Глубоко научное и систематическое изложение проблем марксистской эстетики содержат труды венгерского философа и литературоведа Дьердя ЛУКАЧА (1885-1971), писавшего на венгерском и немецком языках. Его первые работы, среди которых "Душа и формы" (1910), обратили на себя внимание Томаса Манна, назвавшего Лукача одним из выдающихся литературных критиков Европы.
Сын крупного венгерского магната, коммунист Лукач занимал пост народного комиссара по просвещению в советском правительстве Венгрии, с 1933 по 1945 год жил и работал в Москве. Эстетика Лукача строится на основах реалистических традиций, неприятии формалистических теорий, иррационализма в философии и эстетике, которые, по его мнению, способствовали распространению фашистской идеологии. Вместе с тем Лукач полемизировал с вульгарной социологией и придавал большое значение поэтике художественного произведения.
Разветвленную систему взглядов Лукача в развитии представляет его обширное наследие, в котором основное место занимают такие фундаментальные работы, как "Теория романа" (1920), "Литературные теории XIX века и марксизм" (1937), "К истории реализма" (1939), "Ответственность писателей" (1944), "Русский реализм в мировой литературе" (1951), "Разрушение разума" (1954), монументальные труды по эстетике ("Эстетика", "Своеобразие эстетического", 1963).
Начинал Лукач как последователь Гегеля и Канта. Интерес его к марксизму вызван критикой идеалистической философии, которая при всех несомненных успехах в разработке диалектики индивидуального и общего, чувственного и рационального, эгоизма и бескорыстия не смогла, по мнению Лукача, постичь главные параметры исторически меняющейся сущности человека, реальной действительности и жизни человеческого общества.
Лукач строит свою эстетику с учетом идеи Энгельса о самосотворении человека посредством собственного труда, принимая во внимание социальное и классовое. Что же касается концепции социалистического реализма, то, имея возможность наблюдать его развитие на протяжении длительного времени, исследовав влияние на литературу судебных процессов и массовых репрессий сталинизма, он пришел к выводу, что в тридцатые годы значение русской литературы уменьшилось, о чем написал в 1968 году в статье "Великий Октябрь 1917 года и современная литература": "Конечно, время от времени - прежде всего в трудный начальный период второй мировой войны - еще появляются достаточно заметные произведения, но в целом то, что принято называть социалистическим реализмом, в действительности представляет собой явление, которое я некогда определил как казенный натурализм, обрамленный так называемой революционной романтикой, служащей для того, чтобы в принципе замазать всякую разницу между желанием, воображением, официальным сообщением и действительностью и предоставить полную свободу действий бюрократическому манипулированию".
Как ни парадоксально, но, по наблюдению Лукача, социалистический реализм оказался дискредитированным именно в момент своего утверждения на Первом съезде советских писателей, когда он был объявлен обязательным, единым и унифицированным методом. И об этом писали не только противники марксизма в литературе, но и его сторонники.
Как же теории нового искусства воплотились на практике, в творческой деятельности писателей мира? Долгое время в нашей науке существовала истина, не требующая доказательств, что идеи Октябрьской революции вызвали к жизни множество высокохудожественных произведений, достоинства которых определялись прогрессивностью позиции художника. Равняясь на эту формулу, многие наши учебники и учебные пособия по зарубежной литературе пытались находить положительные аргументы, относя к социалистическому искусству все, что отражало новые, социалистические идеи, все те произведения, где речь шла о классовой борьбе и победе пролетариата. Такой подход вряд ли можно считать исторически верным, не говоря уже о том, что он игнорирует эстетические критерии.
Октябрьская революция, несомненно, повлияла на всю мировую культуру. Однако это влияние локализовано теми странами, где обострялась революционная борьба, и теми десятилетиями, когда потребности борьбы политической доминировали, как, скажем, перед второй мировой войной. Влияние революционной эстетики справедливо отмечается в книгах А. Барбюса и Д. Стейнбека ("Гроздья гнева"); пьесах и романах Шона О'Кейси (1880-1964), посвященных борьбе ирландского народа за свою независимость; в романах датского писателя-коммуниста Мартина Андерсена-Нексе (1869-1954) "Дитте - дитя человеческое" (1917-1921), "Морген Красный" (1945-1948), исландского писателя Хадцора Лакснесса (род. 1902) "Салка Валка" (1931), "Самостоятельные люди" (1935); в ряде других книг, созданных в тридцатые годы. Как правило, они повествовали о классовых противоречиях и формировании революционного сознания, критиковали буржуазную мораль, культ денег. В них выражена гуманистическая идея о праве всех людей на достойную жизнь, сделана попытка понять причины бедственного существования и найти выход с помощью революционной борьбы. Что же касается поэтики социалистической литературы в целом, то она требует теоретических разработок на определенном временном интервале. То, что легко выявляется на уровне мировоззренческом - присутствие новой идеи, функциональное отношение к художественной литературе как революционно-преобразующему фактору, - на уровне поэтики укладывается в достаточно традиционную схему.
В социалистическом искусстве ведущую роль играет социальный анализ, преобладают описательность и жизнеподобные формы. Возможно, социалистический реализм и не создал свою палитру изобразительно-выразительных приемов, подобно таким методам, как натурализм, романтизм или модернизм. Тем не менее концепция человека, искусства, проблема героя несут на себе выразительную печать нового мировоззрения и не могут не преломляться в поэтике. При анализе отдельных произведений, в контексте историй национальных литератур, целесообразно акцентировать вопросы жанра, стиля, метода, позиции автора, героев и характеров, то есть вопросы поэтики. В контексте дальнейших рассуждений предпочтительнее пользоваться термином "социалистическая литература" или "литература социалистической ориентации".