Манифестом французского Сопротивления, распространявшимся в листовках, стало стихотворение Поля ЭЛЮАРА (Эжен Грендель, 1895-1952) "Свобода", вошедшее в сборник "Поэзия и правда 1942 года". Это был год, когда Элюар, скрывавшийся у друга в больнице, вступил в коммунистическую партию Франции и включился в активную редакторскую деятельность по подготовке подпольных изданий.
Стихотворение "Свобода" расклеивалось вместе с листовками, воспринималось как гимн, обобщенно выразивший чувства преданного своим правительством, но несдавшегося народа.
В стихотворении двадцать одна строфа, все они заканчиваются одной и той же строкой - "имя твое пишу", - и только в конце всего стихотворения единожды называется та, чьё имя носит в себе поэт, - Свобода. Отсюда впечатление о препятствии, стоящем на пути поэта, о сдавленности его крика-шепота:
На школьных своих тетрадках
На парте и на деревьях
На песке на снегу
Имя твоё пишу
На руинах своих убежищ
На рухнувших маяках
На стенах печали своей
Имя твоё пишу
И властью единого слова
Я заново жить начинаю
Я рождён чтобы встретить тебя
Чтобы имя твоё назвать
Свобода
(Пер. М. Ваксмахера)
Участник двух войн, антифашистской борьбы в подполье, Элюар много поэтических строк посвятил политической тематике, невзирая на то, что начинал вместе с сюрреалистами, что через всё его творчество проходят темы мира, любви, счастья. (Жена поэта
Елена Дьяконова позднее станет женой
С. Дали.) Характерна тональность маленького стихотворения "Наша жизнь" из сборника "Лишнее время":
Не в одиночку мы к цели идем а вместе с любимой
Понимать научившись любимую мы научимся всех понимать
Все мы друг друга полюбим наши дети будут смеяться
Над черной легендой о человеке который был одинок
(Пер. М. Ваксмахера)
Творческое наследие Элюара насчитывает десятки поэтических сборников - от первых "Долг и тревога" (1917), "Животные и их люди, люди и их животные" (1920) и сборника "Мужество" (1944), куда вошли такие известные стихи периода Сопротивления, как "Мужество", "Тупые и злобные", "Оружие скорби", до сборников послевоенных.
В них зашифрован в неповторимой образности и метафорике путь поэта "от горизонта одиночки к горизонту всех людей", путь прирожденного лирика, заставившего свои стихи разоблачать фашизм, спасая свободу.
Стихи Элюара иллюстрировали знаменитые художники, друзья и современники поэта
Макс Эрнст и
Пабло Пикассо, чья знаменитая "Голубка", ставшая символом, "слетела" с рисунка в книге Элюара "Лицо мира" (1951). Сборник "Жаркая жажда жить" (1946) снабжен двадцатью пятью рисунками
Марка Шагала. Стихи в нём местами сильно напоминают "манеру художника, как, например, открывающее сборник стихотворение "Марку Шагалу":
Корова осёл петух или конь
И вот уже скрипки живая плоть
Человек одинокая птица певец
Проворный танцор со своей женой
Чета окунувшаяся в весну