Литература антифашистского Сопротивления - это многочисленные произведения, прежде всего поэзия и публицистика как самые мобильные и быстрореагирующие на события, созданные в оккупированных гитлеровской Германией и фашистской Италией странах Западной Европы, а также в странах фашистской коалиции в годы второй мировой войны (1939-1945).
К ней может быть присоединена литература Народного фронта, которая сложилась как реакция на приход в 1933 году к власти Гитлера и на сопровождавшие этот приход массовые репрессии в Германии, на фашистские путчи во Франции (1934), в Испании (1937), фашистскую диктатуру в Греции (1936). Народный фронт - не только этап истории; это еще и система идей и философская концепция, мобилизовавшая поэтов, художников, вообще эстетику, вызвавшая новые формы искусства, ритмы и лексику для активной защиты личности и свободы. Рост патриотических настроений способствует широкому распространению массовой революционной песни, маршей, "малых" форм литературы.
Тридцатые годы, предваренные экономическим кризисом в ряде стран Европы и США, вошли в историю как "красное десятилетие", потребовавшее сплочения всех прогрессивных и демократических сил перед фашистской угрозой, осознания роли народа в противостоянии насилию.
Новая волна наступления на демократию и революцию ознаменовалась политическими убийствами Джо Хилла в Америке в 1916 году, лидеров немецкой революции Карла Либкнехта и Розы Люксембург в 1919-м, процессами над Сакко и Ванцетти. Это годы движения в защиту Грамши, Тельмана, Бехера, обвиненного в государственной измене за антивоенный роман "Люизит" (1925), судебного процесса над Георгием Димитровым, разоблачившим перед всем миром роль нацизма в поджоге рейхстага и защитившим обвиненных в этом "преступлении" коммунистов.
Время заставило гуманистов осваивать чуждые им насильственные методы борьбы, а литераторов - "науку ненависти" и жестокости.
В тридцатые годы в разных странах широко издаются книги советских писателей - Фадеева, Горького, Маяковского, Гладкова. Литература заметно политизируется и революционизируется: создаются ассоциации революционных писателей и художников во Франции и Греции, Союз пролетарско-революционных писателей Германии. С антифашистскими манифестами выступают писатели Чехии, Словакии, Югославии, издаются революционно ориентированные журналы, усиливается интерес к теме классовой борьбы в историческом аспекте, в частности к темам французской революции конца XVIII века и Парижской коммуны.
Среди прозаических жанров особой популярностью пользуется социальный и антифашистский романы и публицистика, в которой центральное место занимают книги об Испании, о героическом международном фронте, собравшем под знамена Испанской республики антифашистов из стран Европы, Америки, Советского Союза.
Тридцатые годы в истории мировой литературы - это годы напряженной борьбы писателей и самого слова, приравненного к оружию. Это годы международных конгрессов деятелей культуры и писателей в защиту мира (Амстердам, Париж, Варшава, Прага, Харьков), мирных деклараций и пацифистских призывов.
Однако все эти усилия не смогли предотвратить вторую мировую войну. Война потребовала колоссальных человеческих жертв; среди погибших немало писателей-Пали в боях, расстреляны без суда и следствия хорват Иван Горан Ковачич, венгр Миклош Радноти, испанец Федерико Гарсия Лорка, болгарин Никола Вапцаров... В этом мартирологе имена А. де Сент-Экзюпери и Ю. Фучика, Р. Десноса и К. Бачиньского, В. Ванчуры и Т. Боровского.
Рассмотрим литературу Сопротивления на примере поэзии некоторых европейских писателей и книги Юлиуса Фучика.
Сопротивление во Франции, к которому примкнули П. Элюар и Р. Деснос, объединило сюрреалиста Ф. Супо и дадаиста Т. Тзару, коммуниста Л. Арагона и экзистенциалиста А. Камю. Так, например, Т. Тзара оставляет эксперименты с "автоматическим письмом" и налаживает помощь испанским республиканцам, едет в осажденный Мадрид, руководит в подполье деятельностью национального комитета. Пока было возможно, поэзия, проза, публицистика Сопротивления издавалась легально, отдельными сборниками. В годы террора и усиления казней литература уходила в подполье, размножалась рукописно. Только после окончания второй мировой войны широкому кругу читателей стало известно многое из того, что удалось сохранить как памятник несгибаемости человеческого духа, воли к свободе.