Английская литература 20 века. Стремление к обновлению форм - Jaaj.Club
Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
2695
Флаг Auster[38]
1671
Флаг Jaaj.Club[42]
1401
Флаг Palevka-89[38]
620
Флаг Aist[39]
544
Флаг ka4ka[28]
448
Флаг tarakan[28]
426
Флаг Don Quijote[10]
217
Флаг gibulkaknop17[16]
205
Флаг BasK[10]
183

События

28.10.2024 12:17
***

Новая книга в издательстве "Коллекция Jaaj.Club" – "Дети Моря" от Елены Виховской уже в продаже!

Дети Моря - Елена Виховская

Не упустите возможность стать одним из первых читателей книги "Дети Моря" и окунуться в пучину захватывающих морских приключений.

***
25.06.2024 07:23
* * *

1 августа 2024 года
Jaaj.Club уходит в отпуск.

Отпуск Jaaj.Club

Что это значит, читайте в опубликованном анонсе.

* * *
12.06.2024 20:40
* * *

Для любителей острых ощущений открылся


Бар Полёт Шмеля

Вход только со своим шампанским!

* * *

Была модифицирована Сокровищница.

Теперь в сундуке монет стало больше, но после его открытия сундук исчезает.

* * *

Комментарии

Интересная статья, как раз изучал эту территорию, чтобы пересечь Амазонию.

Спасибо!
20.11.2024 Jaaj.Club
Светлана Поделинская:
Одна из самых необычных и захватывающих книг, которые я читала.

Рина - нетипичная героиня: взрослая женщина, учёный-гидролог. Ее манят глубины и подводный мир, однако и тут её отличает научный подход: любую интересную живность Рина готова безжалостно заспиртовать и сохранить для коллекции. Она получает заказ от нефтяной компании исследовать обитаемый подводный каньон. Вместе с другом и коллегой Хонером они погружаются в "бездну" и в пещерах попадают в ловушку, расставленную… осьминогами. Так учёные познакомятся с новым для себя видом - октопус сапиенс.



Мы увидим потрясающий мир, осьминожью метрополию, хрупкому микроклимату которой, тем не менее, угрожает человеческая цивилизация. Сами осьминоги по интеллекту ничем не уступают людям, а в чём-то и превосходят: они придумали переговорное устройство для понимания речи чужаков, органический генератор кислорода под водой, средства передвижения. Да и сами образы гигантских осьминогов, меняющих свой цвет в зависимости от эмоций, получились яркими, даже эпизодические запомнились. Их физиология, привычки, тактильные ощущения описаны автором с огромной симпатией и хорошим знанием биологии.

Действие романа будет происходить как под водой, так и на водой. Благородный и доверчивый осьминог Фьют, доставивший людей наверх, на корабль, в силу непреодолимых обстоятельств сам оказывается в ловушке и не может вернуться домой на дно, чтобы предупредить своих об опасности. И его новые друзья-учёные стремятся ему в этом помочь. Им предстоит отыскать заброшенный подводный город и выяснить тайну происхождения расы разумных осьминогов.

Книга фантастическая, но с вкраплениями других жанров. Здесь есть и приключения, и погони, и пираты. Но идеи книги гораздо глубже, чем видятся на поверхности бескрайней водной глади. Затронута проблема загрязнения океана и планеты, перед нами ставится ряд вопросов.

Можно ли предать друга ради сохранения своего биологического вида? Каково это - обречь на гибель другую цивилизацию во имя господства своей? Да, разумно, но правильно ли? И правы ли осьминоги, считая людей "уналашами", демонами? Было интересно наблюдать, как в Рине борются любопытство исследователя и симпатия к Фьюту. А сам осьминог Фьют, воспитатель младших поколений, "Луч Познания", оказывается человечнее многих людей. Он наивный, в чём-то забавный и очень самоотверженный - впрочем, это в голубой крови у всех осьминогов. Возможно, вам будет жалко какое-то время кушать сашими. Я вот вспомнила, как ела в Галисии тушёного осьминога, и вздрогнула😆

Книгу я прочитала за полтора дня и на одном дыхании! Прониклась абсолютно всеми героями, мне были понятны их душевные метания и муки выбора. А развязка во всех смыслах получилась фантастическая! 💥Рекомендую всем любителям морских приключений и красоты подводного мира🐙🐚🐠
20.11.2024 Octavia
Спасибо!
15.11.2024 Elizaveta3112
готово, принимайте
13.11.2024 Jaaj.Club
Следствие ведет Сигизмунда, возможно.
13.11.2024 Elizaveta3112

Опрос

Как вы считаете, Jaaj.Club - это сложный сайт?


28.07.2019 Рубрика: Культура

Английская литература 20 века. Стремление к обновлению форм

Автор: Jaaj.Club
11 ноября 1918 года Англия торжественно отмечала окон­чание войны, поминая ее трагические жертвы. Горечь утрат перечеркнула радость победы, а послевоенный кризис 1920- 1921 годов, вызвавший в 1926 году всеобщую стачку, усилил ощущение хаоса.
1606 0 0 4 2526

409

11 ноября 1918 года Англия торжественно отмечала окон­чание войны, поминая ее трагические жертвы. Горечь утрат перечеркнула радость победы, а послевоенный кризис 1920- 1921 годов, вызвавший в 1926 году всеобщую стачку, усилил ощущение хаоса. 

Состояние души англичанина тех лет выразила лучшая книга о "потерянном поколении" - роман Р. Олдингтона "Смерть героя". Война в то же вре­мя революционизировала сознание части интеллигенции, ока­завшейся в состоянии духовного кризиса, что преломилось, к примеру, в деятельности критика-марксиста Ральфа Фокса, связавшего свою судьбу с компартией Англии (создана в 1920 году). Стремление к обновлению форм вызвало в начале века две новые поэтические группировки: георгианцев, чьи антологии регулярно выходили в течение второго десятилетия, начиная с 1912 года, и имажистов. Георгианцы ведут свое название от "Георгик" Вергилия; по другой версии - от имени короля Георга V, взошедшего на престол ко времени становления творчества поэтов-георгианцев. Среди них более сорока по­этов, в том числе Д. Мейсфилд и Уолтер де ла Map. Имажисты (от фр. image - образ) издали свои четыре серии антологий с 1914 по 1917 год; их объединило предчувствие катастрофы, принимавшей все более абстрактные формы, изображение человека как жертвы века техники и враждебной цивилиза­ции, требование "точного изображения" и "чистой" образно­сти. К имажистам относились Р. Олдингтон, Т. Хьюм, амери­канцы Э. Лоуэлл, Э. Паунд, Д. Флетчер. 

Наряду с имажистами и георгианцами с созерцательным интеллектуализмом одних и романтизацией утраченного един­ства мира других, определяются "окопные поэты" - фронтовики. Они принесли пафос, пропитанный кровью реальных жертв войны. Их патриотизм не был официозным и казен­ным; будучи патриотами, они смогли при этом освободиться от идеализации войны, в их стихах лиризм соседствует с сол­датской правдой войны. Многие из них отдали жизнь за отечество: Р. Брук (1887-1915), автор военных сонетов, Ч. Сорли (1895-1915), написавший в последнем стихотворении "Мертвые":
Когда полки убитых сквозь сны твои идут,
Проходят молчаливо их призрачные толпы,-
Не уверяй, что те, кто жив, их память берегут,
От нежных слов, от слов любви им, мертвым, мало толку.
И не поймут теперь, зачем ты шевелишь губами.
Они привыкли горбиться под ливнем грубой брани И слез не лей. Не видит слез ослепшее лицо.
(Пер. Е. Гиляровой)
Им почести - что звук пустой. Легко быть мертвецом.
К "окопным поэтам" относятся и Эллингтон, пришедший из имажизма, и Уилфред Оуэн (1893-1918), убитый за неделю до перемирия, один из самых значительных военных поэтов в Англии. Сборник его стихов был издан в 1920 году. Пафосом правды войны, разоблачения лжи и трагедийностью он может сравниться с романом Олдингтона. 

С выходом в 1893 году сборника эссе "Кельтские сумерки" Уильяма Батлера Йейтса (1865-1939) связывают начало ир­ландского литературного возрождения. Поэт родился в Дуб­лине в семье художника-прерафаэлита, учился в Дублинском и Оксфордском университетах. В 1889 году опубликована по­эма Йейтса "Странствия Оссиана", созданная на фольклорной основе; один за другим выходят сборники его баллад, любов­ной и патриотической лирики. Становление поэта проис­ходило в конце XIX века в русле романтизма, ему близка философско-символическая традиция Блейка и Шелли. Воспи­танный в духе прерафаэлитов, поэт резко негативно относился к викторианской поэзии, ее напыщенности и морализаторству. В начале века он проходит эволюцию от символизма к по­этическому реализму. В эссе "Открытия" поэт ратует за еди­нение в поэзии возвышенного и обыденного, "воссоединение Шелли и Диккенса". На пути "движения в жизнь" написаны сборники "Ответственность" (1914) и "Дикие лебеди в Куле" (1919), стихотворения "Сентябрь" (1913) и "Пасха 1916 года" (1916), считающееся вершиной политической лирики Йейтса. Концепция истории как "вечного возвращения", идея "Веч­ной Красоты" легли в основу "мифологии" Йейтса, частично изложенной в книге "Видение" (1925). Трагедийным пафосом отмечены циклы "Тысяча девятьсот девятнадцатый" и "Груст­ные размышления во время гражданской войны" (1923), кото­рые сам поэт расценил как "плач о потерянном мире и ут­раченной надежде". Йейтс был основателем Ирландского ли­тературного театра в Дублине, директором театра Аббатства, известен как драматург, автор пьес "Кетлин, дочь Хулиэна" (1902), "Горшок супа" (1902), "Полная луна в марте" (1935). В 1923 году поэту присуждена Нобелевская премия. 

Плодотворно проявили себя в английской литературе и модернистские тенденции: психологическая школа, с которой связано имя Вирджинии Вулф, и школа "потока сознания", которую увековечило имя Джойса. Среди первых эксперимен­тальных романов "потока сознания" - цикл "Паломни­чество" (1915-1936) писательницы Дороти Ричардсон (1873- 1957), состоящий из двенадцати книг, которые во многом носят автобиографический характер. 

Приверженность реалистической эстетике выражена в ста­тье "Искусство и война" (1915), принадлежащей перу класси­ка английской литературы Джона ГОЛСУОРСИ (1867-1933), в которой речь идет о влиянии войны на искусство. Голсуорси увековечил викторианскую Англию в романах "Остров Фарисеев" и "Собственник" (первая часть знаменитой саги), благодаря которым приобрел репутацию строгого моралиста и мрачного реалиста. Критика форсайтизма и собственничества как социальных явлений несколько ослабевает в двух после­дующих романах первой трилогии о Форсайтах: "В петле" (1920) и "Сдается внаем" (1921). Умирает королева Виктория, и с ее веком гаснет звезда удачи Форсайтов, а капитал, добы­тый и приумноженный поколениями предпринимателей дик­кенсовской поры, распыляется вместе с ветшающей недвижи­мостью. Уходит время Форсайтов - целая эпоха, взлелеявшая собственника и подчинившая ему мораль, искусство, полити­ку. Новое поколение, повзрослевшее к двадцатым годам, за­хваченное лихорадочным темпом послевоенной действитель­ности, нигилистично по отношению к ценностям стариков и живет согласно пословицам: "лови мгновенья - завтра мы умрем", "трать - завтра мы будем нищие". Таковы дети Фор­сайтов в романе, красноречиво названном "Сдается внаем".

Расплывчатость и безысходность, неясность видов на бу­дущее становится темой трилогии "Современная история" ("Белая обезьяна", 1924; "Серебряная ложка", 1926; "Лебе­диная песня", 1928). Век, который наступил после войны, с его переоценкой ценностей, некогда незыблемых, представля­ется Голсуорси достойным комедийных средств, и во второй трилогии "Саги о Форсайтах" речь идет о гибели культуры, формалистических экспериментах в живописи и скульптуре, крахе фрейдистских мотивировок в литературе. Голсуорси, напуганный стачкой 1926 года, склонен идеализировать ста­рый форсайтский век с милым его душе порядком и стабиль­ностью. 

Послевоенная научная фантастика Герберта УЭЛЛСА раз­вивает его идеи "разумной" эволюции общества на основе достижений науки и техники, "деятельности просвещенных" капиталистов: "Мир Вильяма Клиссольда" (1926), "Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол" (1928). Средства фантастичес­кой литературы сочетаются в ней с сатирическим анализом реальных событий, таких, как война, как процесс Сакко и Ванцетти в США. Угроза фашизации страны исследуется в романах "Накануне" (1927), "Самовластие мистера Парэма" (1930), намечается тенденция перерастания научной фанта­стики в социально-политическую психологическую прозу. 

В начале века появляются романы Эдуарда Моргана ФОРСТЕРА (1879-1970), которого критика определила как писателя переходного периода от традиционного критичес­кого реализма к искусству трагического XX века. Форстер много путешествовал, посетил Италию, Грецию, Германию, Индию, читал лекции в США. Действие первых романов - "Куда боятся ступить ангелы" (1905) и "Комната с видом" (1908) - происходит в Италии. Широкую известность получил роман "Поездка в Индию" (1924), где параметры семейного романа и занимательный сюжет (экспедиция к пещерам, имеющим зловещее и странное эхо) не препятствуют серьез­ным раздумьям над проблемой взаимоотношений колонизато­ров с местным населением. Показаны эти взаимоотношения на проблеме нечувствительного сердца, глубоко разработан­ной в романе. "Драма, изображенная в "Поездке в Индию",- писал английский литературовед А. Л. Мортон,- от начала и до конца разыгрывается при жестоком, гнетущем, неотступном свете солнца, все усиливающемся по мере приближения жаркого сезона. Солнце в книге Форстера - и персонаж, и одновременно символ могущества, лишенного красоты, ин­теллекта, не одушевленного любовью, царь, из чьих владений нет исхода". Форстер превосходно владел формой психологического романа, очень высоко ценил прозу Вирджинии Вулф и Джеймса Джойса, испытал влияние их новаторских поисков. Его романам свойственна изысканность, ироничность. Иссле­дователи отмечали изящество стиля романов Форстера, их высокую культуру и отточенность характеристик. Известен Форстер и как блистательный эссеист и литератур­ный критик, автор глубоких очерков о прозе Л. Толстого, М. Прус­та, Т. С. Элиота и других своих современников (книга "Аспекты романа", 1927). Он автор киносценариев, либретто для оперы Бриттена "Билли Бадд" по роману Германа Мелвилла. 

Вильям Сомерсет МОЭМ (1874-1965) - тонкий психолог, мастер реалистической прозы, драматург и эссеист - дебютиро­вал в 1897 году романом "Лиза из Лэмбета". За плодотворную творческую жизнь он написал более двадцати романов, сборни­ков рассказов, пьес. Среди них - "Бремя страстей человеческих" (1915), "Сплошные прелести" (1929), "Театр" (1937). "Луна и грош" (1937), посвященный мятежной жизни и творчеству Поля Гогена. Проблема творческой личности дается на фоне острых конфликтов ее взаимоотношений с государством, моральных ас­пектов жизни - эгоизма, торжествующего собственничества - и приобретает особый колорит под рукой тончайшего мастера, способного без нажима и экзальтации воспроизвести смятенные чувства, экзотические миры. 

В конце двадцатых годов выступает как поэт и литератур­ный критик Джон Бойнтон ПРИСТЛИ (1894-1984). Героями его романов тридцатых годов являются интеллигенты сред­него класса, испытывающие опустошенность, состояние мо­ральной нестабильности: "Улица Ангела" (1930), "Они бродят по городу" (1936). В годы войны пользовались большой попу­лярностью в Англии романы Пристли о жизни в тылу: "Затемнение в Грэтли" (1942), "Дневной свет в субботу" (1943). До сих пор на сценах театров мира ставятся пьесы Пристли "Опасный поворот" (1932), "Время и семья Конвой" (1937), "Мистер Кеттл и миссис Мун" (1955). 

Яркое сатирическое дарование обеспечило успех и место сре­ди признанных мастеров английской прозы Ивлину ВО (1903-1966), дебютировавшему в 1928 году романом "Упадок и разру­шение". В гротескно-ироническом изображении Ивлином Во быта и нравов английской частной школы, необременительного образа жизни золотой молодежи" Оксфорда двадцатых годов было немало автобиографического. Из собственного опыта писа­тель знал, что Изгнанный из университета за нерадивость студент не пропадет, особенно если он выпускник престижной частной школы,- наверняка он получит место учителя по самым неожи­данным для себя дисциплинам и будет вести уроки столь же не­ожиданно, как герой романа Поль Пеннифезер, поставивший по словесности задачу - написать за денежное вознаграждение са­мое длинное сочинение независимо от содержания. Умение вы­светить в абсурдном и нелепом меркантилизм морали, корысто­любие и глупость, а также неожиданная свежесть художественного видения принесли успех последующим романам Ивлина Во - "Мерзкая плоть" (1930), "Черная беда" (1932), "Пригоршня праха" (1934), "Сенсация" (1938). Эти пять романов были только началом: заложенные в них возможности развития традиций Смоллетта и Филдинга, парадоксальности Уайльда и Шоу в сочетании с эксцентрикой, необузданным шаржировани­ем и "черным юмором", характерными для нового века, дадут удивительные плоды в творчестве Во сороковых - пятидесятых годов. Достаточно назвать шокирующе гротескные повести "Незабвенная" (1948) и "Любовь среди развалин" (1953).

Мировоззрение Ивлина Во сформировалось в эпоху кри­зиса "имперской идеологии" Великобритании, краха британ­ских стандартов и образа жизни. Писатель искал опору в ре­лигии и богохульствовал, уходил в средневековье и отрицал его моральные стандарты, прибегал к курьезным ситуациям и неистощимому юмору, эксцентричным характерам и фантас­магорическим сюжетам, что в целом определяет ведущую тен­денцию в реализме XX века. Средства комического, которые Ивлин Во бесстрашно сочетает в "геометрических пропорци­ях", заставляют вспомнить "Алису в стране чудес" математика Л. Кэрролла: адресованная детям, эта удивительная книга - плод отточенного интеллекта; написанная в прошлом веке, она еще долго будет "авангардной" по мироощущению и по­этике. Не случайно Ивлин Во обращается к цитатам из "Алисы", в частности в эпиграфе к "Мерзкой плоти". 

Автор рассказов и повестей о Шерлоке Холмсе, вошедших в классику детектива, Артур Конан ДОЙЛ (1859-1930) пишет в последние десятилетия жизни научно-фантастические рома­ны "Затерянный мир" (1912) и "Отравленный пояс" (1913), создает двухтомную "Историю спиритизма" (1926) и книги по истории англо-бурской войны, в которой он участвовал как врач. 

Тридцатые годы в связи с угрозой фашизации (в 1932 году создан британский союз фашистов) и давлением эконо­мического кризиса вызвали подъем рабочего движения. Эти годы отмечены появлением политизированной литературы, социального романа. Такая тенденция ощутима в написанных в тридцатые годы исторических романах Джека ЛИНДСЕЯ (р. 1900) "Рим продается", "Цезарь мертв", "Адам нового мира" и наиболее значительном "1649. История одного года". Какую бы эпоху ни воссоздавал Линдсей: античность или Англию после казни короля Карла I, - он искал аналогии с современ­ностью, акцентируя роль и масштабы народных выступлений, историю революционной борьбы. 

Шотландский прозаик Лесли Митчелл известен под псевдо­нимом Грессик ГИББОН (1901-1935) как автор трилогии "Шотландская тетрадь" (1932-1934). В романах "Песнь на зака­те", "Вершины в облаках" и "Серый гранит", составивших три­логию, прослежена история революционного движения в Шот­ландии на примере судьбы Крис и ее сына - организатора политической стачки. Герой трилогии - политзаключенный, за­кономерно приходящий в коммунистическую партию, традици­онно показан несгибаемым (отсюда метафора "серого гранита"). 
С деятельностью компартии Англии связал личную и творческую судьбу ирландский писатель Шон О'КЕЙСИ (1880-1964). В 1939 году вышел его автобиографический ро­ман "Я стучусь в дверь", положивший начало шеститомной эпопее "Зеркало в моем доме". Выходец из бедноты, О'Кейси начал трудовую жизнь с четырнадцати лет. Она привела его к забастовочному движению. Рассказ о себе перерастает в эпо­пее О'Кейси в художественную историю политической и гражданской войны. Дублинскому восстанию и борьбе за гра­жданские и социальные права ирландцев Шон О'Кейси посвятил пьесы "Юнона и павлин" и "Плуг и звезды", напи­санные в середине двадцатых годов. В годы войны он пишет антифашистские пьесы "Звезда становится красной" (1940) и "Красные розы для меня" (1942). Принципам социалисти­ческого реализма он остается верен и в послевоенном твор­честве. 

К тридцатым годам относятся лучшие книги Арчибальда Джозефа КРОНИНА (1896-1981). Врач по образованию, Кронин столкнулся с социальными контрастами жизни горняков, когда работал медицинским инспектором в Южном Уэльсе, и это стало основой конфликта в романах "Звезды смотрят вниз" (1935) и "Цитадель" (1937). Однако писатель не занимает актив­ной позиции и не возлагает больших надежд на революционные преобразования. Его проза, в том числе знаменитый "Замок Броуди" (1931), изображает общечеловеческие проблемы, сати­рически высвечивает людские пороки - деспотизм, культ нажи­вы и собственничество, продолжая традицию критических реали­стов в воспроизведении жизни такой, как она есть, нередко с натуралистической скрупулезностью медика вглядываясь в язвы общества. 

Нетрудно убедиться, что понятие "английская литература" многонационально. Ее создавали и знаменитый ирландец Д. Б. Шоу, и шотландцы А. Кронин и Г. Гиббон.  
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Джордж Бернард Шоу. Шоу снова иронизиру­ет над Англией

Джордж Бернард Шоу к началу двадцатого века уже стал достопримечательностью Англии: мастер гротескной комедии, выдающийся сатирик, ниспровергатель ханжеской морали викторианства. Посетивший Англию в 1924 году по пригла­шению Пен-клуба Карел Чапек оставил такой выразительный портрет: "А вот существо почти сверхъестественное - мистер Б. Читать далее »

Альбер Камю. Концепция человека абсурдного

Выдающийся мыслитель и писатель, лауреат Нобелевской премии 1957 года Альбер Камю родился в Алжире, окончил философский факультет в Оранском университете. Детство Камю прошло в среде белой бедноты. В студенческие годы он активно работал в передвижном театре труда. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-