Франсуа Мориак. Горькие и жестокие романы Мориака - Jaaj.Club
Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
2712
Флаг Auster[38]
1696
Флаг Jaaj.Club[42]
1403
Флаг Palevka-89[38]
620
Флаг Aist[39]
544
Флаг ka4ka[28]
458
Флаг tarakan[28]
429
Флаг Don Quijote[10]
220
Флаг gibulkaknop17[16]
205
Флаг BasK[10]
183

События

23.11.2024 05:26
📙📙📙

🔥Горячая новинка!🔥

Роман-участник Литмастерской Сергея Лукьяненко, бестселлер портала Author.Today.
Теперь в книжном магазине Jaaj.Club.


от нашумевшего автора


Октопус - Октавия КолотилинаОктопус - Октавия Колотилина

На самом дне Тихого океана скрыт город осьминогов. Главная героиня Рина Куравина с напарником проникают в подводные пещеры и попадают в плен. Всё было бы банально и просто, если бы не завязавшиеся отношения между Риной и одним из обитателей подводного мира.


📙📙📙
23.11.2024 05:07
🎄🎄🎄

Начался самый зимний турнир Jaaj.Club




Призовой фонд турнира

37500 Монета

Заработанные монеты можно тратить на рекламу своих произведений или книг, на покупку новых статей, спонсорство турниров и многое другое.



🎄🎄🎄
28.10.2024 12:17
***

Новая книга в издательстве "Коллекция Jaaj.Club" – "Дети Моря" от Елены Виховской уже в продаже!

Дети Моря - Елена Виховская

Не упустите возможность стать одним из первых читателей книги "Дети Моря" и окунуться в пучину захватывающих морских приключений.

***

Комментарии

Вообще, что такое чернь? Это чёрная часть рисунка, а точнее, сам процесс нанесения рисунка на серебряный фон. Она готовится из сплава свинца, серебра, красной меди, поташа, серы, буры, соли. Рисунок на серебряной пластинке мастером процарапывается, углубления замазываются им кашицей из черни, при нагреве она расплавляется и соединяется с серебром.
23.11.2024 Cocinera
Всё определяет вид ткани, из которого сшита одежда. Полезная информация об этом обычно указывается на ярлыке, который пришивается с изнаночной стороны.
23.11.2024 Клим
Серебро используют для всех изделий, как правило, высокой 925-ой пробы.
23.11.2024 Клим
Интересная статья, как раз изучал эту территорию, чтобы пересечь Амазонию.

Спасибо!
20.11.2024 Jaaj.Club
Светлана Поделинская:
Одна из самых необычных и захватывающих книг, которые я читала.

Рина - нетипичная героиня: взрослая женщина, учёный-гидролог. Ее манят глубины и подводный мир, однако и тут её отличает научный подход: любую интересную живность Рина готова безжалостно заспиртовать и сохранить для коллекции. Она получает заказ от нефтяной компании исследовать обитаемый подводный каньон. Вместе с другом и коллегой Хонером они погружаются в "бездну" и в пещерах попадают в ловушку, расставленную… осьминогами. Так учёные познакомятся с новым для себя видом - октопус сапиенс.



Мы увидим потрясающий мир, осьминожью метрополию, хрупкому микроклимату которой, тем не менее, угрожает человеческая цивилизация. Сами осьминоги по интеллекту ничем не уступают людям, а в чём-то и превосходят: они придумали переговорное устройство для понимания речи чужаков, органический генератор кислорода под водой, средства передвижения. Да и сами образы гигантских осьминогов, меняющих свой цвет в зависимости от эмоций, получились яркими, даже эпизодические запомнились. Их физиология, привычки, тактильные ощущения описаны автором с огромной симпатией и хорошим знанием биологии.

Действие романа будет происходить как под водой, так и на водой. Благородный и доверчивый осьминог Фьют, доставивший людей наверх, на корабль, в силу непреодолимых обстоятельств сам оказывается в ловушке и не может вернуться домой на дно, чтобы предупредить своих об опасности. И его новые друзья-учёные стремятся ему в этом помочь. Им предстоит отыскать заброшенный подводный город и выяснить тайну происхождения расы разумных осьминогов.

Книга фантастическая, но с вкраплениями других жанров. Здесь есть и приключения, и погони, и пираты. Но идеи книги гораздо глубже, чем видятся на поверхности бескрайней водной глади. Затронута проблема загрязнения океана и планеты, перед нами ставится ряд вопросов.

Можно ли предать друга ради сохранения своего биологического вида? Каково это - обречь на гибель другую цивилизацию во имя господства своей? Да, разумно, но правильно ли? И правы ли осьминоги, считая людей "уналашами", демонами? Было интересно наблюдать, как в Рине борются любопытство исследователя и симпатия к Фьюту. А сам осьминог Фьют, воспитатель младших поколений, "Луч Познания", оказывается человечнее многих людей. Он наивный, в чём-то забавный и очень самоотверженный - впрочем, это в голубой крови у всех осьминогов. Возможно, вам будет жалко какое-то время кушать сашими. Я вот вспомнила, как ела в Галисии тушёного осьминога, и вздрогнула😆

Книгу я прочитала за полтора дня и на одном дыхании! Прониклась абсолютно всеми героями, мне были понятны их душевные метания и муки выбора. А развязка во всех смыслах получилась фантастическая! 💥Рекомендую всем любителям морских приключений и красоты подводного мира🐙🐚🐠
20.11.2024 Octavia

Опрос

Как вы считаете, Jaaj.Club - это сложный сайт?


27.07.2019 Рубрика: Культура

Франсуа Мориак. Горькие и жестокие романы Мориака

Автор: Jaaj.Club
Классик французской литературы, один из "бессмертных", член Французской Академии и лауреат Нобелевской" премии, Франсуа Мориак был "нравственным гидом" поколения и летописцем сельской жизни в окрестностях Бордо, где находилось его родовое имение.
2693 0 0 4 1654
Франсуа Мориак. Горькие и жестокие романы Мориака
фото: inolit.ru
Классик французской литературы, один из "бессмертных", член Французской Академии и лауреат Нобелевской" премии, Франсуа Мориак был "нравственным гидом" поколения и летописцем сельской жизни в окрестностях Бордо, где находилось его родовое имение. 

Воспитанный матерью в традициях строгого католицизма, он учился в коллеже конгрегации Пресвятой девы, затем на филологическом факультете в Бордо и в училище по изучению древних рукописей в Париже. Здесь получили признание его стихи, которые ходили в рукописях, а в 1909 году вышел первый сборник "Руки, сложенные для мо­литвы", сделавший Мориака известным поэтом. Впоследствии он напишет стихи, изданные в сборниках "Прощание с от­рочеством" (1911), "Пропавший без вести"(1918), "Грозы" (1925). Есть у Мориака труды по христианско-религиозным пробле­мам: "О нескольких беспокойных сердцах". Краткие опыты религиозной психологии" (1920), "Жизнь Иисуса" (1936). 

Мориак прежде всего известен благодаря своим романам, первый из которых появился в 1913 году ("Дитя под бременем цепей") и был во многом автобиографическим, как и вся про­за Мориака. Проблематику этого романа продолжат после­дующие романы - "Патрицианская тога", "Плоть и кровь", "Матерь", "Поцелуи, дарованные прокаженному". Особую популярность получат "Тереза Дескейру" и "Конец ночи". В них изображена провинция с ее патриархальной моралью се­мьи, растительным образом жизни, замкнутой на биологических циклах, с одной стороны, и возвышенными порывами духа, стремлением вырваться из оков, с другой. Так рождается философия провинции, противопоставленной Парижу, которую Мориак проверил на себе, разделив свой быт на две части. В книге "Провинция" он пишет: "Париж - это насе­ленное одиночество, провинциальный городок - это пустыня без одиночества... Провинция лицемерна. Париж навязывает однообразие". 

Хотя большинство романов Мориака посвяще­ны времени прошлому, концу XIX - началу XX века - до пер­вой мировой войны, тем не менее, в них исследуется пробле­матика, актуальность которой и сегодня несомненна: одиночествo в семье, поведение нa грани патологического смещения и преступления, прорыв к христианской идее жизни. Сфера исследования Мориака - психология индивида, в котором романист изолирует одну страсть, показывает человека между Богом и бытовым укладом. "Эта душa, стало быть, и есть мое творение", писал он в статье "Романист и его персонажи". Его роман почти не выходит за пределы социально-психологического исследования, а точнее, семейно-бытового. 

В автобиографических "Интимных заметках" Мо­риак отмечал влияние на него Толстого и Чехова, Пруста и Достоевского. Вместе с тем, как современник Фрейда, он не­редко почти на подсознательном уровне пытается анатомиро­вать эгоизм и страсть к накоплению, индивидуализм и наси­лие над собой. Его герои - в двоичной, связанной ситуации, которую Мориак называл клеткой. 

Цель своего искусства как романиста Мориак видел в том, чтобы "писать жизнь", и для осуществления этой цели, считал он, следует пытаться пере­дать "человеческую симфонию, в которой все участвуем и где все судьбы дополняют друг друга и взаимопересекаются". Однако на этом пути, по мнению Мориака, романиста подстерегает немало трудностей - ни один художник не преодо­левает внутреннее противоречие, присущее искусству романа. "Оно (искусство) претендует на роль науки о чело­веке - о человеке, в этом кипящем страстями мире, ус­тойчивом и текучем, а может лишь вырвать из этого живого клубка, установить и рассмотреть под мощным увеличительным стеклом одну страсть, одну добродетель, один порок..." - так в статье "Романист и его персонажи" предельно точно описано искусство самого Мориака, для которого человек - это "кипящий страстями мир". 

Такова его Тереза Дескейру из романа, названного ее име­нем. Она всю жизнь тяготилась провинциальным захолустьем, каким представлялся ей родной край, где ничего не происхо­дит. Аржелус поистине стоит на краю света: дальше уж ни проехать, ни пройти; тут нет ни церкви, ни мэрии, ни клад­бища, лишь несколько разбросанных вокруг ржаного поля ферм, среди которых господские дома семейств Ларок и Дескейру. Терезе Ларок судьбой предопределено замужество с Бернаром Дескейру, соседом, брак с которым удобен,чтобы объединить угодья. Во всем остальном Бернар Дескейру, человек с боль­ным сердцем, мучимый страхом смерти и постоянным недомоганием, никогда не нравился Терезе. Её раздражал его пустой взгляд, все труднее было переносить его тело, и семья все чаще становилось ей обузой: "Она видела перед собой клетку с бесчисленными живыми прутьями решетки - клетку, где кругом уши и глаза. И там она, Тереза, сидит, скорчившись в углу, обхватив руками колени, уткнувшись в них подбородком, и так и будет сидеть, дожидаясь смерти". Сильная натура Терезы рвется из оков традиционной семьи. Ей видится другая жизнь, возможно та "умственная", рассказом о которой так впечатлил её провинциальный ум парижанин Азеведо. Стремясь к подлинности бытия, к утверждению своего личностного предназначения, Тереза стано­вится на преступную стезю: она пытается избавиться от нена­вистного мужа, кажущегося единственным препятствием на ее пути. 

В романе о преступлении и наказании Терезы, как и в романе Достоевского, детективная фабула подчинена исследованию психологического и нравственного фона, на котором происшедшее стало возможным. Для Мориака Тереза - это "темная и страстная душа" с незаурядной силой характера; еще в лицее она славилась умом, "а ум,как известно, ведет к вольномыслию". Ее детство - "чистый, светлый исток самой мутной из рек", в которой замужество и тоскливая обыден­ность; она решилась ее разорвать и отчаянно ринулась в зияющую пропасть преступления. Мориак-католик ищет мо­тивы, которые позволят увидеть ему в своей героине "святую отравительницу". Автор верен призыву Бодлера, чьи слова поставил эпиграфом к роману: "Господи, смилуйся, смилуйся над безумцами, над безумными мужчинами и женщинами! Разве может считать их чудовищами тот, кто один только зна­ет, почему они существуют на свете, отчего они стали такими и как они могли бы не быть чудовищами?" Мориак показыва­ет страстное желание Терезы объяснить мужу, что с ней про­исходит, ее безнадежное одиночество, напряженную работу души и муки, заставившие ее признать, что она "создана по образу и подобию этого бесплодного края, где нет ничего жи­вого, кроме перелетных птиц да диких кабанов". Живая душа мятущейся Терезы дает право автору быть не только ее судь­ей, но и адвокатом.

Судьба Терезы продолжала интересовать Мориака и во втором романе о ней, "Конец ночи", явившемся продолжени­ем сюжетной линии "Терезы Дескейру". После судебного процесса клан мужа решил не выносить сор из избы и наказать Терезу изгнанием. Она отлучена от семьи и выдворена в Париж. Но город мечты Терезы оказывается ей столь же враждебным, как просторы родной провинции. В романе почти повторены сюжетные линии "Терезы Дескейру" на судьбе дочери Терезы, Марии, которая ищет в Париже у матери по­мощи в сердечных делах. Тереза помогает дочери, но сама, выброшенная из клетки, не находит ни свободы, ни удовле­творения. Вне семьи Тереза приобретает неуловимые признаки, которые постепенно отмечают одинокого человека - подсте­регаемую "добычу этой немой толпы". Мориак делает акцент на том, что нельзя освободиться от своего прошлого. Его Те­реза несчастна вдвойне. Католик Мориак пытается провести мысль о христианском конце страданий Терезы, дающих ей право на милосердие Бога. 

Двоичность и полярность для Мориака - закон всего сущего, и ему он продолжает следовать в романе "Клубок змей" (1932), написанном в форме дневника шестидесятивосьмилет­него адвоката. Повествование от первого лица, характерное в целом для романов Мориака, служит и здесь герою поводом, как на исповеди, раскрыть душу и разобраться в своих непро­стых взаимоотношениях с женой, детьми и внуками. Перед нами еще одна мориаковская модель мира - семья, разъединенная ненавистью и отчужденностью. Свою жизнь с женой адвокат называет "долгой эрой великого молчания, которое длится уже пятое десятилетие". Никогда не стремился он по­нять и детей, не испытал отцовского инстинкта, а вот отцов­ская ревность возрастает в нем по мере усиления страстной, любви к детям со стороны жены. Он обвиняет жену в алчности, в том, что для нее он - лишь "автомат, выбрасы­вающий тысячефранковые кредитки, автомат неисправный, работающий плохо, надо его постоянно встряхивать". Этот еще не самого преклонного возраста мужчина предельно стар и дряхл душой. Его гнетет неудовлетворенность - типичный комплекс неудачника, готового обвинить всех вокруг в своих нереализованных амбициях, а точнее, просто обвинять. Это заскорузлый индивидуалист, не приведший в гармонию свои претензии и возможности, что и разрывает его душу. "А я ведь даровитый человек. Будь возле меня в ту пору любящая женщина, каких только высот я бы не достиг",- пишет в своем дневнике герой романа. Но уверенности в этом нет ни у самого исповедующегося, ни у читателей. Почему же не лю­бил он свою работу, почему не довольствуется достигнутым? Вместе с тем герой романа вызывает симпатии, хотя бы пото­му, что не склонен идеализировать себя. Он знает, что "не­нависть, злопамятство и гневливость - черты наследствен­ные" в его роду, что сребролюбие у него тоже в крови, как алчность к земле и деньгам. Он сетует на то, что ему неведо­ма утешительная способность к изворотливому самообольще­нию, которое облегчает жизнь большинству людей: "...если мне случалось совершать что-нибудь гадкое, низкое, то я пер­вый отдавал себе в этом отчет". Таким образом, Мориак и в этом романе достигает своей цели как романист и вызывает сочувствие и жалость в чи­тательском сердце к еще одной "пожираемой ненавистью и алчностью душе", убеждая читателя в том, что единственный Бог - это золото - превращает людей в гадюк, лишает их души гармонии и счастья, при том, что все, казалось бы, для этого у них имеется. 

«"Клубок змей", по-видимому, - писал Мори­ак в статье "Романист и его персонажи",- семейная драма, но по сути это история восхождения. Я попытался проследить одну человеческую судьбу и сквозь всю грязь жизни добраться до ее чистого источника. Книга кончается, когда я возвращаю своему герою, этому сыну тьмы, его права на свет и любовь, одним словом, на бога". 

В "горьких и жестоких" романах Мориака - трагичный накал страстей, кризис чувств и неспособность к счастью как к состоянию длительному и стабильному, кризис моральных качеств, в которых человек издавна находил для себя спасе­ние: материнская любовь может оказаться деспотичной и пре­вратить сына в собственность, которой владеют безраздельно ("Матерь"); бедная и красивая девушка, вопреки сердцу и в угоду морали, приносит себя в жертву уродливому калеке, владеющему большими угодьями, и тем самым обрекает себя на гибель ("Поцелуй, дарованный прокаженному"); глубокое отчуждение Поля и Люси Курреж в романе "Пустыня любви", одноименном со стихотворением А. Рембо, тоже род само­убийства. "Жизнь большинства людей - мертвая дорога и никуда не ведет", и людям ничего не остается, как ринуться в пучину или возвратиться вспять,- констатирует Мориак в романе "Дорога в никуда", тем самым обобщая трагическую человеческую судьбу.  
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Жан-Поль Сартр. Пытка мыслью

Драматург, публицист, прозаик, известный философ-экзистенциалист, участник Сопротивления, Жан-Поль Сартр был идейным руководителем молодежной революции конца шестидесятых, сторонником "новых левых" и экстремизма. Читать далее »

Ромен Роллан. Недоверие Роллана к партиям вообще

Ромен Роллан, автор "Жана-Кристофа" и "Кола Брюньона", был близок русской культуре, переписывался в разные годы жизни с Л. Н. Толстым, М. Горьким, Н. Рубакиным. Период с 1914 по 1919 год у Роллана насыщен публицистической деятельностью, в основе которой - отклик на войну, вначале представлявшуюся ему "массовым психозом" и только позднее открывшуюся в своей обнаженной сути - как столкновение хищнических интересов разных слоев и групп. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-