Индийский писатель Рабиндранат ТАГОР (1861-1941) приехал в СССР в 1930 году, невзирая на возраст и осуществляя свою давнюю мечту.
Первый среди писателей Азии лауреат Нобелевской премии (1913), Тагор был известен как выдающийся мыслитель и мастер разных жанров. Тонкий лирик, автор великолепных "Гитанджали", он писал стихи на бенгали и сам переводил их на английский. Он - автор философских драм и публицистики, путевых очерков и новелл. В романах "Гора" (1907-1910), "Дом и мир" (1915-1916), "В тенетах жизни" (1930) Тагор показал себя мастером психологического и социального анализа.
Общественный деятель, он призывал к единению всех индийцев, независимо от кастовой и религиозной принадлежности, сам принимал активное участие в борьбе за освобождение человека. Наконец, талантливый график и живописец, Тагор оставил более двух тысяч рисунков и картин.
В Россию Тагор ехал с большой надеждой увидеть осуществление вековых идеалов человечества. Цивилизация, был убежден Тагор, страдает хроническими болезнями, ее надо лечить, и сделать это можно, освобождая человека труда, раскрепощая личность. Он подчеркивал, что ехал в СССР поучиться и узнать, как решаются здесь проблемы культуры. В Советском Союзе Тагор пробыл две недели, много встречался с рабочими, крестьянами, учеными, педагогами, дал многочисленные интервью, в том числе и на открытии выставки его картин, приуроченной к приезду знаменитого писателя.
Письма, которые он посылал из Европы своим близким и друзьям, составили вышедшую отдельным изданием в 1931 году книгу "Письма о России", - публикация полного перевода ее на английский язык была запрещена колониальными властями. Общий тон книги - восторженный. Писатель не может поверить, что "всего за десять лет в России не только вывели из тьмы невежества и унижения сотни тысяч людей, не только обучили их грамоте, но и воспитали в них чувство человеческого достоинства", что дали возможность приобщиться к просвещению всему народу, что "желающих попасть в театры - множество, и все это - крестьяне и рабочие". В огромном государстве, которое Тагор по уровню нищеты мог сравнить лишь со своей многострадальной Индией, он почувствовал поразительную созидательную энергию, устремленную к одной цели, он увидел страну, которая "...собрала все свои силы, связала их единой нервной системой и как бы превратилась в один гигантский организм, в одну колоссальную личность".
Тагору близка общечеловеческая направленность русской революции, в которой он усматривает новый этический кодекс, основу для новой нравственности:"Сейчас в мире есть лишь один народ, который заботится не только о своих собственных интересах, но и о судьбах всего мира. Мы не знаем, вечно ли будет звучать голос России, но одно несомненно: в наш век проблемы нации являются частью общечеловеческих проблем, и с этим нельзя не считаться". Восторженный пафос книги отвечал установкам писателя и объяснялся слишком кратким периодом наблюдений над новой русской действительностью.