: Культура

Бертольд Брехт. Новая театральная теория - "эпический театр"

Автор: Jaaj.Club
Бертольд Брехт - поэт, драматург, режиссер, предложив­ший новую театральную теорию "эпический театр", создатель и художественный руководитель знаменитого театра ГДР "Берлинер ансамбль". Эстетическая программа Брехта близка к тому направлению в театре, которое разрабатывали Е.
2698 0 0 4 2431

420

Бертольд Брехт - поэт, драматург, режиссер, предложив­ший новую театральную теорию "эпический театр", создатель и художественный руководитель знаменитого театра ГДР "Берлинер ансамбль". Эстетическая программа Брехта близка к тому направлению в театре, которое разрабатывали Е. Вах­тангов, Вс. Мейерхольд, С. Третьяков. Она оказала влияние на современный театр и кинематограф. Свое отношение к Брехту определили выдающиеся драматурги века - М. Фриш, Ф. Дюрренматт, Т. Уайлдер. Бертольд Брехт родился в баварском городе Аугсбурге в семье владельца фабрики. Окончив в 1917 году реальную гимназию, он учился на медицинском и философском факультетах Мюнхен­ского университета, посещал театроведческий семинар. В январе 1918 года был призван в армию, но служил всего несколько ме­сяцев, да и то санитаром в военном госпитале в Аугсбурге. Дар сочинительства у Брехта проявился рано, еще в гимназии, где он ставил "Гамлета" и "Фауста". Он писал стихи и баллады, кото­рые сам исполнял публично, пел в "Диком театре", аккомпани­руя себе на гитаре. Мюнхенский период закрепил его интерес к театру. Он посещает кабаре, крохотные театрики, пивные заведения, где начали складываться формы народного театра, эсте­тику которого Брехт нес в себе. На его эстетику оказало влияние и то, что он не принимал стандарты буржуазного мышления и его культуры, и его интерес к марксизму (посещал занятия в марксистской рабочей школе, читал Маркса и Ленина). Под влиянием революционных событий в Баварии Брехт написал драму "Спартак", позже переименованную в "Барабанный бой в ночи". Брехт четко определяет классовый характер своего твор­чества, слитый воедино антивоенный и антифашистский пафос. Под этим знаком пройдет и деятельность Брехта в эмиграции, и решительный переезд в 1948 году в Восточный Берлин, и плодотворное послевоенное творчество в Германской Демократичес­кой Республике. Над своей театральной теорией Брехт начал работать в студенческие годы в Мюнхене, когда писал пьесы и сам ста­вил их, когда обобщал свои цели в эссе и статьях, которые позднее составили теоретические книги "Народность и реа­лизм" (1938) и "Малый органон для театра" (1949). Драмы Брехта "Ваал" (пост, в 1923 году) и "В джунглях горо­дов" (пост, в 1924 году в Берлине) возвестили о поисках драма­тургии нового типа. Брехт подчеркивал в статьях: "Эстетика наша определяется потребностями борьбы" - и призывал к театру политическому, театру-зрелищу, который бы обращался и к конкретному человеку, и к массе. "Нужны такие пьесы, такие спектакли, - пишет он в 1922 году, - чтобы они могли соперничать с футболом и гонками ...чтобы на сцене шла настоящая борьба". Весь театр Брехта строится с учетом борьбы за каждую человеческую душу, которой надо помочь прозреть, не дать себя заманить в капкан. В театре Брехта .поучение и развлечение две стороны одной медали. Классический театр, из которого Брехт заимствовал немало идей, не устраивал его из-за принципа катарсиса, ориентирован­ности на переживания и эмоции. Наркотическое воздействие театра, считал он, способно внушить зрителю фатальную покор­ность судьбе и пассивность. Не принимал Брехт и "натуралис­тический иллюзионизм" современного ему театра Веймарской республики. Он создаст свой театр, в котором главная фигура - простой человек и его жизненная позиция. В диалогах, собран­ных в книге "Покупка меди", в разделе "О театральности фа­шизма" есть высказывание, позволяющее многое понять в эсте­тике Брехта, в частности его тягу к сдержанности и неверие в эффекты и мистику, альтернативность его театра фашистской культуре: "Нет сомнения, что фашисты ведут себя подчеркнуто театрально. Они питают к театральности особое пристрастие. Они откровенно толкуют о режиссуре и вообще используют множество средств, заимствованных непосредственно из театра... Гитлер брал уроки у мюнхенского придворного актера Базиля, и тот обучил его не только дикции, но и манере держаться". Брехт думал и о том, как предостеречь публику от опасности фальсификации и обмана, скрытых за потрясающими эмоции и нервы внешними эффектами фашистских массовых зрелищ и представ­лений, за красивыми, но пустыми и небезопасными речами. Свою театральную теорию Брехт назвал "эпическим теат­ром", заимствовав этот термин у Шиллера. Рассказывание, эпичность играет в его спектаклях важную роль, но термин этот все же условен и не во всем противостоит драматической форме театра, которую Брехт назвал "аристотелевской":
"Аристотелевский театр " Сцена воплощает событие Вовлекает зрителя в действие Переносит зрителя в другую обстановку Обращается к чувству зрителя Заставляет его сопереживать Изнашивает активность зрителя От актера требует перевоплощения Возбуждает интерес к развязке "Эпический театр " Рассказывает о нем Противопоставляет событиям Ставит в положение наблюдателя Обращается к разуму Заставляет изучать показываемое, спорить Заставляет принимать решения Требует анализа событий и суда над персонажем Возбуждает интерес к ходу действия, что предопределило заимствование сюжетов
Театральная система Брехта захватывает все компоненты те­атра: драматургию, игру актера, стиль режиссуры, оформление спектакля, зрителя. Как же реализовать программу и задачи, вы­двинутые драматургом? Самое существенное в театральной сис­теме Брехта - это принцип, названный эффектом отстранения (verfremdung). Цель этого приема - показать явление с неожи­данной стороны, разрушить объективную видимость, вернуть первоначальный смысл, чтобы внушить зрителю аналитическое и критическое отношение к изображаемым событиям. Отстранения можно добиться, если сгустить объективную (и часто ложную) видимость, довести ее до абсурда, сделать, по методу Швейка, "удивительное само собой разумеющимся, а само собой разу­меющееся удивительным". Таким образом обыденное предстает как нечто особенное, чтобы зритель мог примелькавшиеся в бы­ту вещи увидеть так, как будто он их видит в первый раз. Так, на примере матушки Kурaж зритель впервые увидел мать-марки­тантку, которая, сама того не сознавая, становится в ряд с теми, кто губит ее детей, кому выгодна война. Все в театре Брехта: по­эзия, музыка, нарочито заимствованные известные сюжеты из Шекспира, Мольера, Софокла, Горького и Гашека, перенесение действия в экзотические страны Востока и Азии, отказ от кос­тюмов и привычных декораций, элементы эксцентриады и балагана - служило созданию эффекта отстранения. Один из приемов театра Брехта - зонги. Зонг - это песня балладного типа на злободневную тему, ритмизированный моно­лог или сольная песня, в которой содержится комментарий к происходящему в спектакле, заостряются выводы. Это - смы­словые точки, пунктир авторской и режиссерской мысли. Зонги часто исполняются на авансцене с обращением актеров в зри­тельный зал, нередко для их фиксирования используется в спек­такле экран. Зонги из пьес Брехта исполняются и самостоятель­но; их роль могут выполнять стихи, куплеты на злободневные темы Брехт давал тем, кто будет ставить его пьесы, свободу выбору Известны зонги из "Матушки Кураж": "Песня о солдате и бабе" (исполняет Эйлиф), "Песня о братании" (исполняет Иветта), "Песня о великих мужах" (исполняет повар). В парабо­лической легенде "Добрый человек из Сычуани", где на судьбе бедной и очень доброй девушки Шен-Те, помогавшей людям, показано, как опрометчива и наказуема доброта, которая приве­ла девушку на грань разорения и вынудила ее придумать холод­ного и расчетливого братца, быстро разогнавшего просителей и нищих, Брехт в заключительном эпизоде пьесы обращался к зри­телю с характерными словами зонга, исполняемого Актером:
Ведь должен быть какой-то верный выход? За деньги не придумаешь - какой! Другой герой? А если мир - другой? А может, здесь нужны другие боги? Иль вовсе без богов?.. (Пер. Б. Слуцкого)
Театральная система Брехта, новаторская по сути, вместе с тем многое брала в классическом театре Японии, Китая, сред­невековой мистерии. Она родственна и балладам Франсуа Вийона, и гротеску Чаплина; в ней присутствует романтическая иро­ния и сарказм; она "обставлена" как зрелище городских "джунг­лей" и в то же время является неотъемлемой частью культуры XX века. В конце 1925 года Брехт завершил комедию "Что тот сол­дат, что этот", где наглядно предстал процесс превращения человека (грузчика Гели Гэя) в солдата колониальной армии, в средство, пригодное для всякой цели. Утрата индивидуаль­ности была в этом случае несложной, потому что Гэй из тех людей, что не говорят "нет". Огромной популярностью пользовалась у публики уже с пер­вой ее постановки в Берлине в 1929 году "Трехгрошовая опера" - пьеса-предупреждение для Германии, находившейся накануне гитлеровского переворота. Это была брехтовская переделка зна­менитой "Оперы нищих" английского драматурга Д. Гея (1685- 1732). Действие перенесено в викторианскую Англию XIX века, в сферу площадного сознания. Пьеса населена ворами, проститут­ками, продающими и предающими все, жаждущими удовольст­вия любой ценой и как можно скорее. Их трезвый ум и наступа­тельный темперамент заставляют вспомнить современную Брехту Германию, лихорадочно обогащающуюся, готовящуюся делить рынки в угоду своим интересам. В пьесе показан механизм ско­рого накопительства; в речи преобладает коммерческая лексика, что может быть воспринято как пародия на пособие по частному предпринимательству. Бандитская шайка, во главе которой стоит элегантный Мэккинож, владеет дешевыми лавками, где сбыва­ют краденый товар, и в этом ее привлекательно-продажная двойственная сущность. Пьеса "Трехгрошовая опера" - пародийна: в ней можно угадать привычные черты и полицейского и семейного буль­варного романа. Она разоблачает устами самих же героев их хищническую мораль ("сначала хлеб, а нравственность по­том"), попытки оправдать себя обстоятельствами, вынуждаю­щими их быть жестокими. Несостоятельность этой морали раскрывается не прямо через авторскую речь, а с помощью иронии, глубоко запрятанной автором в притче и в подтексте, через романтику цинизма и "скромное обаяние" люмпена, деклассированных и отверженных, саморазоблачающих себя. Лишенный германского гражданства, Брехт длительное время прожил в эмиграции (Прага, Вена, Цюрих, Париж, США). За пределами отечества им были написаны знаменитые на весь мир пьесы "Круглоголовые и остроголовые", "Карьера Артура Уи", "Кавказский меловой круг"... И среди них - хрестоматийная "Матушка Кураж и ее дети" (1938), написанная в жанре исторической хроники. Действие в пьесе происходит в XVII веке, в течение двенадцати лет - с 1624-го по 1636-й. Однако эта "историческая хроника" была весьма современна и поучительна и в XX веке, в конце тридцатых, накануне второй мировой. Не утратила она, к сожалению, своей актуальности и сегодня. Матушка Кураж с тремя своими детьми колесит с фургоном по дорогам Европы (Польша, Моравия, Бавария, Италия), рас­колотой тридцатилетней войной. Кураж живет войной - торгует товаром, который может понадобиться солдатам, рассуждая: "А торговать, не все равно ли: свинцом иль пивом торговать". Она имеет на всякий случай знамена протестантов и католиков, по­дымая то одно, то другое в зависимости от того, к кому занесла ее судьба. Жизненная философия матушки Кураж складывалась под гнетом тяжелых испытаний: имея троих детей от разных мужчин, она многое вытерпела, выкручиваясь из опасных об­стоятельств, но всегда заботилась о детях как о самом большом своем богатстве, единственном, что у нее есть. При этом она не теряла надежды подзаработать на войне. Ее жизненная филосо­фия тривиальна и состоит из азбучных истин так называемого "здравого смысла", презирающего высокие идеалы и принципы: "рука руку моет", "надо уметь ладить с людьми", "плетью обуха не перешибешь". Верит она в продажность, в то, что, пока та существует, "судьи нет-нет да будут выносить мягкие приговоры и даже невиновного могут, глядишь, оправдать". Знает она, что, приспосабливаясь, можно обойти суровый закон, и вообще лю­бит повторять: "Кружка пива да небольшая компания и никаких высоких стремлений".
Но война обманула "хитрую матушку Кураж" и забрала троих ее детей. "Войною хочешь ты прожить - за это надоб­но платить" - этот рефрен настойчиво звучит в пьесе, но смысл его до Кураж так и не доходит. Она, считающая себя и детей "деловыми людьми", была уверена, что ее дети не ста­нут солдатами. Но, как показывает автор, маркитантка Кураж проторговала (хотя и не хотела этого) своих детей. Она не осознала ни своей вины перед ними, ни своей трагедии. "Кураж слепа, - писал Брехт, - должен прозреть зритель". Этот ход и создает в пьесе эффект отстранения, с помощью которого трагедия Кураж, оставаясь очевидной, вызывает не­доумение и возмущение зрителя. Начинает и кончает пьесу матушка Кураж одной песней - призывом к маленькому человеку участвовать в войне. "Надо опять за торговлю браться", - говорит она скорее по неосознанной инерции бытия:
Война удачей переменной Сто лет продержится вполне, Хоть человек обыкновенный Не видит радости в войне: Он жрет дерьмо, одет он худо, Он палачам своим смешон. Но он надеется на чудо, Пока поход не завершен. Эй, христиане, тает лед! Спят мертвецы в могильной мгле. Вставайте, всем пора в поход, Кто жив и дышит на земле! (Пер. С. Апта)
Возлагая ответственность на мать, втянувшую в войну своих детей, Брехт в то же время последовательно проводит мысль о вине общества, в котором обречены добро и красота, смелые Й честные (как сыновья Кураж), отзывчивые альтруи­сты (как героически погибающая ее дочь Катрин). Оно рас­топтало идеалы и невинность и Анны Фирлинг, поставило ее на колени, заставило изворачиваться в ненадежных житейских обстоятельствах, лишило прекрасного имени и наделило кличкой "матушка Кураж" (ее судьба обобщена в зонге "О великом смирении"). Неожиданно и, казалось бы, вопреки сложившейся леген­де, подан образ Галилея в пьесе "Жизнь Галилея". Брехт за­канчивал работу над пьесой, когда атомный век "дебютировал в Хиросиме" (первая редакция написана в 1938-1939 годах, вторая - в 1945-1946 ягодах). Взрыв атомной бомбы над японским городом открыл новую эру в судьбе науки и в роли ученого, и, чтобы ее понять, Брехт обращается к началу XVII века и показывает конфликт ученого с государством, усугуб­ленный кризисом Возрождения и кризисом науки: ученый перестал нести ответственность за свои открытия перед человечеством, а наука стала ориентироваться на веществен­но-товарные отношения. Уже немолодой учитель математики в Падуе Галилей, которому платят меньше, чем возчику вин­ных бочек, бедствует. Открытым им законам падения руко­плещут в университетах Парижа и Праги, а он вынужден про­давать какие-то мелочи, вроде подзорной трубы, за которую неплохо платят, и давать уроки богатым бездельникам. В пьесе о Галилее Брехт ведет разговор о трагедии нау­ки и ответственности ученого, о неразрывной взаимосвязи интеллектуального и морального в науке, об измене уче­ного и самопокаянии его. Сломленный пыткой, Галилей не выдержал и отрекся от своего "еретического учения". Но в пьесе Брехта не звучит знаменитая фраза "а все-таки она вертится!". Галилей Брехта изменил и науке, и себе. В четырнадцатой картине в его монологе и разговоре с учеником, сначала возмущенным своим учителем ("нес­частна та страна, у которой нет героев!"), а позже снявшим с него вину ("несчастна та страна, которая нуждается в ге­роях") и попытавшимся осознать поступок учителя как проявление новой морали, Галилей казнит себя: "Если б я устоял, то ученые-естествоиспытатели могли бы выработать нечто вроде Гиппократовской присяги врачей - торжест­венную клятву применять свои знания только на благо че­ловечества! Я предал свое призвание. И человека, который совершает то, что совершил я, нельзя терпеть в рядах лю­дей науки". В этой пьесе перед Брехтом стояли другие за­дачи, не те, что в "Матушке Кураж", и в ней избран другой путь к эффекту отстранения - отступление от легенды. В годы эмиграции Брехт работал над книгой "Мети", стилизованной под древнекитайские научно-философские трактаты. В ней он пытался разобраться в реалиях Советского Союза: под условными восточными именами угадываются и Маркс, и Ленин, и Сталин, и Троцкий, социализм обозначен как "Великий порядок". Местами эта неоконченная рукопись Брехта напоминает антиутопии Оруэлла и Хаксли. Большой популярностью пользовались постановки пьес Брехта в шестидесятые годы в Театре на Таганке. В них участвовал В. Высоцкий, прекрасно исполнивший роль Гали­лея, звучали его баллады-зонги. Событием в культурной жиз­ни Беларуси стали постановки в столице пьес Брехта "Что тот солдат, что этот" (Белорусский театр имени Янки Купалы) и "Трехгрошовая опера" (Русский театр имени М. Горького). Сборник стихов и песен Брехта издан на белорусском языке в 1988 году в переводе Л. Борщевского.  
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Эрих Мария Ремарк. Правдивая книга о войне

Эрих Мария Ремарк родился в семье переплетчика в Оснабрюке. В 1916 году добровольно пошел на фронт, сра­жался рядовым. Из фронтового опыта вырастет его антивоен­ная проза, переведенная на языки мира. После возвращения с войны Ремарк учительствовал в народной школе, работал ху­дожником по эскизам надгробий, органистом, редактором рекламного издания, спортивным журналистом, писал рек­ламные тексты и бульварные романы. Читать далее »

Герман Гессе. Степной волк

Герман Гессе родился в Германии, но с 1912 года жил в Швейцарии, в отдаленном местечке Монтальоне, и в 1923 го­ду принял швейцарское подданство. В его романах переплав­лены разные пласты мировой культуры и философии. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-