Книги зарубежных писателей, рассказавшие миру об Октябрьской революции, как бы они ни различались оценочными суждениями и позицией, объединяются как жанрово-художественное явление.
Это публицистика, в основе которой свидетельство, документ, репортаж. Это беллетризованный очерк, широко использующий эссеистику.
Популярность документального жанра возросла в литературе начала века; наметилась тенденция переносить его достоинства на прозу вообще и в частности на жанр романа, который в своем классическом варианте "альковной истории" казался устаревшим, неспособным отвечать на запросы времени.
В разных странах Европы проходили дискуссии по проблеме "роман или репортаж?", и ответ нередко был в пользу репортажа, который, как тогда представлялось, успешно конкурировал с романом. И действительно, эстетика романа, как и других жанров, испытывала в то время определенное давление тематики борьбы, классовых сражений. Это можно заметить и на примере романа Барбюса "Огонь", и на примере последней части "Очарованной души" Роллана.
К такому жанровому симбиозу документализма и художественного очерка тяготеет роман "Слепящая тьма" английского писателя Артура КЕСТЛЕРА (1905-1983).
Психолог и журналист, Артур Кестлер работал в 1926-1939 годах в СССР как корреспондент ряда газет, в 1931 году вступил в компартию Германии, был в Испании, попал к фашистам, избежал расстрела благодаря вмешательству международной общественности.
Роман "Слепящая тьма" (1940) - это беллетристическое исследование патологической деградации революционной идеи. Как только она оказалась осуществленной, революция стала пожирать своих сыновей. Материалы сталинских процессов, на которых "преступники" сознавались в преступлениях, им приписанных, напоминали грандиозное шоу по всей стране, участниками которого были не профессиональные артисты, а все население этой страны.
Кестлер достаточно вольно обращается с историческим материалом, однако не только русские фамилии героев (Рубашов, Глеткин) делают очевидным именно русский опыт. Взаимоотношения арестованных и следователей, изнуряющие допросы и пытки, имеющие целью сломать, изуродовать человека, чудовищное недоверие к личности и человеческой жизни - все это, взятое из советской действительности, ложится в основу исследования ложной идеологии, перерождения революции как таковой.
Политизация художественной литературы - одно из следствий революционной эпохи. Путь "прощания с прошлым" Ромена Роллана характерен для целого ряда художников разных стран мира, которые, поверив в русскую революцию, пытались соединить политику и литературу, быть актуальными и в своих художественных исканиях, привнося в произведения искусства нередко чуждую им политическую заданность.